Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1720
Скачиваний: 27
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Институт опеки и попечительства в Российской Федерации: общая характеристика
1.1. Правовая природа института опеки и попечительства
1.2. Правовой статус опекунов и попечителей
Глава 2. Формы устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Бездоговорная форма опеки и попечительства
Введение
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в последние годы семья, материнство, детство становятся приоритетными направлениями государственной политики, усиливается выраженный в ст. 7 Конституции РФ государственный интерес в регулировании семейных отношений.
Символичным стало принятие в 2008 году Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Законодатель, осознав острую необходимость проведения комплексной реформы института опеки и попечительства, так как первые современные нормы содержались в части первой Гражданском кодексе РФ и Семейном кодексе РФ, а с тех пор прошло более десятка лет.
Принятие закона об опеке стало полемичным неспроста: с помощью него привнесена масса новелл в действующее законодательство, регулирующее отношения с участием, как несовершеннолетних, так и совершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в её установлении.
В законе сформулированы принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, основными задачами которого являются, в частности, выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, защита прав и законных интересов подопечных, обеспечение государственной поддержки и стимулирование такой деятельности. Определены права и обязанности органов опеки и попечительства, упорядочены процедуры назначения опеки и попечительства, конкретизирован порядок обжалования принятых данными органами решений. Введен институт «предварительной опеки» для случаев, когда в интересах недееспособного или не полностью дееспособного лица необходимо немедленное его устройство. Законом предоставлено преимущественное право близким родственникам быть опекунами (попечителями) подопечного. Предусматривается механизм установления опеки (попечительства) по заявлению родителей на период их временного отсутствия по уважительным причинам. Впервые вводится порядок устройства лица под опеку (попечительство) по договору. Положениями закона устанавливается правовой режим имущества подопечных. Регламентируются действия по управлению, охране и распоряжению таким имуществом.
Вследствие изменений законодательства об опеке и попечительстве, целый ряд аспектов нуждается в новом рассмотрении. Хотелось бы надеяться, что принятые нововведения найдут применение на практике и станут хорошим подспорьем в регулировании отношений с участием лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки.
Целью работы является исследование правовой природы опеки и попечительства.
Поставленные цели тесно связаны с решением следующих задач: -сформулировать и теоретически обосновать понятие опеки и попечительства;
-исследовать основания возникновения и прекращения опеки (попечительства) над гражданами;
-проанализировать правовой статус органов опеки и попечительства; -выделить особенности имущественных отношений опекунов (попечителей) и подопечных;
-охарактеризовать формы устройства граждан, провести сравнительный анализ.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе опеки и попечительства.
Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения по опеке (попечительству), содержание и специфику названных правоотношений.
Нормативную базу исследования составили положения, закрепленные в российском гражданском, семейном и административном законодательстве и определяющие правовые основы института опеки и попечительства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Институт опеки и попечительства в Российской Федерации: общая характеристика
1.1. Правовая природа института опеки и попечительства
Термин «опека» в настоящее время в юридическом обиходе используется в разных значениях. Под опекой иногда понимают не только осуществление заботы со стороны физического лица, но и пребывание несовершеннолетнего или недееспособного гражданина в специальном медицинском или социальном учреждении[1]. В отечественной цивилистике дореволюционного периода это понятие рассматривалось в тесной связи с семьей. Так, Владимирский-Буданов М.Ф. определял опеку как «искусственную власть над семьей», Шершеневич Г.Ф. - как «искусственную семью», Синайский В.И. - как "суррогат родительского попечения о детях, их личности и имуществе"[2].
«Опека стоит как бы на рубеже права гражданского и государственного. С одной стороны, она обращена к интересам частных лиц, которые по малолетству или другому обстоятельству нуждаются в призрении и находят его в опеке; с другой - преследуют цели государства: на нем лежит обязанность иметь попечение о тех, кто сам не может заботиться о своих интересах, следовательно, для государства есть повод создать учреждение, которое оказывало бы пособие нуждающимся в нем. Существуют разные воззрения на опеку. Так по одному воззрению, опека составляет замену родительской власти... По другому воззрению, опека есть отрасль деятельности государства: оно обязано заботиться о благе всех граждан, особенно тех, у которых нет сторонних забот. Наконец, по третьему воззрению, опека представляет аналогию договора - это поручение,возлагаемое на опекуна со стороны опекаемого, блюсти его интересы»[3].
«Ершова Н.М. в своей работе «Опека и попечительство над взрослыми» говорит о защите личных и имущественных прав опекаемых. Более точное понятие опеки было сформулировано ею в более поздних работах, в которых она утверждала: «Под установлением опеки или попечительства следует понимать назначение опекуна или попечителя для защиты (охраны) прав и интересов лиц, не способных полностью или частично самостоятельно осуществлять эти функции»[4].
Пчелинцева Л.М. отмечает, что "в гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан" [5]. Было бы уместным заметить, что семейное право имеет свой взгляд на понятие опеки и попечительства. В ст. 145 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ рассматривают опеку и попечительство как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов[6].
Многогранный термин «опека и попечительство» означает вид социальной заботы, форму устройства несовершеннолетних и недееспособных либо не полностью дееспособных совершеннолетних граждан, деятельность органов опеки и попечительства по ее установлению, деятельность опекунов и попечителей по осуществлению опеки и попечительства, систему правоотношений, а также правовое состояние, характеризующее социальный и правовой статус личности, над которым учреждены опека или попечительство[7].
Свои разъяснения вносит Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[8], впервые в отечественном законодательстве закрепив понятия опеки и попечительства. Согласно п. 1 ст. 2 опека — это форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия[9]. Пункт 2 ст. 2 Закона регламентирует попечительство, как форму устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.[10]
Однако, некоторые авторы, в частности Аргунова Ю.Н., считают, что определение, данное новым ФЗ, не отражает целей опеки (защита прав и интересов, в частности недееспособных)[11]. Исследователь, аргументируя свою точку зрения, обращается к лингвистическому значению понятия «опека». В словаре русского языка Ожегова С.И. опека определяется как «наблюдение за недееспособными лицами и попечение об их воспитании, правах и т.п.» Согласно Толковому словарю живого великорусского языка Даля В.И. «опека (печься о ком) — это надзор, установленный законом над лицом или имуществом его в известных случаях: по малолетству владельца, по несостоятельности его, по безрассудству, сумасшествию».
Понятие опеки и попечительства встречается в законах субъектов РФ, однако, зачастую, в усеченном и недифференцированном от других институтов виде. Так, Закон г. Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве», дает понятие опеки вместе с понятием попечительства: «Опека и попечительство — форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными».
Так же под опекой равным образом можно понимать, как комплекс непосредственных действий по осуществлению социальной заботы, так и правовую связь, правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного. Помимо всех значений, разумеется, опека и попечительство представляют собой также и правовой институт[12].
В настоящее время проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания юридической науки еще и потому, что данный институт довольно долго детально не исследовался. По сей день справедливо утверждение Ершовой Н.М.: «Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права»[13].
«Опека и попечительство - правовые институты, призванные обеспечить, во-первых, восполнение дееспособности недееспособных граждан с целью участия последних в гражданском обороте, а во-вторых, - защиту прав и законных интересов указанных граждан в случае посягательства на таковые»[14].
«Между тем опека и попечительство - комплексный институт, он несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом гражданвсеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь ихличных и имущественных прав)» .
Расположение норм отечественного института опеки и попечительства одновременно в двух отраслях законодательства обуславливает егооригинальность.
Таким образом, ввиду отсутствия единой точки зрения учёных и наличии коллизий со стороны законодателя, хотелось бы обобщить основные правовые дефиниции опеки и попечительства:
- Итак, термины «опека» и «попечительство», объединяемые нередко в единое понятие «опека», означают, прежде всего, устройство граждан, нуждающихся в особой правовой защите ввиду их неполной гражданской дееспособности. В этом смысле опека и попечительство являются средствами восполнения недостающей дееспособности граждан[15].
- Самое распространенное различие пониманий рождается из принадлежности к отрасли права. Так с точки зрения гражданского права опека и попечительство - способ восполнения утраченной дееспособности; семейного права - формы устройства детей-сирот и детей, утративших попечение родителей.
- Опека и попечительство как институт права, комплекс норм, регулирующих осуществление заботы и устройство граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства.
- Опека и попечительство как правоотношение с участием опекуна (попечителя) и подопечного.