Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Появление нотариата напрямую связано с развитием и усложнением гражданского оборота в обществе, охране и закреплении юридически прав участников сделок, а также с необходимостью содействия участникам сделок в момент их совершения. Нотариат является неотъемлемой составной частью любой правовой системы, в связи с тем, что позволяет государству более эффективно осуществлять его важнейшие функции (правоохранительную, юрисдикционную, судебную и другие). Нотариат является важнейшим правовым инструментом обеспечения стабильности имущественных отношений в обществе. Нотариус осуществляет публично-правовые функции, действует от имени государства, что требует необходимости организации системы государственно-правового регулирования и контроля над осуществлением его деятельности, применением мер по устранению нарушений. Чтобы усовершенствовать данную систему, необходимо изучить все ее элементы и закономерности. В связи с этим четко прослеживается необходимость изучения данных вопросов, что и определяет актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления конституционных функций нотариата.

Предметом исследования выступает правовое регулирование организации и деятельности нотариата в условиях современной России.

Цель исследования заключается в комплексном анализе нотариата как объекта регулирования.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующей группы задач:

  • выявить понятие и юридическую природу нотариата;
  • рассмотреть задачи и функции нотариата
  • обобщить практику правового регулирования деятельности нотариата в сфере обеспечения права на частную собственность, свободы предпринимательской деятельности, права граждан на квалифицированную юридическую помощь, наследования.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составляют такие основополагающие документы, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, Конституции (Уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Привлечены также Конституции и законы государств СНГ и зарубежных стран.

Методологическая основа исследования включает в себя следующие общетеоретические и специальные методы научного познания: анализ, синтез; логический и системно-структурный подходы.


Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и правовые основы деятельности нотариата в Российской Федерации

1.1.Понятие нотариата и нотариальной деятельности

Термин "нотариат" (от лат. notarius - писец, секретарь) имеет множество значений. Как правило, выделяют несколько значений данного термина: нотариат - система органов и должностных лиц, включающая не только нотариусов, но и лиц, обладающих правом совершать нотариальные действия; отрасль законодательства, нормы которой регулируют нотариат; учебная дисциплина, предметом которой является изучение деятельности нотариуса и основ нотариального делопроизводства.

В законодательном плане закреплено понятие нотариата, связанное с его призванием. Для этого следует обратиться к статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: "Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации"[1].

Многие исследователи в области юриспруденции, в том числе, такие как В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, придерживаются следующего толкования термина: "нотариат - это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц"[2].

Из вышеприведенного определения следует, что центральным звеном всей системы нотариата являются государственные органы и должностные лица. Конечно, в России, в такой огромной стране, есть очень отдаленные населенные пункты, в которых было бы нерационально открывать нотариальные конторы, так как совершенных нотариальных действий будет катастрофически мало. Нотариус в такой местности может оказаться без работы, при том, что по закону, он не имеет права практически нигде работать. В подобных населенных пунктах, где отсутствует нотариус, орган местного самоуправления принимает решение, либо принимает распоряжение о возложении полномочий по совершению нотариальных действий на кого-либо из должностных лиц данного органа. При этом правом совершения нотариальных действий наделяется только одно лицо[3].


Действительно, на сегодняшний день еще сохраняется институт государственного нотариата. В период с 1993 года по 2013 год по данным Федеральной нотариальной палаты, количество частнопрактикующих нотариусов резко увеличивалось. Если на 1993 год их насчитывалось 2165 человек, то уже к 2000 году их стало 5650, а к 2013 году 7635 человек[4].

В.В. Ярков, ученый-цивилист, считает, что термин "нотариат" полизначен и может быть определен следующим образом: "нотариат - это система органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законодательством, правом совершения нотариальных действий; отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; а также учебный курс…"[5]. Схожее по ключевым признакам определение дают ученые в области гражданского права Ю.Н. Власов и В.В. Калинин[6].

Рассмотрение нотариата с точки зрения системы нотариальных органов приводится в работах в О.В. Романовской и Г.Б. Романовского, которые определяют эти органы в качестве административных, но при этом подчеркивают "особый статус нотариальных органов, указывая на то, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи"[7].

Наиболее полное толкование термина "нотариат" привели видные исследователи в сфере гражданского права Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных. По их мнению, "нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости"[8].

Целью правовой деятельности нотариата является приобретение и юридическое закрепление реальных прав. Это могут быть, например, наследственные права, или же право собственности. Отличительной чертой нотариальной деятельности от судебной практики по гражданским делам, является то, что ее предметом являются только те дела, в которых отсутствует спор. Кроме того, "нотариат призван обеспечивать основу прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации"[9]. Отсюда следует, что особенностью нотариальной деятельности является то, что она состоит из нотариальных действий.


Можно выделить следующие ключевые задачи нотариата: "активная охрана законных интересов и прав предприятий, граждан, различных государственных, негосударственных учреждений, каких-либо общественных объединений; активная охрана абсолютно всех современных форм собственности; предупреждение различных правонарушений именно путем своевременного и предварительного удостоверения договоров, прочих сделок, а также совершения каких-либо исполнительных действий"[10].

Однако, понятие "нотариальное действие" не определено в российском законодательстве. В Основах законодательства о нотариате дан только перечень нотариальных действий (статьи 35 и 38 Основ законодательства о нотариате). В юридической литературе под нотариальным действием понимается "во-первых, содержание процедуры нотариальной деятельности, выражающейся в последовательном совершении целой системы юридических фактов (динамическое понятие нотариального действия), и, во-вторых результат нотариального производства как юридический факт (статическое понятие нотариального действия)"[11].

Исходя из законодательства, в котором применяется данное понятие, можно выделить следующие его черты. Во-первых, нотариальные действия могут совершать лишь четко определенные в законодательстве субъекты. Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия вправе осуществлять: "нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой", "глава местной администрации поселения и специально уполномоченное лицо местного самоуправления муниципального района", "должностные лица консульских учреждений Российской Федерации"[12]. То есть, на сегодняшний день, в состав нотариата в России входят следующие элементы: государственные и частнопрактикующие нотариусы, должностные лица, которые наделены правом выполнения нотариальных действия. При совершении нотариальных действий государственные и частнопрактикующие нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. "Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу"[13]. Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия осуществляются "от имени Российской Федерации[14], что особо выделяет их официальный и публичный характер.


Еще одной чертой нотариата является то, что деятельность нотариуса в Российской Федерации строго регламентирована законодательством и формализована. Статья 1 Основ гласит, что "нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли"[15]. Также, следует отметить, что статья 22 Основ четко определяет, что "за совершение нотариальных действий взимается государственная пошлина либо нотариальный тариф"[16]. Это нам четко иллюстрирует еще одну важнейшую черту нотариальной деятельности - нотариальное действие будет являться совершенным только с момента уплаты определенной денежной суммы, выраженной в государственной пошлине или нотариальном тарифе. Размер государственной пошлины за осуществление нотариальных действий определяется статьями 333.24 и 333.25 Налогового Кодекса Российской Федерации[17]. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, а также размер нотариального тарифа определяется ст.22 и ст.22.1 Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Частнопрактикующие нотариусы за совершение нотариальных действий взыскивают нотариальный тариф. За те нотариальные действия, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, тариф равняется размеру государственной пошлины, определенной в статье 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации. За совершение действий, для которых не требуется обязательной нотариальной формы, взымается тариф, предусмотренный статьей 22.1 Основ законодательства о нотариате. Тариф, взимаемый за выполнение нотариальных действий частнопрактикующими нотариусами состоит из двух составляющих: плата за само действие, плата за услуги правового и технического характера (составление проекта документа, его редактирование), при этом размер УПТХ устанавливается Федеральной нотариальной палатой ежегодно[18]. В статьях 333.35 и 333.38 Налогового кодекса определен перечень оснований для предоставления льгот при выполнении нотариальных действий[19]. Льготы предусматривают полное или частичное освобождение от уплаты нотариального тарифа.

Как отмечает Д.В. Косенко, "сущность нотариальных действий проявляется в том, что каждое из них, по сути, делегировано государством, что означает, что они имеют государственно-властный характер, хотя и осуществляются в своей подавляющей части негосударственными органами - государственным и частным нотариатом, органами местного самоуправления"[20]. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что нотариальные действия, которые осуществляют как государственные, так и частные нотариусы можно охарактеризовать как публично-значимые. Данный признак - "делегированность государством, позволяет рассматривать результаты их реализации - нотариальные акты и документы - как публичные властеустановления, обеспеченные государственной защитой"[21]. Судья Конституционного суда А.Л. Кононов, при выражении своего особого мнения указал, что "как государственные, так и частные нотариусы, по сути, несут публичную службу. Нотариальные акты, служащие целям защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, имеют официальный статус, совершаются от имени Российской Федерации, что гарантирует доказательственную силу и публичное - в данном случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленных документов"[22].