Файл: Становление московской фонологической школы. Понятие фонемы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
голубю).

Фонетические чередования.

Различия между звуками могут быть обусловлены позицией - например, в случаях я и ты / он и ты ([ja и ты] / [он ы ты]) различие между [и] и [ы] обусловлено предшествующим контекстом. Позиционно обусловленные звуковые различия не являются самостоятельными, не могут служить для различения значимых единиц (морфем), то есть два звука, которые не встречаются в одной позиции, не могут сами противопоставлять значимые единицы, следовательно, эти звуки представляют одну фонему.

С другой стороны, два разных звука в одной и той же позиции могут различать значимые единицы языка (морфемы) именно потому, что их различие не обусловлено позиционно — например, [а] — [о] в словах мат — мот или [в] — [ф] в словах сова — софа; в этом случае они являются представителями разных фонем (находятся в отношении фонологического контраста).

Итак, фонема МФШ — это минимальная линейная единица языка, служащая для различения и отождествления морфем и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

В разных позициях одна и та же фонема может быть реализована разными звуками, различия между которыми позиционно обусловлены. Звуки, реализующие одну и ту же фонему, могут быть сколь угодно разными и даже представлять разные звукотипы.

Позиция, в которой данная фонема противопоставлена другим фонемам, называется сильной. В сильной позиции разные фонемы реализованы разными звуками; звук, представленный в сильной позиции, называется основным видом фонемы.

Позиция, в которой две или более фонемы не противопоставлены друг другу (совпадают в одном звуке или нейтрализуются), называется слабой (или позицией нейтрализации). Звук, в котором совпадают две или более фонемы, называется вариантом этих фонем.

Так, глухие и звонкие шумные согласные в современном русском литературном языке различаются в положении перед гласными (например, плода — плота) и совпадают друг с другом (в глухом варианте) на конце слова (плод = плот = [плот]). Следовательно, для противопоставления глухих/звонких согласных фонем позиция перед гласным является сильной, а позиция конца слова — слабой. С другой стороны, твердые и мягкие согласные в СРЛЯ различаются как перед гласным (например, платя — плота: [плат’а] — [плата]), так и на конце слова (например, плоть — плот: [плот’] — [плот]). Следовательно, для противопоставления твердых/мягких согласных фонем и позиция перед гласным, и позиция конца слова являются сильными. Это означает, что одна и та же позиция для одной и той же фонемы может быть сильной но одному дифференциальному признаку и слабой по другому — например, позиция конца слова в СРЛЯ является сильной по ДП твердость/мягкость и слабой но ДП глухость/ звонкость. Таким образом, понятие сильной/слабой позиции связано с дифференциальными признаками фонологических единиц.


В некоторых позициях фонемы противопоставлены другим фонемам по всем своим дифференциальным признакам. Иначе говоря, в этих позициях различаются все фонемы данного класса (гласные или согласные). Позиция, в которой фонемы противопоставлены друг другу одновременно но всем ДП, называется абсолютно сильной позицией. По абсолютно сильной позиции определяется состав фонем конкретного языка — сколько звуковых единиц противопоставлено в этой позиции, столько в данном языке фонем. В русском языке такими позициями, в частности, являются:

  • для согласных — положение перед гласным (том — дом — сом — ком — Тёма)

  • для гласных — позиция под ударением (дам — дом — дым - дум — денди).

Для фонем, у которых отсутствует тот или иной ДП, позиции по данному ДП не могут быть определены ни как сильные, ни как слабые. Так, для шумной фонемы <ц>, например, в слове цокот — в отличие от шумных фонем, парных но глухости/звонкости и твердости/мягкости, — не существует ни сильных, ни слабых позиций по этим признакам.

Фонологические позиции согласных фонем в слове цокот




<ц>

о

<к>

о

<т>

глухость/звонкость

нет




сильная




слабая

твердость/мягкость

нет




сильная




сильная

Те сильные и слабые позиции фонем, о которых шла речь выше, в более поздних модификациях МФШ получили название сигнификативно сильных и слабых позиций вследствие того, что в них по-разному проявляется смыслоразличительная (сигнификативная) функция фонемы: в слабых позициях смыслоразличительная способность фонем ослабляется ввиду меньшего числа дифференциальных признаков по сравнению с фонемой в сильной позиции.

Сигнификативно слабые позиции фонем возникают в результате перекрещивающихся чередований. Фонетическое чередование называется перекрещивающимся, если оно приводит к нейтрализации фонем. Так, в корнях слов 

пятый/пятак чередуются гласные [а] в сильной позиции ([п’атъи]) — [и] в слабой ([п’итак]), а в корнях слов лес/ лесок чередуются гласные [с] в сильной позиции ([л’ёс]) — [и] в слабой ([л’исок]). Это чередование приводит к нейтрализации фонем <а> и <е>, которые в сильной позиции (под ударением) реализованы разными звуками (соответственно [а] и [ё]), а в слабой (в первом предударном слоге) совпадают в звуке [и].

Сигнификативно сильные и слабые позиции — это позиции фонем, иначе — фонологические позиции.

Параллельные чередования фонем

Другой тип фонетических чередований, в результате которого не происходит нейтрализации фонем (и даже мены одного звукотипа на другой), называется параллельным. Например, в слове год под ударением между твердыми согласными произносится [6], а в слове годик и под ударением перед мягким согласным — [6*]; тем не менее, фонема <о> в этом случае не совпадает ни с одной другой фонемой, так как другие фонемы не могут быть в СРЛЯ реализованы звуком [о].

На основании параллельных чередований выделяются перцептивно сильные и слабые позиции. Позиция, в которой звук не испытывает влияния соседних звуков, называется перцептивно сильной. Позиция, в которой звук испытывает влияние соседних сегментов, называется перцептивно слабой. Перцептивно слабая позиция является следствием параллельного чередования, не приводящего к мене звукотипов и нейтрализации фонем.

Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции называется вариацией фонемы (например, ударный гласный в слове годик является вариацией фонемы <о>, а звук [ы] в фонетическом слове в институт [в ынс’т’итут] является вариацией фонемы <и>).

Перцептивно сильные и слабые позиции — это позиции звуков, а не фонем, иначе — фонетические позиции, поэтому они не должны рассматриваться в фонологии.

Таким образом, в разных позициях фонема МФШ может быть реализована тремя разными классами единиц — основным видом, вариантами и вариациями.

Реализация фонемы в различных сигнификативных и перцептивных позициях.




Сигнификативно

Перцептивно

Примеры для фонем <о> и <а>

основной вид

сильная

сильная

[о] дом; [а] дам

вариация

сильная

слабая

[о] домик; [а] дали

вариант

слабая

слабая

сильная

слабая

[а] давай; [а] дома;

[а ] домище


Квалификация позиций как перцептивно сильных или слабых является не вполне определенной, так как в любом положении (кроме изолированного произнесения) любой звук испытывает влияние соседних сегментов — например, гласные [о] и [у] становятся более передними в своей начальной части не только после мягких, но и после твердых переднеязычных согласных и т.п. Таким образом, настоящей перцептивно сильной позицией с этой точки зрения (с точки зрения наличия/ отсутствия обусловленности соседними звуками) является только позиция изолированного произнесения звука, практически не существующая в реальной речи.

Один из аргументов в пользу разграничения перцептивно сильных и перцептивно слабых позиций апеллирует к восприятию и состоит в том, что некоторые звуки, будучи выделенными из контекста, не воспринимаются носителями русского языка как русские звуки. Так, если записать на магнитофонную ленту слова со звуком [ч’], а затем стереть часть записи, оставив только [ч’], и дать прослушать этот звук, то всеми говорящими по-русски он будет легко опознан. Если то же проделать со звуком [дж’], то многие его не узнают, не смогут определить, в каких словах он произносится. То же самое относится и к случаям типа пять [п’иаит’]: гласный ["а"] вне контекста воспринимается как незнакомый носителю русского языка звук.

Этот аргумент, однако, означает только, что [“а"] и [дж’] не существуют в СРЛЯ в изолированном произнесении, то есть они являются не особыми звукотипами, а результатом коартикуляции. Обращение к звукам, вырезанным из своего звукового контекста, вряд ли можно считать обоснованным еще и потому, что в этом случае снова оказывается, что почти все они находятся в перцептивно слабой позиции. Например, если вырезать [п’] из слова пять и предъявить его вне контекста, то носитель русского языка будет слышать твердый [п], так как информация о его мягкости заключена в формантном переходе гласного — в этом случае придется считать, что в слове пять первый согласный находится в перцептивно слабой позиции.

Таким образом, с точки зрения обусловленности соседними сегментами все позиции оказываются перцептивно слабыми, а с точки зрения восприятия все позиции являются перцептивно сильными, так как восприятие не осуществляется поссигментно, и замена вариации на основной вид фонемы будет не облегчать, а затруднять восприятие.


В дальнейшем, говоря о сильных и слабых позициях, мы будем иметь в виду только сигнификативно сильные и слабые позиции (то есть, соответственно, позиции различения и нейтрализации фонем).

Фонемы МФШ называются по их основному виду (по звуку, представленному в сильной позиции) в пределах одного и того же морфа. Одна из основных идей МФШ состоит в том, что морфы имеют постоянный фонемный состав, поэтому мы можем определить фонемную принадлежность конкретного звука в слабой позиции, приведя его к сильной позиции в пределах той же морфемы в любой другой словоформе. Например, в слове [вада] первый гласный представляет фонему <о>, так как в сильной позиции (под ударением) в той же морфеме звучит [6] — [воды], а в слове [сады] тот же гласный представляет фонему <а>, так как в сильной позиции (под ударением) звучит [а] — [сат].

Есть случаи, когда невозможно однозначно определить фонемную принадлежность звука, поскольку для него не может быть сильной позиции в том же морфе. Например, всегда безударный первый гласный в слове собака может относиться как к фонеме <о>, так и к фонеме <а>, поскольку обе эти фонемы могут быть реализованы звуком [а] в этой позиции — в первом предударном слоге после твердых согласных: ср. [дом] — [дама] (<о>) и [дал] — [дала] (<а>). Этот гласный может входить в ряд позиционно чередующихся звуков в пределах одной морфемы — в нашем примере этот ряд составляют гласные [а] (собака) и [ъ] (собаковод), но в таком ряду отсутствует гласный в сильной позиции, то есть основной вид фонемы. Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, но представленных только в слабых позициях, называется гиперфонемой. Таким образом, гласный [а] в слове собака реализует гиперфонему <о/а> (так как потенциально он может входить как в ряд со звуком [а] в сильной позиции, так и в ряд со звуком [о] в сильной позиции), а гласный [и] в слове песок [п’исок] — гиперфонему <и/е/о/а> (так как в первом предударном слоге после мягких согласных звуком [и] могут быть реализованы фонемы <и>, <е>, <о>, <а>: |п’ишу| (|п’йшът|), [ч’ишу] ([ч’ёшът]), [н’ису] ([н’ос]), [в’ижу] ([в’ажът])).

Итак, в теории МФШ одна и та же фонема может быть реализована разными звуками (и разными звукотипами), а один и тот же звук (звукотип) может представлять разные фонемы.

При грамматическом чередовании внутри одной и той же морфемы в тождественных фонетических позициях могут чередоваться разные фонемы, например, [п’исат’]/[п’ишу] (<с>/<ш>). Эти чередующиеся фонемы называются морфонемой, а разновидности морфемы, содержащие разные фонемы, — морфами. Разные морфы являются конкретными реализациями морфемы точно так же, как звуки являются конкретными реализациями фонемы.