Файл: Инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист в области воспитания".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Должностная инструкция педагога-библиотекаря Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года N 10н), в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года; с учетом требований ФГОС начального, основного и среднего общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г, №1897 от 17.12.2010г и №413 от 17.05.2012г (в редакциях от 11.12.2020г); в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

    1. Настоящая инструкция устанавливает функциональные обязанности, права и ответственность сотрудника, занимающего в общеобразовательном учреждении должность педагога-библиотекаря.

    2. Педагогу-библиотекарю необходимо иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.

    3. Условиямидопускапедагога-библиотекаря кработеявляется:

  • соответствие требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;


  • отсутствие ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Педагога-библиотекаря назначается и освобождается от должности директором школы в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации. Находится в подчинении у директора заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

  • При выполнении обязанностей педагог-библиотекарь руководствуется законодательством РФ об образовании и библиотечном деле, руководящими документам вышестоящих органов по вопросам работы школьной библиотеки, правилами организации библиотечного труда, учета и инвентаризации. Также, педагог-библиотекарь в своей деятельности руководствуется ФГОС начального, основного и среднего общего образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом и локальными правовыми актами школы, Правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором.

  • Педагогу-библиотекарю запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том

    числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

  • Педагог-библиотекарьшколыдолжензнать:

    • теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;

    • способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;

    • основы социально-педагогического проектирования образовательного пространства в общеобразовательном учреждении;

    • способы формирования развивающего и комфортного книжного пространства в школьной библиотеке;

    • технологии создания электронных каталогов;

    • формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся, работников школьной библиотеки;

    • основное содержание информационно-библиографической деятельности в общеобразовательном учреждении;

    • способы и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

    • способы и технологии обеспечения доступа детей к ресурсам школьной библиотеки;

    • перечень образовательных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением;

    • требования ФГОС ОО к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательной деятельности;

    • способы формирования библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы;

    • способы комплектования библиотечного фонда научно-познавательной, художественной и справочной литературой;

    • формы и методы контроля поступления новых документов в библиотечный фонд;

    • механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;

    • технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с другими библиотеками;

    • формы и методы консультирования участников образовательной деятельности по вопросам пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной, художественной, справочной литературой;

    • возрастные особенности учащихся по программам начального, основного и среднего общего образования;

    • основы общей педагогики;

    • нормативные и правовые акты в области образования;

    • теория и методика социально-культурной деятельности;

    • теория и методика организации воспитательной деятельности;

    • методика социально-педагогического проектирования программ воспитания;

    • основные направления воспитательной деятельности педагогов;

    • примерное содержание процесса формирования у школьников информационной культуры;

    • образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в области формирования у детей информационной культуры;

    • механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде;

    • алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;

    • педагогические технологии информационно-методического обеспечения реализации программ общего образования и воспитания;

    • педагогические технологии работы с детским коллективом школы, педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений информационной направленности;

    • примерное содержание и подходы к организации творческой информационной деятельности учащихся разного возраста;

    • примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров;

    • способы обеспечения информационной безопасности учеников в общеобразовательном учреждении;

    • подходы к организации коллективных творческих мероприятий школьников, направленных на развитие у них информационной культуры;

    • нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;

    • требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий, мероприятий в общеобразовательном учреждении и в иных учреждениях;

    • методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы средствами литературы и чтения;

    • теория и методика организации воспитательной деятельности;

    • способы формирования у детей интереса к чтению;

    • формы и методы пропаганды детского чтения;

    • виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы их проведения;

    • воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их совместной деятельности с целью поддержки детского чтения;

    • формы и методы воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи;

    • методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи;

    • формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у учащихся интереса к чтению и литературе;

    • педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих мероприятиях, выставках и презентациях книг;

    • способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;

    • механизмы использования информационно-библиотечных технологий в реализации программ воспитания;

    • формы и методы педагогической поддержки семейного чтения;

    • формы и методы консультирования родителей (законных представителей) по организации детского чтения;

    • технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества;

    • технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений читательской направленности;

    • примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской направленности;

    • технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию школьных газет и журналов;

    • формы детского литературного творчества;

    • технологии мотивации учащихся к литературному творчеству;

    • способы педагогической поддержки детского литературного творчества

    • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

    • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

    • Конвенцию ООН о правах ребенка;

    • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;

    • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;

    • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

    • отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;

    • актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

    • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;

    • вид деятельности, специализацию и структуру школы;

    • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;

    • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;

    • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;

    • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

    • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;

    • правила составления отчетных документов о работе школьной библиотеки.


  • Педагог-библиотекарьвшколедолжен уметь:

    • осуществлять формирование библиотечного фонда, справочного аппарата;

    • формировать развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке;

    • организовывать электронные каталоги;

    • осуществлять справочно-библиографическое обслуживание учащихся, работников общеобразовательного учреждения;

    • осуществлять информационно-библиографическую деятельность;

    • реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

    • обеспечивать доступ субъектов воспитания к ресурсам школьной библиотеки;

    • формировать библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами учреждения;

    • осуществлять комплектование фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы;

    • осуществлять своевременный учет поступления новых документов в библиотечный фонд, их подсчет и регистрацию;

    • организовывать пополнение библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами;

    • обеспечивать связь с другими библиотеками, организовывать межбиблиотечный обмен;

    • оказывать школьникам первую доврачебную помощь;

    • разрабатывать социально-педагогические программы воспитания информационной культуры школьников;

    • проводить занятия, направленные на освоение детьми методов поиска и критического анализа информации;

    • обучать учащихся рациональным способам оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности;

    • проводить занятия по формированию у обучающихся умения проверять достоверность информации с помощью нормативных и справочных изданий;

    • выявлять в текущем потоке информации по профилю своей деятельности наиболее ценные источники и знакомить с ними школьников;

    • осуществлять поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде, используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;

    • реализовывать информационно-методическую поддержку образовательных программ общего образования и воспитания детей;

    • проводить занятия по формированию у учащихся сознательного и ответственного поведения в информационной среде;

    • осуществлять педагогическую поддержку творческой информационной деятельности школьников;

    • осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров, редакций школьных газет);

    • реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности детей в общеобразовательном учреждении;

    • организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у детей интереса к чтению;

    • проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе социального партнерства институтов социализации;

    • осуществлять информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи;

    • реализовывать различные формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у детей интереса к чтению, литературе;

    • организовывать участие обучающихся в проведении выставок книг, подготовку ими презентаций произведений художественной литературы;

    • обеспечивать использование информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности;

    • организовывать применение информационно-библиотечных технологий по реализации программ воспитания в общеобразовательном учреждении и по месту жительства;

    • осуществлять педагогическую поддержку семейного чтения, консультирование родителей (законных представителей) по организации детского чтения;

    • проводить мероприятия по социально-педагогической поддержке детского литературного творчества в школе;

    • осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений читательской направленности;

    • осуществлять педагогическую поддержку инициатив школьников по созданию школьных газет, журналов.


  • Педагог-библиотекарь должен соблюдать требования Конвенции о правах ребенка, Положение о школьной библиотеке.

  • Педагог-библиотекарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.



    1.   1   2   3