Файл: Рефераты Восприятие несовершеннолетними осужденными тюремной субкультуры в зависимости от отбытого срока лишения свободы.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Американский психиатр Дж. Клепман, анализируя сущность психодрамы Морено, справедливо отмечал, что в процессе театрализованной постановки мало добиться катарсиса – нужно дать человеку осознать социальные установки. Взорвать или стереть старые установки – это еще не решение задачи, это только почва для создания социально ценных установок.
Психодрама (социодрама) – активный метод обучения и групповой психологической коррекции, заключающийся в исполнении осужденными социальных ролей, моделирующих жизненные ситуации, имеющие для них личностный смысл.
В отличие от обычной ролевой игры психодрама устраняет неадекватные эмоциональные реакции и внутренний конфликт участников (протагонистов). Если классическая ролевая игра строится по жестко заданному сценарию, то в психодраме задаются лишь общие требования к роли, при этом поощряются спонтанность, творчество и способность выразить свои подлинные чувства и мысли о происходящих действиях. Существует ряд методических приемов, способствующих достижению этих целей. Например, обмен ролями (ролевой обмен) призван помочь человеку взглянуть на себя со стороны. Прием «двойник» состоит в том, что кто-либо из участников психодрамы во всем имитирует протагониста, а также может развивать определенную линию поведения, которая у него намечается, но он ее недостаточно осознает или скрывает. Прием «монолог» также является средством раскрытия мыслей действующего лица: от протагониста требуется изложить свои чувства и мысли. Внешне это может выглядеть как комментирование своих действий в ролевых играх в середине сцены, перед ее началом или в конце. Существуют и другие приемы.
Интересны приемы психотерапии, разработанные ленинградским психотерапевтом И.Е. Вольпертом. Он использует прием театральной практики – мысленное воспроизведение положительного образа с помощью воображения. Эффект заключается в активном воспроизведении образа с вовлечением в этот процесс всей психомоторной сферы личности. При этом человек вырабатывает у себя доминанту, затормаживающую невротические установки. Целесообразность метода связана с преодолением патологических личностных особенностей. Механизм действия психодрамы заключается в переделке сложного динамического стереотипа путем замещения одних элементов поведения другими и создания у личности более совершенного типа реагирования как на психотравму, так и на жизненную обстановку, в выработке стереотипов, характеризующихся новыми поведенческими реакциями.
А.Л. Гройсман считает, что коррекция поведения с помощью театрализованных средств основана на использовании эффекта коллективной психологии. Психодрама эффективно действует при корректировании агрессивных реакций протеста и профилактике напряженных отношений.
Театрализованные ролевые игры рассматриваются, прежде всего, как способ перестройки у осужденных динамического стереотипа к привычным формам поведения в определенных жизненных ситуациях. Механизм театрализованного действия позволяет у психически здоровых лиц стирать установившийся стереотип поведения и создавать новый. Это необходимо для смены ценностных ориентации у осужденных при подготовке их к освобождению. Экспериментальная работа, направленная на решение этих задач, показала эффективность такого подхода. В психологической подготовке к освобождению могут быть использованы приемы, рекомендуемые Л.В. Первовым и другими, которые помогают осужденным с психическими аномалиями преодолевать свои асоциальные установки и корректировать агрессивные реакции. В определенных случаях, как показывает практика, применима психодрама по типу Морено, но без фиксации внимания осужденных на глубоких бессознательных переживаниях. Применяя психодраму, А.С. Новоселова основывается на ситуациях, пережитых осужденными. В ролевых играх часто используются типичные ситуации, которые могут стать экстремальными. Происходит поиск правильного выхода, его обсуждение и проигрывание в ролях. В такие театрализованные представления органично входит аутотренинг, помогающий осужденным быстрее адаптироваться к новым формам поведения, подключающий сферу неосознаваемого и стимулирующий психическую деятельность личности. При этом не только происходит переориентация личности в оценке действительности и появление положительной мотивации, но и формируется активная жизненная позиция, решаются психологические и психопрофилактические вопросы. Как показывает психологическая практика, к такому виду занятий осужденные относятся с интересом, активно участвуют в их проведении, положительно отзываются о них. В письмах после освобождения они пишут о том, как помогли им эти занятия, особенно в первый год пребывания на свободе.
Таким образом, самостоятельная работа над собой, моделирование и отработка поведения в определенных ситуациях, с которыми будут сталкиваться освобожденные в условиях свободы, формируют установки на социальную активность и позитивную реадаптацию.
Психотехнические упражнения – это задания, выполнение которых в игровой, непринужденной форме способствует решению психологических задач: «разминке» («разогреву») членов группы; снятию эмоциональной напряженности; ускорению процесса сплоченности группы и т.п. Психотехнические упражнения не всегда связаны с реальной деятельностью, чаще всего они носят абстрактно-игровой и, на первый взгляд, несерьезный характер (например, нужно изобразить какую-то семейную пантомиму; предложить план выживания на необитаемом острове и т.п.). Однако психотехнические упражнения, особенно на начальных этапах, – это мощное средство уравнять жизненный и профессиональный опыт участников тренинга и дать возможность проявить индивидуально-психологические различия, которые нуждаются в коррекции.
Н.С. Фомин в работе «Педагогические основы разработки и реализации дифференцированных признаков перевоспитания осужденных в ИТУ» (1994) на этапе подготовки к освобождению выделяет следующие мероприятия:
– осуществление организационных мер по подготовке осужденного к жизни на свободе;
– проведение психологической подготовки осужденного к освобождению. Организационная подготовка к освобождению включает:
– определение места жительства осужденного после его освобождения;
– предварительную договоренность с предприятием, учреждением о трудоустройстве осужденного и характере предполагаемой работы;
– проведение нескольких встреч осужденного с его родными и близкими в целях восстановления между ними психологического контакта, а также проведение с ними установочных бесед.
Психологическая подготовка осужденного к освобождению предполагает проведение ролевых занятий по проигрыванию ситуаций по темам: «Первый день дома после освобождения», «Проведение свободного от работы времени», «Я и моя семья», «В общежитии», «Как преодолеть конфликты», «В производственном коллективе» и т.д. Результаты занятий оцениваются по адекватности реакций осужденного на проигрывание ситуаций. Кроме того, можно провести занятие в виде психотренинга по выработке устойчивости психологических установок на определенный набор ситуативного поведения. А.С. Новоселова (1987) предлагает программу социально-педагогического тренинга в системе средств нравственного воспитания осужденных при подготовке их к выходу на свободу. Тренинг проводится по жизненным ситуациям, которые распределены на три группы:
а) установочные;
б) провокационные;
в) перспективные.
Установочные ситуации предполагают выработку способов правильного поведения в первое время после выхода на свободу, чтобы помочь реадаптироваться в новых условиях (например, в условиях конфликта). Участникам дается установка: избежать конфликтных отношений, взять себя в руки и действовать психологически правильно.
Программа включает и экстремальные ситуации, моделирующие поведение в постадаптивный период, когда человек почувствовал себя крепко стоящим на ногах. Встреча с провокационной ситуацией связана с проверкой на прочность позитивного поведения человека. При этом у него могут проявляться старые установки, поэтому ему нужно суметь мобилизовать свой положительный фонд.
Основными задачами тренинга являются:
1. Закрепление умений и навыков самостоятельной работы над собой.
2. Формирование специальных установок поведения при подготовке к выходу на свободу.
3. Создание у осужденного активной жизненной позиции в нравственно-социальном плане.
Комплексная методика, включающая в себя совокупность методов убеждения и внушения, применяет следующие организационные формы воспитательного воздействия: беседа, психодрама; ролевая игра; сеанс аутотренинга; способы, позволяющие создать у освобожденных психологическую готовность к восприятию коррекционных воздействий.
Психолого-педагогический аутотренинг при подготовке осужденных к освобождению предусматривает учет взаимосвязи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, представленного двумя блоками: первым – основным, где доминирующее воздействие оказывается непосредственно на сознание, и вторым, где преобладает воздействие, учитывающее возможность максимизации сферы неосознаваемого в процессе педагогического внушения. Такой подход позволяет усилить комплексность и системность воспитательного воздействия на ресоциализацию личности. Это не только расширяет зону педагогического воздействия на личность, но и активизирует психическую деятельность осужденных, подключая их к процессу изменения самих себя.
В психолого-педагогическом аутотренинге (А.С. Новоселова, 1996), применяемом в ИУ Пермской области, предусмотрено 3 курса:
– первый ставит задачу преодоления психологического барьера, выражающегося в сопротивлении воспитанию;
– второй вызывает чувства и переживания в отношении необходимости нравственного совершенствования, создает установку на самовоспитание;
– третий курс полностью посвящен психологической подготовке осужденных к освобождению. Каждый курс длится 2,5 месяца.
Анализ, проведенный психологической лабораторией УИН Пермской области, показал, что наиболее оптимальным является курс педагогического аутотренинга, в процессе которого формируются установки социальной активности и нравственного поведения осужденных (А.И. Зубков, 2000). Так, те, кто прошел только первый курс, совершили за пять лет 9,1% повторных преступлений, два курса – 6,6%, а те, кто прошел весь трехлетний курс, – 0,3%. Процесс адаптации к условиям свободного существования в нормальной социальной среде – сложное социально-психологическое явление, требующее активных волевых усилий, проявления нравственных качеств и правового самосознания. Социальная адаптация считается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказания не имеют существенных отклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, прописки, места работы, возможности проведения досуга, повышения общеобразовательного и культурного уровня и т.д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими криминальными лицами.
В УФСИН России по Республике Тыва апробирован опыт применения «Психокоррекционной программы подготовки осужденных к освобождению «Мое будущее», в рамках которой, проводится работа, направленна на профилактику рецидивной преступности, процесс социализации осужденного в обществе после освобождения, создание условий для позитивного формирования личности, нового и устойчивого стиля поведения. Отмечается, что эффективность психокоррекционной работы во многом определяется правильностью формирования тренинговой группы:
1.Обычно тренинговая группа формируется из 7 - 9 осужденных. Большее количество осужденных не целесообразно, так как уменьшается время на взаимный обмен мнениями, аргументацию своей позиции и эффективность решения задач. При меньшей численности уменьшается возможность взаимного обмена опытом.
2. Целевая направленность тренинга – подготовка осужденных к освобождению. Поэтому его участниками должны быть лица, претендующие на условно - досрочное освобождение или те, которым до конца срока осталось не более полугода.
3. При комплектовании тренинговой группы важно соблюдать принцип добровольности. Нельзя вовлекать осужденных в такие группы под угрозой дисциплинарных взысканий. Необходимо провести разъяснительную работу с осужденными и убедить их в необходимости пройти специальную психологическую подготовку.