Файл: Рефераты Восприятие несовершеннолетними осужденными тюремной субкультуры в зависимости от отбытого срока лишения свободы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Важным требованием к участникам группы является их психическое здоровье. Не следует включать в группу лиц с явно выраженными психопатическими наклонностями, находящихся в состоянии депрессии, а так же осужденных, которые под воздействием критики становятся чрезмерно агрессивными, либо тревожными.

5. По неофициальному статусу в группу можно включать представителей всех стратов (уровней), за исключением пренебрегаемых («обиженных»). Для последних желательна индивидуальная психокоррекция направленная на развитие уверенности в себе, укрепление эмоционально-волевой сферы, снижение конформности. Нежелательно включение в группу «воровских авторитетов» их высокий социальный статус в среде осужденных будет сдерживать активность группы, а принятая ими роль «крутой» и волевой личности не позволит раскрыться и признать свои проблемы.

6. Тренинговая группа может работать в разных вариантах. Первый вариант: занятия проводятся по 3 часа ежедневно, кроме выходных. Второй вариант: занятия проводятся по 2 – 3 часа, дав раза в неделю. Занятия следует проводить в одном и том же помещении, лучше в специально оборудованном кабинете психологической разгрузки. Но местом проведения может быть так же и учебный класс, и зал библиотеки. Главное требование наличие кресел или стульев и возможность поставить их в круг. Уже на первом занятии все участники тренинга должны усвоить, что на тренинге все сидят в кругу, а не где-нибудь в стороне и все равны.

Предлагаемые рекомендации основаны на гуманистическом, но строго структурированном подходе к проведению тренинга. Однако опытный психолог длительно работающий с осужденными, учитывая обстановку в группе может вносить изменения в структуру занятий: исключить некоторые упражнения, увеличить время дискуссии, особенно когда она касается ценностных ориентаций осужденных и их отношения к совершенному преступлению

Воспитание активной жизненной позиции у освобождающихся предполагает, что они должны не только понимать, но и действовать, участвовать, совершать; уметь найти правильный с точки зрения нравственности и права выход из ситуаций, с которыми они обязательно столкнутся на свободе.

В пенитенциарных учреждениях западных стран, так же как и в отечественной практике, имеются программы по подготовке заключенных к жизни на свободе, предназначенные для адаптации их к новой жизни и ослабления отрицательных последствий отбывания наказания. Как правило, в программах по-разному решается вопрос о том, что должны знать заключенные, подлежащие освобождению. В соответствии с этим в течение определенного промежутка времени накануне освобождения все заключенные должны посещать курс лекций, где говорится, например, о том, как искать работу или заполнять анкету при оформлении на работу и т.п.


В качестве примера приведем типичную программу, используемую тюрьмой в Пенсильвании. Занятия проводятся под наблюдением служащего Пенсильванского совета, ведающего вопросами освобождения под честное слово. В течение шести недель на занятиях рассматриваются такие вопросы, как устройство на работу, трудовая дисциплина, бюджет, расходы, семья и свободное время. На занятиях присутствуют представители компаний и агентств, компетентные в этих вопросах. Заключенным предоставляется благоприятная возможность обсудить волнующие их вопросы с этими людьми и получить нужные им сведения. Частью программы является групповой подход в исправлении.

Большое внимание уделяется ознакомлению осужденных, подлежащих освобождению, с теми учреждениями, которые могут оказать им помощь на свободе: отделом (бюро) трудового воспитания; тюремным обществом; Армией спасения; бюро найма рабочих и служащих; местным отделом социального обеспечения; бесплатными медицинскими клиниками и т.д.

Заключенные подчеркивают, что для них общение с посторонними людьми во многих отношениях более приемлемо, чем с персоналом пенитенциарного учреждения. Было установлено, что самый большой вклад представители общества внесли в составление и оценку программ путем взаимодействия с обслуживающим персоналом и осужденными. Анализ таких программ показывает, что они призваны решать следующие задачи (Ф.В. Каслоу):

– помогать заключенным лучше понять свою мотивацию, свои потребности, поведение и действовать более адекватно и эффективно в сложных жизненных ситуациях;

– стимулировать понимание ими не только себя, но и других людей;

– способствовать их личностному росту и максимальному использованию своих жизненных возможностей;

– учить преодолевать трудности, несмотря на отрицательное отношение окружающих и сложные жизненные ситуации;

– помогать формировать реалистическую положительную самооценку и готовность нести ответственность за собственный выбор и поведение.

Что касается теоретических концепций, на которых основываются психокоррекционные программы ресоциализации заключенных, то они отражают многообразие таких общеизвестных школ, как: психоанализ (в классическом виде), трансактный анализ (Э. Берна и его последователей); бихевиоризм и основанные на нем подходы модификации поведения; гештальттерапия и рациональная терапия и т.п. Ни один из принятых подходов не имеет существенного преимущества над другими. Эффективность психотерапии в большей степени зависит как от личности преступника, так и от квалификации психологов и психотерапевтов.



Как известно, в 60-е годы и до середины 70-х популярными были программы модификации поведения заключенных, и в первую очередь лиц, совершивших насильственные преступления. В последующем они были подвергнуты резкой критике за слишком большую власть над заключенными (Дж. Митфорд, 1977; Э.М. Шур, 1977; Г. Шнайдер, 1994; Дж. Наэм, 1984). Особенное возмущение общественности вызывали приемы стимуляции шока и развитие повышенной чувствительности (неприятные переживания, рвотные рефлексы) у гомосексуалистов и насильников. Это нашло отражение в известном романе английского писателя Э. Берджеса «Заводной апельсин» и его последующей экранизации.

В настоящее время психотерапия применяется только на основе добровольного волеизъявления заключенных. Мотивы их участия в группах психологической коррекции могут быть разными, например:

– желание разнообразить тюремную жизнь;

– стремление получить определенные льготы, и прежде всего досрочное освобождение;

– давление со стороны администрации;

– готовность получить помощь в связи с личными проблемами и плохим самочувствием;

– стремление лучше подготовиться к жизни на свободе.

По данным Национального института уголовной юстиции США, психотерапевтические методы применяют в 80% исправительных учреждений США. В последние годы большинство психологов этой страны отдают предпочтение развитию гуманистических подходов в исправлении осужденных, находящему отражение в реинтеграционной модели пенитенциарного учреждения (Ю.В. Чакубаш, 1993). Основу гуманистической концепции в психотерапии составляют работы К. Роджерса. Главные идеи этой концепции заключаются в следующем:

– вера в потенциальные возможности развития (исправления) личности («Я»-концепция);

– необходимость создания в группе атмосферы взаимного доверия, открытости, благожелательности;

– ответственность участников тренинга за результаты своего развития;

– анализ актуального (личностно значимого в данный момент) жизненного опыта (принцип «здесь и теперь»);

– наличие обратной связи участников тренинга и т.п.

На первый взгляд, эти положения не могут быть реализованы в условиях наших исправительных учреждений. Однако практика и научные исследования убеждают в обратном. Проведенное исследование болгарского психолога Э. Маджарова (1991) подтверждает не только эффективность гуманистических подходов в психотерапии, но и возможность их реализации в социокультурной среде России. Однако этот метод не всегда дает должный эффект при воздействии на слабовнушаемых, а также осужденных мужского пола. Кроме того, установки на исправление, сформированные методом внушения, менее устойчивы, чем появившиеся в процессе активных дискуссий.

Список литературы:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: [от 12 декабря 1993 г]. // Рос. газ. – 1993. – № 237.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [от 08января 1997 г. № 1-ФЗ]// Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1997. –№ 2. – Ст. 198.

Основная литература :

3. Тарасова С. А. Пенитенциарная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А. Тарасова - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016. - 170 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944067.

4. Полянин Н. А. Прикладная пенитенциарная психология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.А. Полянин - Рязань: Академия ФСИН России, 2013. - 153 е.- Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774549.

Дополнительная литература

5. Барабанов, Н. П. Характеристика криминальной субкультуры осужденных (криминологический и психологический аспекты): учеб. пособие / Н. П. Барабанов, П. Н. Нестеров, В. Н. Савардунова; Акад. ФСИН России, Науч. пенитенц. общество. - Рязань, 2013. - 100 с.

6. Визуальная психология в деятельности персонала УИС: монография / А. И. Ушатиков [и др.]; под ред. А. И. Ушатикова, И. С. Ганишиной ; Акад. ФСИН России. - Рязань, 2012. - 275 с.

7. Гуманистическая направленность личности и ее актуализация у осужденных молодежного возраста в условиях лишения свободы: монография / Н. А. Полянин [и др.]; Акад. ФСИН России. - М.: Проспект, 2017.- 176 с.

8. Казак Б. Б. Социально-психологические особенности личности и среды осужденных: учеб. пособие для образоват. учреждений ФСИН / Б. Б. Казак, А. И. Ушатиков; Псков, юрид. ин-т ФСИН России; под общ. ред. С. X. Шамсунова. - 2-е изд., испр. - Псков, 2007. - 345 с.

9. Казак Б. Б. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений: учеб. пособие для образоват. учреждений ФСИН / Б. Б. Казак, А. И. Ушатиков; Акад. ФСИН России. - Рязань, 2006. - 146 с.

10. Наприс А. В. Пенитенциарная психология : практикум для образоват. учреждений ФСИН / А. В. Наприс, А. И. Ушатиков ; Акад. ФСИН России. - Рязань, 2007. - 259 с.

11. Сивова А.А., Лещенко С.А. и др. Передовой опыт учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний за 2020 год (информационный бюллетень) / Сивова А.А. и др. – М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2020. – 49 с.

12. Пастушеня, А. Н. Исправительная психология: учеб. пособие для обучающихся в вузах МВД Респ. Беларусь / А. Н. Пастушеня; Акад. МВД Респ. Беларусь. - Минск, 2016.- 175 с.