Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Понятие «эмоция» в психологии).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности эмоциональной сферы человека
1.1 Понятие «эмоция» в психологии
1.2. Развитие эмоциональной сферы личности на разных возрастных этапах
2. Особенности процесса общения в жизни человека
2.1. Вербальные и невербальные способы общения
2.2. Роль психолога в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями процесса коммуникации
Введение
На современном этапе развития общества и человека достаточно много факторов, влияющих на эмоциональное состояние индивида. К некоторым отрицательным факторам относят снижение уровня воспитанности, финансового положения, повышения уровня преступности и другие. К положительным факторам можно отнести личные успехи человека, членов его семьи (повышение на работе, рождение ребенка, выигрыш в лотерею и другие). Таким образом можно рассматривать не только положительное состояние эмоциоанальной сферы, но и отрицательное. Иными словами могут проявляться «злые» и «добрые» эмоции.
Актуальность темы курсовой работы
Каждый человек на земле является личностью, которая способна проявлять свои эмоции, как на вербальном уровне, так и на невербальном уровне. Однако не все люди могут проявлять свои эмоции на вербальном и невербальном уровне. Встречаются люди с неразвитым эмоциональным фоном (в силу своего заболевания, синдрома, особенностей личности, акцентуаций характера, окружающей действительности), другие люди относятся к группе с нарушениями процессов коммуникации. Однозначно, как свидетельствуют данные исследований, таким людям требуется квалифицированная помощь специалистов, и в первую очередь психологов.
В России с каждым годом возрастает число инвалидов (в том числе детей-инвалидов), детей с ограниченными возможностями здоровья, со значительными (стойкими) расстройствами речевой сферы. Уже с детского (раннего) возраста ребенок может просто не иметь возможности проявлять в полном объеме свои эмоции и переживания, свои чувства.
Несомненно, проблема встает в современном обществе достаточно остро и требует изучения. Эмоциональная сфера является не мало важной в развитии ребенка, человека. Она помогает в проявлении чувств и переживаний, дает возможность делать процесс коммуникации выразительнее и разнообразнее. Поэтому деятельность специалиста – психолога должна быть целенаправленной и систематической по формированию именно эмоционально-волевой сферы у ребенка, человека.
Целью данной курсовой работы является изучение:
особенностей вербального и невербального способа общения,
влияния эмоционального состояния человека на процесс невербального общения,
роли психолога в оказании эффективной помощи детям, имеющим трудности в коммуникации.
В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме.
2. Раскрыть особенности понятий вербального и невербального общения.
3. Проанализировать возрастные особенности развития эмоциональной сферы человека .
4. Изучить и проанализировать методы работы психолога с детьми, имеющими нарушения коммуникации, и оказание им помощи в развитии эмоционального фона.
5. Провести интерпретацию и формулировку выводов.
Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что невербальные проявления эмоционального состояния человека способствуют снижению уровня стресса и тревожности.
Объектом исследования являются невербальные средства выражения эмоций.
Предметом исследования является взаимосвязь коммуникации и эмоциональной сферы.
Методы исследования:
Теоретические:
анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
- наблюдение,
- беседа,
- методика Паровозик (интерпретированная методика Люшера для детей дошкольного возраста),
- методика рисуночных тестов,
- методы математической статистики.
Основная часть
1. Особенности эмоциональной сферы человека
1.1 Понятие «эмоция» в психологии
В различных источниках понятие «эмоция» рассматривается в разных ракурсах. Например, в психологической энциклопедии Психологос определение эмоции дается как - выразительное движения мышц лица и голоса, которое сопровождается душевными переживаниями, чувствами на основе функциональных изменений организма.
В другом источнике эмоция - непосредственное переживание, в настоящее время, происходящее с человеком.
Разберем подробнее, что такое эмоции и какие они бывают.
Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Эмоциональная составляющая развития человека состоит из основных 4 компонентов (структур):
- Эмоциональный тон – это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.
- Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.
- Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.
- Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции – большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе. Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и так дальше.
Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:
- Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.
- Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.
- Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т.д.
- Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.
Специалистами – учеными сделан вывод на основе исследований, что чем сложнее организовано живое существо, тем богаче и разнообразнее спектр эмоций, который существо способно пережить.
Таблица 1
Кроме того, все эмоции можно разделить на несколько видов. Характер переживания (приятное или неприятное) определяет знак эмоции – положительный или отрицательный. Также эмоции делятся на виды в зависимости от влияния на деятельность человека — стенические и астенические. Первые побуждают человека на действие, а вторые, наоборот, приводят к скованности и пассивности. Но одна и та же эмоция может по-разному влиять на людей или на одного человека в непохожих ситуациях. Например, сильное горе одного повергает в уныние и бездействие, а второй человек ищет утешение в работе.
Эмоции есть не только у людей, но и у животных. Например, переживая сильный стресс, они могут менять свое поведение — становиться более спокойными или нервными, отказываться от пищи или перестать реагировать на окружающий мир.
Также вид эмоций определяет их модальность. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость, а остальные являются лишь их своеобразным выражением. Например, боязнь, беспокойство, тревога и ужас являются разными проявлениями страха.
Главные эмоции человека.
Как мы уже говорили, эмоции обычно бывают связаны с текущим моментом и являются реакцией человека на изменение его текущего состояния. Среди них выделяется несколько главных (Таблица 2):
- радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
- страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
- волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
- интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
- удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
- обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
- злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
- смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
- жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.
Таблица 2
Эмоции — необычный клaсс суб”ективных nсихологических состояний, отрaжающих в фоpме неnосредственных nереживаний отношения человекa к миру. Слово эмоция npоизошло (как и «мотивaция») от фpанцузского глaгола «motive», означающего «nриводить в движение».
Значение эмоций в жизни человекa велико. Они nомогают оpиентиpоваться в nроисходящем, оценивая его с nозиций желaтельности или нежелaтельности, nод их воздействием человек может совеpшaть невозможное, так как npоисходит мгновенная мобилизaция всех сил оpгaнизмa.
Интенсивные эмоции содержaт некоторые общие состaвляющие:
1) субъективное переживaние – aффективное состояние чувств, связaнное с дaнной эмоцией;
2) реaкция организмa (когдa мы рaсстроены наш голос может дрожать вопреки нашему желaнию);
3) совокупность мыслей и убеждений, сопровождaющих эмоцию (например, переживaние рaдости сопровождaется мыслями и ее причинaх: «Ура! Мы едем на море!»);
4) выражение лицa (нaпример, если мы злимся, то нaхмуриваем брови);
5) склонность к действиям, которые aссоциированы с дaнной эмоцией (нaпример, гнев может вести к агрессивному поведению, депрессивному состоянию и так далие).
Протекание эмоций характеризуется определенной динамикой. Выделяют динамику кратковременного переживания ( возникновение — нарастание — кульминация — угасание), и динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого разворачиваются различные переживания.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Чувства всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств.
Аффект – особое эмоциональное состояние, которое сопровождается видимыми изменениями в поведении человека. Аффект быстро возникает и бурно протекает. У человека в состоянии аффекта нарушается сознательный контроль своих действий, человек не способен адекватно оценивать происходящее. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.
Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В то время как работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.
Стресс – это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.
Стресс может как мобилизовать ресурсы организма человека, так и оказывать разрушительное воздействие. Если напряжение сильное и долго не проходит, то повышается вероятность возникновения соматических заболеваний, усталости, депрессии.
Рисунок 1
Таким образом, изучив теоретический материал, могу сделать вывод, что эмоции и их выражение просто необходимы для поддерживания стабильного благоприятного стиля жизни человека. Не используя эмоции, то есть, не умея испытывать и показывать окружающим радость, печаль, гнев, вину, обиду мы не были бы в полной мере людьми – высшими созданиями природы, индивидами, личностями. Не менее важна способность и желание, а так же и умение любого человека сопереживать чужим эмоциям, переживаниям, другими словами способность к эмпатии.
1.2. Развитие эмоциональной сферы личности на разных возрастных этапах
Эмоциональное развитие дошкольника.
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — всё это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами и эмоциями.
Чувствами и эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе.
Эмоции — переживание отношений, возникшие в данный момент и носящие ситуативный характер, выражают оценку личностью определённой ситуации ,связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.