Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Понятие и принципы государственного регулирования нотариальной деятельности

Что касается понятия государственного регулирования в сфере нотариата, то его можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это вся деятельность государства, в лице его государственных органов и должностных лиц, так или иначе касающаяся деятельности нотариата и его правовых основ. Сюда можно включить и законодательное регулирование нотариата, и механизмы назначения на должность нотариуса, прекращения его полномочий; фиксирование и проверка требований к нотариусу; контроль над деятельностью нотариата, и др. В узком смысле, государственно-правое регулирование нотариата следует рассматривать как контроль над его деятельностью со стороны органов государства. С точки зрения автора, целесообразно рассматривать государственно-правовое регулирование деятельности нотариата с более широкой точки зрения.

Принцип в науке - это основное исходное положение, основополагающее начало какой-либо теории, системы. Принципы государственного регулирования в сфере нотариата основываются на Конституции Российской Федерации, а также другом отраслевом законодательстве.

Исследователи в области нотариального права приводят схожие позиции относительно принципов деятельности нотариата. Такие исследователи, как В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, В.А. Фомин делят данные принципы на две группы: конституционные (содержащиеся в Конституции Российской Федерации) и отраслевые (присущие только деятельности нотариата) [23].

Р.И. Вергасова условно подразделяет все принципы государственно-правового регулирования деятельности нотариата на следующие группы:

"организационные принципы (независимость и беспристрастность деятельности нотариата; ее публичный характер; осуществление специально уполномоченными лицами; равенство статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов; обязательное членство нотариусов, занимающихся частной практикой в нотариальной палате субъекта; обжалование нотариальных действий или отказов в их совершении); функциональные принципы (равенство физических и юридических лиц при осуществлении нотариального делопроизводства; процедурно-процессуальный характер деятельности нотариуса; принцип национального языка при ведении нотариального делопроизводства); конституционные принципы (законность, равенство всех перед законом и судом; принцип совместного ведения нотариатом Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации); отраслевые принципы (принцип тайны совершения нотариального действия, принцип исключительности нотариальной деятельности, принцип учета деятельности нотариусов и другое)"[24]. Раскроем некоторые из них. Принцип независимости и беспристрастность деятельности нотариата означает, что нотариус самостоятельно принимает решения, касающиеся его деятельности. Статья 5 Основ гласит, что "нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, иными нормативными правовыми актами"[25]. Не допустимы попытки вмешательства в деятельность нотариуса любых посторонних лиц. "При принятии решения нотариус должен руководствоваться справедливостью и ограничиваться законом" - сказано в Кодексе профессиональной этики нотариуса[26].


Принцип публичности нотариальной деятельности означает, что нотариус обладает государственно-властными полномочиями по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц. Кроме того, признаком публичности является то, что нотариус "осуществляет свои действия от имени Российской Федерации"[27].

Нотариальная деятельность осуществляется только специально уполномоченными на то лицами, которые прописаны в законе. Кроме того, наделение нотариуса полномочиями, снятие его с должности, определение нотариального округа происходит в установленном законом порядке.

Немаловажным является равенство статуса государственных и частнопрактикующих нотариусов. Это означает, что эти категории нотариусов обладают равными правами, несут равные обязанности, а также их акты имеют равную юридическую силу.

Также в Российской Федерации четко регламентировано то, что нотариусы, занимающихся частной практикой обязательно должны являться "членами нотариальной палаты субъекта Российской Федерации"[28]. На территории Вологодской области этим органом является Ассоциация нотариусов "Нотариальная палата Вологодской области".

Еще одним важнейшим принципом является обжалование нотариальных действий или отказов в их совершении в судебном порядке[29], так как в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации "каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод"[30].

Также очень важен принцип равенства статуса физических и юридических лиц при осуществлении нотариального делопроизводства. Нотариус стоит на защите прав и законных интересов, как граждан, так и организаций, и нотариальные действия должны быть совершены независимо оттого, какой субъект гражданского права обратился за их совершением[31].

Процедурно-процессуальный характер деятельности нотариуса означает, что все делопроизводство у нотариусов ведется с четким соблюдением Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Министерства Юстиции Российской Федерации 16 апреля 2014 года[32]. Соблюдение данного принципа является предметом профессионального контроля деятельности нотариуса, который проводится среду государственных нотариусов - территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а среди частных нотариусов - в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой[33].


Принцип национального языка при ведении нотариального делопроизводства означает, что "делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком"[34].

Особое внимание следует уделить принципу законности. Его основным содержанием является тезис о верховенстве закона в системе всех нормативных актов, соблюдение закона всеми субъектами, как нотариальной деятельности, так и субъектами, осуществляющими государственное регулирование в сфере нотариата. Относительно деятельности нотариата в обязательном порядке должны присутствовать следующие моменты. Органы нотариата учреждаются и функционируют при строгом соответствии законодательству Российской Федерации. За нарушение или несоблюдение положений законодательства Российской Федерации нотариусы несут ответственность, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нотариус в своей деятельности должен неукоснительно следовать требованиям закона, а также требованиям государственных органов и должностных лиц, которые осуществляют правоприменительные функции.

В тесной взаимосвязи с принципом законности традиционно рассматривают принцип равенства всех, в том числе и нотариусов, перед законом и судом. Это выражается в том, что частнопрактикующий нотариус, несет полную имущественную ответственность за причиненные его действиями убытки. "Вред, причиненный имуществу возмещается за счет страхового возмещения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, или в случае недостаточности этого страхового возмещения - за счет страхового возмещения по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса, заключенного нотариальной палатой, или в случае недостаточности последнего страхового возмещения - за счет личного имущества нотариуса, или в случае недостаточности его имущества - за счет средств компенсационного фонда Федеральной нотариальной палаты"[35]. Любое лицо, обратившееся к нотариусу, может обратиться в суд, если считает что совершенное нотариальное действие, либо отказ в его совершении неправомерны, может обратиться в суд. Кроме того, нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, который причинили его работник или лицо, временно замещающее нотариуса, при исполнении ими обязанностей. При этом за нотариусом сохраняется право подачи регрессного иска к данным лицам[36]. Государство в данном случае не несет никакой ответственности за неправомерные действия (бездействие) нотариуса. Государство несет ответственность лишь за "вред, который причинен действиями (бездействием) государственного нотариуса"[37].


В пункте "л" статьи 72 Конституции закреплен принцип совместного ведения нотариатом Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации[38], что означает, что некоторые вопросы могут решаться и на уровне субъекта Российской Федерации. Но на сегодняшний день законов, касающихся нотариата, принятых на уровне субъекта федерации практически нет.

При осуществлении контроля со стороны государства не должен нарушаться принцип тайны совершения нотариального действия. Нотариус "обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью"[39]. Из этого принципа есть исключение - "сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные функции"[40]. Также исключением является внесение нотариусом сведений в Единую информационную систему нотариата.

Еще одним важным принципом государственного регулирования в сфере нотариата является принцип учета деятельности нотариусов. Он осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации путем ведения реестра учета нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. Ранее, в статье 3, Основы предусматривали выдачу лицензии на осуществление нотариальной деятельности, которая выдавалась Министерством Юстиции Российской Федерации. Но с 01 июля 2015 года данный пункт утратил силу[41]. Лицензия на ведения нотариальных действий остается только у нотариусов, которые получили ее до отмены данного положения.

Принцип исключительности нотариальной деятельности означает, что нотариус "не вправе заниматься никакой иной оплачиваемой деятельностью, кроме нотариальной, за исключением творческой и преподавательской"[42].

Подытоживая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы.

Нотариус - это лицо, уполномоченное государством совершать от имени Российской Федерации нотариальные действия. Порядок их осуществления, а также государственная пошлина и нотариальный тариф за их осуществление устанавливаются и контролируются государством. Именно эта черта существенно отличает нотариальную деятельность от предпринимательской, основной задачей которой является получение прибыли.


Нотариат сочетает в себе принципы публичности, который выражается в выполнении возложенных государством функций; и частности, который выражается в защите частных прав и интересов конкретных лиц. Что позволяет говорить о том, что нотариат носит дуалистический характер и находится на границе частной и публичной сфер.

По мнению автора, немаловажно определить в законодательстве сам термин "нотариальная деятельность". Его можно определить как "совершение на принципе возмездности совокупности нотариальных действий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другим законодательством, целью которой является защита законных интересов и прав граждан и юридических лиц, которые являются участниками гражданского оборота". Данное понятие, по мнению автора исследования следует закрепить в законодательстве о нотариате, в виду его отсутствия. При этом, следует особо отметить то, что нотариальная деятельность на сегодняшний день не является видом предпринимательской деятельности и не преследует в качестве основной цели получение прибыли.

Понятие "государственно-правовое регулирования в сфере нотариата" можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это вся деятельность государства, в лице его государственных органов и должностных лиц, так или иначе касающаяся деятельности нотариата и его правовых основ (включая законодательное регулирование нотариата, механизмы назначения на должность и освобождения от должности нотариуса; фиксирование и проверка требований к нотариусу; контроль за деятельностью нотариата, и др.). В узком смысле, государственно-правое регулирование нотариата следует рассматривать как контроль за его деятельностью со стороны органов государства (судебный контроль, налоговый контроль, контроль Минюста России и др.).

Основными принципами государственно-правового регулирования следует считать: независимость, беспристрастность деятельности нотариата; законность; публично-правовой характер; осуществление нотариальной деятельности специально уполномоченными лицами; принцип тайны совершения нотариального действия; принцип национального языка при ведении нотариального делопроизводства; принцип исключительности нотариальной деятельности, принцип учета деятельности нотариусов и другие).

Нотариат в Российской Федерации - представляет собой стройную систему, включающую в себя как государственных, так и частнопрактикующих нотариусов, а также органы нотариального самоуправления (нотариальные палаты), которые призваны обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации и совершения нотариальных действий от имени государства. Различие точек зрения на понятие "нотариат" свидетельствует о необходимости закрепления его на законодательном уровне, а, следовательно, дополнения статьи 1 Основ. Государство, как важнейший регулятор общественных отношений должно всесторонне регулировать данную систему с ее многочисленными звеньями для правильного ее функционирования.