Файл: Законы взаимодействия и движения тел Урок 20 21 физика.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§
9
класс
Глава 1
Законы взаимодействия
и движения тел
Урок
§ 20 - 21
ФИЗИКА
Ум человеческий имеет три ключа, все открывающие: знание, мысль, воображение – все в этом В. Гюго
Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист
может остановить ногой или головой,
то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно,
человек не остановит.
Почему ?
Стакан с водой находится
на длинной
полоске прочной бумаги.
Если тянуть полоску медленно,
то стакан движется
вместе с бумагой. А если резко
дернуть полоску бумаги -
стакан остается неподвижный.
Теннисный мяч, попадая
в человека, вреда не причиняет,
однако пуля, которая
меньше по массе, но движется
с большой скоростью
(600—800 м/с),
оказывается смертельно
опасной.
При упругом столкновении двух тел оба тела приобретают новые скорости
Опыт :
«impulsus» (латинский) – толчок, удар
.
Импульс тела.
Закон сохранения импульса
Изменение импульса тела
происходит при взаимодействии тел Например, при ударах
Опыт :
При взаимодействии тел
их импульсы могут изменяться
Если два или несколько тел взаимодействуют только между собой (т.е. не подвергаются воздействию внешних сил),
то эти тела образуют замкнутую систему
Импульс тела - это
важнейшая величина
Импульс тела называют количеством движения
m
У какого тела модуль импульса больше:
у спокойно идущего слона или летящей пули?
В среднем вес взрослого слона колеблется в пределах 2,5-7 тонн, при этом самки весят почти вдвое меньше, чем самцы
Для пистолетных патронов дульная скорость примерно равна 300—500 м/с, для промежуточных и винтовочных 700—1000 м/с
6,2-7,2 г
наган
7,5-8 г
парабелулм
При взаимодействии тела с другим телом, его импульс может полностью или частично передаваться другому телу
Импульс замкнутой системы тел есть
величина постоянная (Закон сохранения импульса)
1
2
3
4
Опыт :
Объясните, почему воздушный шарик движется
противоположно струе выходящего из него сжатого воздуха
Опыт :
Реактивное движение - движение тела при отделении от него некоторой массы
(какой – то его части с некоторой скоростью)
Слова Константина Эдуардовича Циолковского:
«Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед»
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)
Главный конструктор ОКБ-1 НИИ-88 |
10 апреля 1950 — 14 января 1966 |
Сергей Павлович Королёв
Опыт :
Сегнерово колесо
двигатель, основанный на реактивном действии вытекающей воды
Было изобретено венгерским учёным Я. А. Сегнером (J. A. Segner) в 1750 году
и явилось прообразом гидравлической турбины
Реактивное движение можно обнаружить и в мире растений. В южных странах и на нашем побережье Черного моря произрастает растение под названием «бешеный огурец» . При созревании семян внутри плода создается высокое давление в
результате чего плод
отделяется от подложки,
а семена с большой силой
выбрасываются наружу.
Сами огурцы при этом отлетают в противоположном направлении. Стреляет «бешеный огурец» более чем на 12 метров.
Для любознательных
- Две материальные точки равной массы
движутся навстречу друг другу с равными
по модулю скоростями.
Чему равен импульс системы точек?
- Человек сидит в лодке, покоящейся на поверхности воды.
Что произойдёт с лодкой, если человек начнёт переходить с кормы на нос лодки?
- Орудие при выстреле испытывает отдачу.
Одинаковы ли по модулю:
а) импульсы орудия и снаряда?
б) скорости орудия и снаряда?
- На одинаковое ли расстояние можно бросить камень вперёд:
а) стоя на земле?
б) стоя на коньках на льду?
- Импульс тела массой m , двигающегося со скоростью
и ускорением , равен
а) б) в) г)
- Примером реактивного движения является вращение
а) сегнерова колеса , б) вала турбины,
в) ножа кофемолки , г) колеса автомобиля
Тест
- Направление импульса тела всегда совпадает с направлением
а) перемещения, б) ускорения,
в) скорости, г) силы
- Тележка массой 200 г движется равномерно по горизонтальной поверхности стола со скоростью 2 м/с.
Чему равен ее импульс?
а) 0,4 кг м/с , б) 0,2 кг м/с, в) 4 кг м/с
Тело брошено вертикально вверх. Как будут изменяться импульс, скорость и ускорение?
Физические величины | Их изменение |
А) импульс Б) скорость В) ускорение |
|
Тело брошено вертикально вниз.
Как будут изменяться импульс, скорость и ускорение?
УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Физические величины | Их изменение |
А) импульс Б) скорость В) ускорение |
|
Почему ?
Если мяч, летящий с большой скоростью, футболист
может остановить ногой или головой,
то вагон, движущийся по рельсам даже очень медленно,
человек не остановит.
Теннисный мяч, попадая
в человека, вреда не причиняет,
однако пуля, которая
меньше по массе, но движется
с большой скоростью
(600—800 м/с),
оказывается смертельно
опасной.
Стакан с водой находится
на длинной
полоске прочной бумаги.
Если тянуть полоску медленно,
то стакан движется
вместе с бумагой. А если резко
дернуть полоску бумаги -
стакан остается неподвижный.
- Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
- Достигнута ли наша цель?
- Что нового Вы узнали на уроке?
- Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
- Отметьте положительные моменты урока.
- Что можно было сделать еще лучше?
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Конфуций