Файл: Занятие для обучающихся спо по теме день труда. Мир профессий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий занятия
ДЕНЬ ТРУДА
СПО
2
ЗАНЯТИЕ
для обучающихся СПО по теме
«ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ»
Цель занятия: формирование позитивного отношения к труду, уважения к людям труда; понимания, что умение честно и ответственно трудиться – важнейшая ценность для человека; развитие познавательного интереса обучающихся к получаемой профессии и построению своей будущей карьерной траектории.
Формирующиеся ценности: созидательный труд.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая
форма
занятия: эвристическая беседа.
Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
– сценарий,
– методические рекомендации,
– видеоролики,
– интерактивные задания,
– презентационные материалы.
Структура занятия:
Часть 1. Мотивационная.
Вводное слово педагога о Празднике Весны и Труда. Демонстрация мотивационного видеоролика, беседа об особенностях созидательного труда.
Часть 2. Основная.
Обсуждение вопросов, связанных с выбором профессии. Просмотр и обсуждение видеороликов, выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия. Обсуждение с обучающимися возможность начать свою трудовую деятельность в подростковом возрасте. Краткое знакомство обучающихся с главными положениями Трудового кодекса
Российской
Федерации, касающимися этой темы.
3
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Педагог. Совсем скоро наступят майские праздники. И мы, как и жители многих других стран, будем отмечать 1-го мая Праздник Весны и Труда.
Тот факт, что труду посвящён один из государственных праздников Российской
Федерации, говорит о его высокой значимости в жизни нашей страны. Как вы думаете, почему на уровне государства труду придаётся такое важное значение? Какую роль труд играет в жизни человека и общества в целом?
Ответы обучающихся.
Педагог. Как вы думаете, почему человеку свойственно трудиться? Почему можно устать от безделья? Почему люди скучают без работы?
Ответы обучающихся.
Педагог. В продолжение нашего разговора предлагаю посмотреть видеоролик и ответить на вопрос: «Что такое созидательный труд?».
Видеоролик «Труд». Дикторский текст:
Существует ли формула счастья? Представляешь, по данным некоторых
исследований, только пятая часть людей чувствует себя счастливыми во время
отдыха! Зато среди тех, кто занят интересным делом, счастливыми себя считают
больше половины! Как найти такое дело, которое будет по душе? Ведь труд тоже
бывает разным. Наверняка ты слышал такое выражение — сизифов труд, когда
человек чувствует, что делает бесполезную и никому не нужную работу. Сможет
такой труд сделать тебя счастливым? Вряд ли! Зато дело, которое заставляет
человека чувствовать себя важным и нужным,становится настоящим призванием и
дарит большое удовольствие. Труд может приносить пользу тебе самому, может —
твоим близким, а может — всему обществу и целой стране! Такой труд называется
созидательным, и именно он, согласно результатам исследований, приносит человеку
наибольшее удовлетворение. При этом не так важно, в какой сфере трудится
человек — изобретает новое лекарство или строит дома, заводы или дороги,
придумывает новые современные механизмы или обучает детей. Любой труд ценен и
важен — поэтому ему посвящён целый Праздник Весны и Труда, который
отмечается в нашей стране — и ещё в 90 странах! — уже больше ста лет.
4
Так как же найти такое дело, которое будет радовать и тебя самого, и
окажется востребованным и нужным нашей стране? Сегодня этому вопросу
уделяется очень много внимания, появляются различные профориентационные
программы и проекты, такие, как «Билет в будущее», которые помогают тебе
найти любимую профессию. Давай сегодня станем на шажок ближе к твоему делу
жизни, делу, которое будет приносить много радости и пользы!
Педагог. Как вы поняли, в чём особенность созидательного труда? Почему важно, чтобы труд приносил пользу не только тебе самому, но и окружающим тебя людям?
Ответы обучающихся.
Педагог. Как вы считаете, трудиться во благо общества может любой человек?
Требуются ли какие-то особые качества, способности для созидательного труда?
Зависит ли созидательная составляющая труда от возраста, профессии?
Ответы обучающихся.
Педагог (дополняя ответы обучающихся).Конечно, трудиться во благо общества может каждый, независимо от профессии и возраста. Даже если занятие может казаться совсем маленьким и незначительным, на самом деле оно становится частью одного общего большого дела. Очень важно, как сам человек относится к своему труду и чем он руководствуется, выбирая то или иное дело. Думать о себе и своих интересах — это абсолютно нормально, но если добавить к этому созидание, мотивации для труда, тоудовлетворения от результатов будет только больше.
Сейчас я предлагаю выполнить небольшое интерактивное задание на эту тему. На экране будут появляться пары высказываний, задача — выбрать утверждение, относящееся к созидательному труду.
Интерактивное задание «Созидатель»:
На экране появляется два варианта суждения, после клика на один из вариантов
появляется кнопка «Проверить», после нажатия кнопки появляется ответ.
5
Пары высказываний:
Если я стану машинистом дорожных и строительных машин, то смогу быстрее
начать работать и стать независимым.
ИЛИ
Если я стану машинистом дорожных и строительных машин, я смогу
участвовать в строительстве домов, заводов, в добыче полезных ископаемых и
энергетике. Это принесёт пользу всей нашей стране. (Созидание)
6
Если я изобрету лекарство от рака, я смогу спасти миллионы жизней.
(Созидание)
ИЛИ
Если я изобрету лекарство от рака, я стану всемирно известным учёным.
Если я получу профессию сварщика, я смогу создавать детали для ракет,
атомных ледоколов, автомобилей и всего того, что делает нашу страну сильной и
технологически развитой. (Созидание)
ИЛИ
Если я получу профессию сварщика, для меня всегда найдётся работа, мне не
нужно будет долго её ждать и искать.
Если я выберу профессию учителя, то могу пойти в педагогический вуз недалеко
от дома. Это удобно, и в свободное время я смогу помогать родителям по дому.
ИЛИ
Если я выберу профессию учителя, то смогу помочь тысячам детей освоить
новые знания и найти своё место в жизни. (Созидание)
Педагог. Вы отлично справились с заданием. Хочу ещё раз подчеркнуть, что рассмотренные пары мотиваций не противоречат друг другу, а, скорее, даже друг друга дополняют. Ведь созидая, человек приносит пользу сразу и обществу, и близким, и себе.
Часть 2. Основная.
Педагог.
Трудовая деятельность взрослого человека
(его работа) преимущественно связана с его профессией. Как вы думаете, почему важно выбрать профессию, которая тебе интересна? Какой человек принесёт больше пользы – человек, который любит свою работу или человек, который ходит каждый день на работу, которая ему неинтересна? А какой из этих людей счастливее? Энергичнее?
Дружелюбнее?
Ответы обучающихся.
Педагог.
Выбирая дело жизни, важно понимать, что намного проще трудиться с пользой и удовольствием тогда, когда твой труд востребован, то есть очень нужен стране и работодателям. Как вы думаете, какие есть способы узнать, какие профессии востребованы сегодня и будут востребованы в будущем?
Ответы обучающихся.
7
Педагог (дополняя ответы обучающихся). Один из способов, который может помочь в выборе будущей профессии, анализ рынка труда. Давайте посмотрим видеоролик и узнаем, что он собой представляет, а заодно выясним то, что ещё важно учитывать, выбирая свой профессиональный путь.
Видеоролик «Рынок труда». Дикторский текст:
Знаешь ли ты, что такое рынок труда? Нет, это не место, где расставлены
прилавки с профессиями. Но если бы на рынке труда стояли кассиры, они бы сказали
тебе, какие профессии «вчерашние» и зачерствели, а какие — наоборот, только из
печи, и надо их хватать как горячие пирожки.
Вот почему сюда и правда стоит заглянуть каждому, кто задумывается, кем
же ему стать. Даже если у него вообще нет ответа на этот вопрос. У рынка труда
есть актуальная информация о том, какие направления и профессии востребованы
сегодня и будут необходимы завтра, а какие — уже перестают быть нужными.
Вот, например, рабочие специальности. Сварщик, токарь, электромонтёр,
механик, слесарь, монтажник — казалось бы, они у всех на слуху уже десятки, а то и
сотни лет. А ведь это и есть те самые «горячие пирожки» на рынке труда, одни из
самых нужных и востребованных профессий. А вместе с ними и специальности,
которые действительно появились не так давно: операторы станков с числовым
программным управлением, специалисты по автоматизации, сетевые и системные
администраторы, операторы беспилотных летательных аппаратов. И это только
малая часть профессий, которые ждут своих героев.
Машиностроение, горнодобывающая, тяжёлая и лёгкая промышленность,
информационные технологии и робототехника, наука и образование, медицина,
фармацевтика, биотехнологии и аграрная промышленность, строительство,
энергетика — все эти отрасли и многие другие сегодня активно развиваются в нашей
стране; а значит — появляются всё новые и новые рабочие места.
Чтобы найти любимое дело жизни, то, в котором труд будет в радость, а его
результаты — принесут пользу всему обществу, важно задуматься: какие предметы
мне даются лучше других, что мне нравится, как я люблю проводить свободное
время, какими качествами я обладаю как личность. А потом всё это соединить,
узнать востребованность на рынке труда и лучше даже попробовать понравившиеся
варианты профессий на практике. Конечно, это бывает непросто, но помочь в этом
деле может профориентация. Это и психологические диагностики, и масса полезного
контента, и возможность
8
проходить профессиональные пробы в самых разных направлениях. Сегодня
профориентация в нашей стране становится доступна каждому обучающемуся,
например, в рамках проекта «Билет в будущее».
Педагог. Исходя из информации, которую вы услышали в ролике, перечислите, пожалуйста, специалисты каких отраслей (сфер деятельности) в нашей стране наиболее востребованы?
Ответы обучающихся.
Педагог. Президент России В. В. Путин в своём обращении к Федеральному
Собранию поставил задачу: за ближайшие 5 лет подготовить порядка миллиона
специалистов рабочих профессий для разных отраслей промышленности.
А как вы думаете, почему в нашей стране сегодня так нужны именно специалисты рабочих профессий? Что это за профессии? Кто может назвать?
Ответы обучающихся.
Педагог (дополняя ответы обучающихся). Сегодня у нас появляются новые технологии и строятся новые предприятия, увеличиваются мощности заводов и производится то, что ещё недавно мы не производили. А кто всё это делает? Именно специалисты рабочих профессий.
Педагог. Анализировать рынок труда вы можете самостоятельно: изучать данные
Росстата, сайты работодателей и сервисы по поиску работы и сотрудников. Если вы сравните информацию сегодняшнюю и десятилетней давности, то увидите, что очень многое поменялось.
В современном мире насчитывается более 40 тыс. зарегистрированных профессий. А как вы думаете, сколько профессии было 300 лет назад? (около 500).
Ответы обучающихся.
Чем быстрее развивается цивилизация, тем больше профессий появляется. И тем быстрее некоторые профессии исчезают, а вместо них появляются новые. Приведите примеры профессий, которые исчезли, и профессий, которые пришли им на смену.
Ответы обучающихся. (Примеры: кучер – водитель/таксист, пахарь –
тракторист, ямщик – курьер, фонарщик – электрик и т. д.)
Педагог. А можно ли спрогнозировать, какие профессии появятся в будущем? На смену каким профессиям они придут и почему?
Ответы обучающихся.
9
Педагог. Заглянуть в мир будущих профессий можно с помощью мультимедийного «Атласа новых профессий», разработанного экспертами Агентства стратегических инициатив и Московской школой управления «Сколково» (портал new.atlas100.ru
).
Педагог. При выборе профессииважно помнить, что в любой деятельности важны не только ваши знания и умения, но и ваши личные человеческие качества.
Выбирая дело жизни, нужно опираться и на то, сочетаются ли в нём все ваши сильные стороны.
(Здесь
педагог
обсуждает
мотивацию
к
конкретной
профессии/специальности, которую обучающиеся получают в образовательной
организации, акцентируя внимание на важных профессиональных компетенциях и
специфических вопросах). А ещё — находить вдохновляющие примеры. И прямо сейчас у вас есть такая возможность. Перед вами истории успеха молодых людей, которые любят свою профессию и уже добились значительных успехов на своём поприще.
Видеоролик «Истории успеха». Дикторский текст:
Травматолог-ортопед: я — клинический ординатор кафедры травматологии и
ортопедии Российского университета дружбы народов.
Сварщик: я — тренер сборной России по сварке.
Учёный: для того, чтобы разглядеть каждый отдельный атом, и увидеть, как из
атомов природа собрала вирус, почему он так работает и как остановить его, если
это необходимо, нужен яркий фонарик, такой, как синхротрон.
Нейробиолог: мы работаем в основном над изучением процессов, которые
обеспечивают возможность обучаться и запоминать.
Педагог физики: если дети будут задействованы в процессе урока, а не просто в
лекционном формате слушать материал, то это будет для них намного значимей и
интересней.
Инженер-технолог: именно инженер-технолог внедряет и экспериментальным
путём вводит на производство какие-то новые процессы, обучает персонал по
работе с новым оборудованием.
Дикторский текст: каждый из нас рождается с огромными возможностями и
бесценными способностями. Полностью раскрыться и проявиться этим
способностям помогает… труд. Но не труд просто ради труда. У людей,
занимающихся любимым делом, в душе всегда есть что-то большее. Хотите узнать,
что именно? Смело спрашивайте у тех, кто работает в интересующих вас
направлениях.
10
Учёный: здесь изучаемый образец. На данный момент – это прототип
перспективной микросхемы, и мы можем, благодаря этому, видеть, как она сложена
из отдельных атомов и понять, как она будет работать. Будет ли наш телефон
работать в минус 50 и плюс 30.
Инженер-технолог: постоянно что-то изобретаем, что-то внедряем, поэтому
приятно видеть, как твои идеи работают и приносят пользу обществу.
Нейробиолог: мы можем пытаться сделать мир лучше с точки зрения лечения
заболеваний, улучшения памяти и так далее.
Сварщик: сварка вообще везде – в машиностроении, нефтехимической
промышленности. Самолёты нужно собирать, в космосе кто-то должен варить, то
есть работы для сварщика очень много, и она всегда будет. И сварщики хорошие они
всегда в цене.
Травматолог-ортопед: у нас сейчас есть первое, наверное, в России отделение
хирургии стопы и голеностопного сустава. Отделению всего один год, и мы
находимся в таком авангарде.
Педагог физики: в 9–11 классах, когда стоит выбор о том, куда же идти, ни
один подросток не знает, куда нужно идти. И здесь очень важно, чтобы был тот
человек, который сможет его направить, правильно рассмотреть тот его
потенциал, который есть.
Дикторский текст: в определённый момент каждый задаёт себе вопрос – что
ждёт его в будущем? Каким оно будет? И каким буду я? Заглядывать в будущее
человечество пока не научилось, но, если обратиться к своему прошлому и
поговорить с самим собой настоящим, можно приоткрыть завесу тайны.
Инженер-технолог: у моего знакомого был гараж, мы как раз таки там
пытались собрать некую большую штуковину, которая бы ещё крутилась, работала
и издавала какие-то звуки. Я постепенно начал понимать, что мне интересна
техническая направленность.
Нейробиолог: был прекрасный «Атлас кожных заболеваний» у бабушки, который
я обожала. Ну, то есть мне всё равно было интересно всё, что связано с организмом,
с биологией, физиологией и так далее.
Учёный: я не любил учить правила, исторические даты. В отличие от этого
математика была намного привлекательнее для меня. Вот есть формула, я её один
раз, значит, запомнил, она достаточно короткая по сравнению с учебником истории.
И это стало первой развилкой, когда я понял, что мне нравятся естественные науки.
Дикторский текст: благодаря человеческому труду, мы живём в сильной и
развитой стране, благодаря труду у нас есть еда, тёплые дома, техника, транспорт,