Файл: Законы взаимодействия и движения тел Урок 20 21 физика.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§

9

класс

Глава 1

Законы взаимодействия

и движения тел

Урок

§ 20 - 21

ФИЗИКА

Ум человеческий имеет три ключа, все открывающие: знание, мысль, воображение – все в этом В. Гюго

Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист

может остановить ногой или головой,

то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно,

человек не остановит.

Почему ?

Стакан с водой находится

на длинной

полоске прочной бумаги.

Если тянуть полоску медленно,

то стакан движется

вместе с бумагой. А если резко

дернуть полоску бумаги -

стакан остается неподвижный.

Теннисный мяч, попадая

в человека, вреда не причиняет,

однако пуля, которая

меньше по массе, но движется

с большой скоростью

(600—800 м/с),

оказывается смертельно

опасной.

При упругом столкновении двух тел оба тела приобретают новые скорости

Опыт :

«impulsus» (латинский) – толчок, удар

.

Импульс тела.

Закон сохранения импульса

Изменение импульса тела

происходит при взаимодействии тел Например, при ударах

Опыт :

При взаимодействии тел

их импульсы могут изменяться

Если два или несколько тел взаимодействуют только между собой (т.е. не подвергаются воздействию внешних сил),

то эти тела образуют замкнутую систему

Импульс тела - это

важнейшая величина

Импульс тела называют количеством движения

m

У какого тела модуль импульса больше:

у спокойно идущего слона или летящей пули?

В среднем вес взрослого слона колеблется в пределах 2,5-7 тонн, при этом самки весят почти вдвое меньше, чем самцы

Для пистолетных патронов дульная скорость примерно равна 300—500 м/с, для промежуточных и винтовочных 700—1000 м/с

6,2-7,2 г

наган

7,5-8 г

парабелулм

При взаимодействии тела с другим телом, его импульс может полностью или частично передаваться другому телу

Импульс замкнутой системы тел есть

величина постоянная (Закон сохранения импульса)

1

2

3

4

Опыт :

Объясните, почему воздушный шарик движется


противоположно струе выходящего из него сжатого воздуха

Опыт :

Реактивное движение - движение тела при отделении от него некоторой массы

(какой – то его части с некоторой скоростью)

Слова Константина Эдуардовича Циолковского:

«Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед»

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)

Главный конструктор ОКБ-1 НИИ-88

10 апреля 1950 — 14 января 1966

Сергей Павлович Королёв

Опыт :

Сегнерово колесо

двигатель, основанный на реактивном действии вытекающей воды

Было  изобретено венгерским учёным Я. А. Сегнером (J. A. Segner) в 1750 году 

и явилось прообразом гидравлической турбины

Реактивное движение можно обнаружить и в мире растений. В южных странах и на нашем побережье Черного моря произрастает растение под названием «бешеный огурец» . При созревании семян внутри плода создается высокое давление в

результате чего плод

отделяется от подложки,

а семена с большой силой

выбрасываются наружу.

Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет «бешеный огурец» более чем на 12 метров.

Для любознательных
  • Две материальные точки равной массы

  • движутся навстречу друг другу с равными

    по модулю скоростями.

    Чему равен импульс системы точек?
  • Человек сидит в лодке, покоящейся на поверхности воды.

  • Что произойдёт с лодкой, если человек начнёт переходить с кормы на нос лодки?
  • Орудие при выстреле испытывает отдачу.

  • Одинаковы ли по модулю:

    а) импульсы орудия и снаряда?

    б) скорости орудия и снаряда?
  • На одинаковое ли расстояние можно бросить камень вперёд:

  • а) стоя на земле?

    б) стоя на коньках на льду?
  • Импульс тела массой m , двигающегося со скоростью

  • и ускорением , равен

    а) б) в) г)
  • Примером реактивного движения является вращение

  • а) сегнерова колеса , б) вала турбины,

    в) ножа кофемолки , г) колеса автомобиля

Тест

  • Направление импульса тела всегда совпадает с направлением

  • а) перемещения, б) ускорения,

    в) скорости, г) силы
  • Тележка массой 200 г движется равномерно по горизонтальной поверхности стола со скоростью 2 м/с.

  • Чему равен ее импульс?

    а) 0,4 кг м/с , б) 0,2 кг м/с, в) 4 кг м/с

Тело брошено вертикально вверх. Как будут изменяться импульс, скорость и ускорение?

Физические

величины

Их изменение

А) импульс

Б) скорость

В) ускорение
  • не изменится
  • увеличится
  • уменьшится

Тело брошено вертикально вниз.

Как будут изменяться импульс, скорость и ускорение?

УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ

Физические

величины

Их изменение

А) импульс

Б) скорость

В) ускорение
  • не изменится
  • увеличится
  • уменьшится

Почему ?

Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист

может остановить ногой или головой,

то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно,

человек не остановит.

Теннисный мяч, попадая

в человека, вреда не причиняет,

однако пуля, которая

меньше по массе, но движется

с большой скоростью

(600—800 м/с),

оказывается смертельно

опасной.

Стакан с водой находится

на длинной

полоске прочной бумаги.

Если тянуть полоску медленно,

то стакан движется

вместе с бумагой. А если резко

дернуть полоску бумаги -

стакан остается неподвижный.


  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
  • Отметьте положительные моменты урока.
  • Что можно было сделать еще лучше?

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Конфуций