Файл: Рефераты Восприятие несовершеннолетними осужденными тюремной субкультуры в зависимости от отбытого срока лишения свободы.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лиц, отбывших уголовное наказание, многие считают социально опасными. Чаще всего такой точки зрения придерживаются работники правоохранительных органов, от кого во многом зависит судьба этих людей. Общественное предубеждение создает у освобожденных острое ощущение своей социальной стигматизации и отторгнутости, что заставляет их держаться друг друга. По данным ВНИИ МВД, около половины опрошенных не желают видеть лиц, отбывших наказание, в качестве своих соседей, друзей, родственников, коллег по работе. В то же время освобожденные указывают, что им все-таки пробуют помочь, и в первую очередь родные – 45,9%; друзья – 27,1; коллеги по работе – 10; соседи – 6,5%.
В позитивной социальной адаптации освобожденных важным является наличие у них жизненных планов и перспектив. Исследование показало, что у 43,5% опрошенных жизненные планы имеют неопределенный характер, у 17 – неясные надежды на решение проблемы, 48,8% – не имеют никаких планов и перспектив (А.В. Наприс, 1997).
Показателем возможности совершения преступления является отношение освобождаемых к требованиям закона. Лишь 14,1% из них считают необходимым их соблюдение; 30,6% – готовы им следовать, пока они не затрагивают их личные интересы.
Одним из серьезных обстоятельств, затрудняющих реадаптацию осужденных, является мощное воздействие тюремной субкультуры, накрепко привязывающей к преступной среде. Данные, полученные различными авторами, указывают на однотипные тенденции (Н.А. Деева, 1981; В.Ф. Пирожков, 1998).
Итак, из всех рассмотренных факторов, способствующих позитивной социальной реадаптации, нет ни одного, который полностью реализовался бы. В связи с этим представляется важной деятельность следующих организаций: центров социальной адаптации; патронажных (попечительских) служб; фондов материальной помощи для освобожденных.
Желательно, чтобы исправительные учреждения имели гражданского «хозяина».
Психологическая подготовка к освобождению и жизни на свободе должна быть приоритетной в работе психологических служб и включать проведение ролевых игр, аутотренингов и применение других методов работы, а также консультирование осужденных по вопросам семьи, быта, труда, которое должны проводить социальные работники.
Социальная адаптация осужденных дает позитивный результат лишь в том случае, если поведение индивида соответствует требованиям социальной среды и основано на формировании личностной убежденности выполнения правовых требований. Процесс социальной адаптации освобожденных имеет две особенности: он связан с особой категорией граждан и всегда в той или иной мере включает элементы принуждения, являющиеся последствиями отбывания наказания. Поэтому необходимы дифференцированные социальные программы для освобожденных из мест лишения свободы. Например, особого вни-мация заслуживают лица, склонные к асоциальному образу жизни и к продолжению преступной деятельности.
В 20-е годы частично реализовалась идея социального патронажа освобожденных, рассматривавшегося как важнейшая часть деятельности по преодолению преступности. Повсеместно были созданы отделения Комитета помощи освобожденным, вплоть до уездного уровня, выявлявшие нуждающихся в социальной поддержке бывших заключенных. Создавались общежития для тех, у кого не было жилья, проживающие в них обеспечивались питанием и временной работой. Средства на их содержание выделялись Наркомюстом по смете Центрального исправительно-бытового отдела из доходов от мастерских, где работали освобожденные, и пожертвований (М.Г. Детков, 1992).
На предприятиях Комитета помощи был введен трудовой режим. Для всех работающих патронируемых лиц был установлен шестимесячный испытательный срок. За это время для них подыскивалось постоянное место работы. Комитет помощи освобожденным выделял средства на проживание и путевое довольствие бывшим заключенным, раздавал им одежду, собранную путем пожертвований, занимался трудоустройством освобожденных, устройством их детей в ясли, содействовал в отмене высылки, восстанавливал в профсоюзе, обеспечивал бесплатную медицинскую помощь.
Преемниками Всероссийского комитета помощи заключенным (ВКПЗ) являются Центры социальной ресоциализации осужденных, по существу, решающие те же задачи. Включение в них социальных работников и психологов позволило бы более качественно оказывать помощь освобожденным. Малоэффективный административный надзор должен быть заменен социальным патронатом. Помощь осужденным, освобождаемым от наказания, регулируется Уголовно-исполнительным кодексом и другими законодательными и нормативными документами. Например, органам местного самоуправления в городах и районах предписывается:
а) организация своевременного учета всех лиц, освобожденных от наказания на основании постановления об объявлении амнистии, их бытовое и трудовое устройство не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства;
б) помещение в дома инвалидов освобожденных от наказания инвалидов и престарелых, не имеющих родственников, которые могли бы взять их на свое иждивение.
Органам местного самоуправления в городах и районах рекомендуется обеспечить своевременную постановку несовершеннолетних, освобожденных от наказания, на учет по прибытии к месту жительства, передачу их под надзор родителей, органов опеки и попечительства, помещение в необходимых случаях в детские дома, школы-интернаты, профессиональные училища, а также координацию работы инспекций по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, общественных организаций по их ресоциализации.
После освобождения из мест лишения свободы, считает немецкий криминолог Г. Шнайдер (1987), бывшим заключенным следует предоставлять единовременное пособие и широкую помощь с расчетом на восстановление их связей с законопослушными лицами. Помощь может выражаться в устройстве на работу в государственные или поддерживаемые государством предприятия и учреждения, в повышении их легитимной профессиональной квалификации или выплате пособий по безработице, чтобы предотвратить или, по крайней мере, уменьшить вероятность рецидива.
Реакция заключенного на освобождение описана В. Франклом (1990). Вначале все кажется ему похожим на чудесный сон, он не отваживается в это поверить. Как часто он мечтал даже не об освобождении – о том, как возвращается в свой дом, обнимает жену, здоровается с друзьями, садится за стол и начинает рассказывать, рассказывать о том, что он пережил, как он ждал этого момента свидания и как часто мечтал об этом моменте, пока он не стал наконец реальностью. Освобожденный из лагеря пока еще подвержен своего рода ощущению деперсонализации. Он еще не может по-настоящему радоваться жизни – он должен сначала научиться этому, поскольку разучился делать это. Если в первый день свободы происходящее кажется ему чудесным сном, то в один прекрасный день прошлое начнет казаться ему не более чем кошмарным сном.
Освобождение, внезапное снятие душевного гнета опасно в психологическом отношении. Это состояние – психологический эквивалент кессонной болезни. В.В. Яковлев (1999) на основе стандартизованной биографической методики приводит данные о том, что менее половины осужденных, принимавших участие в опросе, пытаются хоть как-то спланировать течение жизни после освобождения. Не подтвердилась гипотеза о том, что в период перед освобождением у осужденных активизируются процессы целеполагания и проектирования будущего.
Значимая отрицательная корреляционная связь обнаружена, в частности, с числом судимостей. Раз за разом попадая в места лишения свободы, человек все больше теряет веру в себя, в возможность самореализации, утрачивает способность управлять ходом своей жизни, ставить перед собой значимые цели и достигать их.
Большинство осужденных живут по принципу «здесь и теперь», не задумываясь о будущем. Поэтому при проведении психологической подготовки осужденных к освобождению необходимо иметь в виду следующее:
1. Иерархия ценностей, сформированная у осужденных в условиях исправительного учреждения, основанная прежде всего на парадигме выживания в этих условиях, неадекватна жизни на свободе и требует целенаправленной корректировки.
2. Необходима активизация у осужденных процесса целеполагания, смещение локуса их сознания с настоящих актуальных переживаний на будущее.
3. Важна концентрация усилий на создание у осужденных положительной установки по отношению к своей жизни в целом, ее этапам и отдельным эпизодам (событиям).
4. Следует формировать у осужденного установку на то, чтобы он нашел смысл своего существования и нес бы ответственность за него.
Вопрос 3. Программы и методы психологической подготовки осужденных к освобождению.
Существуют специальные программы воспитательного (психокоррекционного) воздействия в период подготовки осужденных к освобождению, например, социально-психологический тренинг подготовки осужденных к жизни на свободе М.Г. Дебольского. Его задачи заключаются в следующем:
– развитие и коррекция представлений осужденных о себе («Я»-концепция);
– познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к другим людям;
– дестабилизация стереотипных представлений о сотрудниках ИУ;
– расширение сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения; коррекция психологических защитных механизмов (рационализация своих действий);
– развитие адекватной самооценки и уверенности в себе;
– коррекция ценностных ориентации осужденного;
– прояснение и формирование жизненных планов осужденных;
– развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях;
– развитие жизненных умений: устанавливать психологический контакт с нужными людьми, решать вопросы о трудоустройстве и прописке, разрешать конфликтные ситуации в семье и т.п.
Гуманистический подход предполагает творческое, свободное общение в группе. Он исключает жесткую программу и способствует развитию и коррекции ценностных ориентации, мотивации, установки на исправление и других личностно значимых свойств (См.: Дебольский М.Г. Социально-психологический тренинг для осужденных «Мои жизненные планы». – М., 1994. С. 47.). Основными методами проведения социально-психологического тренинга являются:
а) групповая дискуссия;
б) анализ конкретных ситуаций;
в) ролевая игра;
г) психодрама (социодрама);
д) психотехнические упражнения.
Групповая дискуссия – это способ организации общения осужденных – участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон.
Выделяют три типа дискуссий:
– биографическая – группа анализирует жизненный путь конкретных осужденных и жизненные ситуации, оказавшие влияние на формирование их личности;
– тематическая – обсуждаются проблемы, значимые для всех осужденных. Тематика может не планироваться заранее, группа сама находит проблемы и обсуждает их (семья, взаимоотношения с администрацией, трудоустройство после освобождения и т.п.);
– межличностная – анализируется процесс взаимодействия между членами группы непосредственно на тренинге.
Анализ конкретных ситуаций. В общепринятом понимании ситуация представляет собой совокупность факторов, характеризующих то или иное событие, явление. Анализ конкретных ситуаций способствует развитию творческого потенциала личности и организации планирования ее действий, а также жизненных целей. Слушатели могут рассматривать ситуации с четко заданным количеством информации и ситуации, когда все дополнительные сведения для анализа и принятия решения они получают от психолога, задавая ему вопросы. По характеру вопросов ведущий занятия оценивает эффективность поиска решения и в своих ответах может варьировать содержание ситуации.
Ролевая игра – это метод, при котором реальное поведение имитируется (моделируется) участниками в соответствии с заданными ролями и ситуацией (беседа участкового и бывшего осужденного в связи с жалобой соседей).
Проигрывание ролей проводится по заранее согласованному сценарию. Не задействованные в ролевой игре выступают в качестве экспертов.
Данный метод дает возможность совершенствовать ролевое поведение (сына, отца, супруга, руководителя, подчиненного), а также лучше понимать мотивы поведения того, с кем приходится сталкиваться в процессе деятельности. По высказываниям английских специалистов, ролевая игра позволяет «походить в чужих ботинках». Люди – прирожденные актеры, а ролевая игра – это обучение в «игровом театре».
Психодрама (социодрама). Морено понимает ее как необходимость избавления от внутренних противоречий. Человек должен наяву «выиграться» и найти выход. Однако Морено чрезмерно увлекался эмоционально-подсознательной стороной проводимого театрализованного действия, полагая, что «заблуждения» личности пройдут на бессознательном уровне и при этом повлияют на ценностные ориентации личности, формируют ее мотивацию и поведение.
А.Л. Гройсман, анализируя сущность психодрамы Морено, отмечал, что существенным недостатком этого метода является ненужная фиксация внимания личности на расшифровке ее подсознательных влечений и инстинктов. Кроме того, предлагаемые ситуации нередко далеки от реальной жизни. Этой точки зрения придерживаются и другие ученые.