Файл: Организация документооборота учреждения и основные направления его совершенствования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1019

Скачиваний: 42

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


системе документационного обеспечения управления.

Номенклатура дел уточняется в конце каждого календарного года,

перепечатывается, рассматривается и утверждается

руководителем предприятия, вводится в действие с 1 января

следующего календарного года. Ведомственный архив

госпредприятия осуществляет контроль за составлением и

использованием номенклатуры дел, за формированием и

оформлением дел, в учрежденном им предприятии.

При составлении заголовков дел следует учитывать, что:

- заголовок должен полностью соответствовать смысловому

содержанию документов, группируемых в данном деле;

- заголовок должен быть кратким, четко сформулированным;

- заголовки типа «Общая переписка», «Разные документы»,

«Справочные материалы» и т.д. не допускаются.

9

Состав заголовка дела образует следующие элементы:

- название вида (переписка, журнал и т.п.) или разновидности

документов (приказы, указания, протоколы, решения и т.д.);

- название предприятия или его структурного подразделения;

- адресат или корреспондент документа;

- краткое содержание документов дела;

- название территории (местности), с которой связано содержание

документов дела;

- даты (период), к которым относятся документы дела;

- указание на копийность документов дела.

В заголовках дел, содержащих документы разного вида по одному

вопросу, не связанные последовательностью делопроизводствен-

ных операций, в качестве вида дела употребляется термин

«документы», а в конце заголовка в скобках указываются

основные разновидности документов, которые должны быть

сгруппированы в деле. Номенклатура дел предприятия должна

составляться в последнем квартале предшествующего года на

новый календарный год.

Нормативное регулирование электронного документооборота и

управления документацией.Функциональные требования к систем

ам электронного документооборота (СЭД), при правильном их

использовании, являются мощным рычагом государственного

управления в области информационно-коммуникационных

технологий. В России документа, регламентирующего СЭД, пока

нет.Управление информационными потоками или

документопотокамиорганизации основано на понятии документоо

борота. Следует отметить, что в этом определении упор делается

на словах движение документов, то есть их пути из одного

подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом


порядок движения документа предопределен принятым

10

управленческим процессом в данной организации. Если же в

организации четко проведено разделение функций между

структурными подразделениями и сотрудниками, большая часть

документов пойдет сразу же в отдел к исполнителям, то есть путь

будет другой, значительно короче. Точно также от принятого в

учреждении порядка распределения обязанностей и

делегирования полномочий сотрудникам зависит движение

документа при согласовании и подписании.

Говоря о порядке движения документов, можно выделить

несколько этапов документооборота:

- прием и первичная (экспедиционная) обработка поступающих в

организацию документов;

- предварительное рассмотрение документов службой ДОУ;

- регистрация документов;

- организация движения документов внутри организации

(информационно справочная работа, доведение документов до ис

полнителей, контроль за их исполнением, а также прохождение

согласования и подписания проектов документов);

- обработка (экспедиционная) исполненных и отправляемых

документов.

Эффективность управленческой деятельности зависит от того, как

организована работа с документами: насколько быстро и

качественно обрабатываются и передаются документы, как

контролируется их исполнение, как обеспечивают сохранность

необходимых для последующей деятельности предприятия

документов и уничтожают документы, выполнившие свои

функции.

Организация работы с документами - организация

документооборота, хранения и использования документов в

текущей деятельности предприятия.На формирование технологий

11

работы с документами в конкретных организациях влияет

множество факторов, таких, как направление деятельности,

организационная структура, территориальное

размещение, объем документооборота и т.д.

Использование компьютерных технологий в офисной деятельности

привело к тому, что практически всегда документы создаются

вначале в электронном виде.Электронный документ - документ, в

котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

«Электронный документ - это форма преставления документа в

виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде

и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой

среде». Здесь под реализацией


электронного документа подразумевают отдельный элемент множе

ства, представляющего электронный документ, который

существует или может существовать в электронной или цифровой

среде.

Электронный документооборот - движение документов в

организации с момента их создания или получения до завершения

исполнения или отправления в электронно-цифровой форме. При

этом работа с документами возможна в двух вариантах. При

первом варианте проект документа создают в электронном виде,

затем его распечатывают на принтере, и дальнейший его

жизненный цикл проходит в бумажном виде. Второй вариант -

прохождение всего жизненного цикла исключительно в

электронном виде.

Достижения последних лет в вычислительной технике, обширный

рынок сравнительно недорогих компьютеров и принтеров

позволили успешно использовать персональный компьютер в

делопроизводстве. Автоматизация документационного

обеспечения управления позволяет:

12

- в области подготовки и оформления документов - унифицировать

формы документов;

- повысить качество и оперативность подготовки документов;

- в области организации документооборота и исполнения

документов - исключить дублирование работы при вводе

информации о документе и тем самым упростить регистрацию;

- унифицировать маршруты движения документов, ускорить

прохождение документов;

- повысить оперативность и качество работы исполнителей с

документами;

- уменьшить вероятность потери документа при перемещении его в

организации;

- получать достоверную и актуальную информацию о создаваемых

и полученных на исполнение -документах структурными

подразделениями и отдельными работниками;

- в области организации контроля исполнения документов;

- оперативно получать информацию о состоянии исполнения и

местонахождении любого документа и проекта документа;

- контролировать исполнение документов отдельными

работниками, структурными подразделениями и организацией в це

лом;

- в области организации хранения документов и информационно-

справочной работы;

- создать централизованное хранилище документов в электронном

виде, организовать различный доступ сотрудников к

информационному массиву в соответствии с их трудовыми функци

ями;

- обеспечить оперативный поиск отдельных документов, а также

делать подборки документов по тематическому или иному


13

признаку.

2.5. Формирование дел

При формировании документов в дела используются следующие

признаки заведения дел. Основанием для группировки документов по

номинальному признаку служит название их разновидности. Например:

приказы, протоколы, указания, акты, справки и т.д. При формировании

документов в дела по предметно-вопросному признаку за основу берут

их содержание. Для группировки переписки используется

корреспондентский признак. В дело должны помещаться документы,

которые своей содержательной частью соответствуют заголовку дела.

При формировании дел необходимо соблюдать следующие требования:

документы постоянного и временного сроков хранения необходимо

группировать в дела раздельно; подлинники отделять от копий; годовые

планы и отчеты - от квартальных и месячных, утвержденные штатные

расписания предприятия - от проектов; включать в дело по одному

экземпляру каждого документа. Каждый документ, помещенный в дело,

должен быть оформлен в соответствии с требованиями

государственных стандартов и других нормативных актов. В дело

группируются документы одного календарного года, кроме

переходящих дел (например, личные дела, не закрывающиеся при

окончании календарного года). Дело должно содержать не более 250

листов, при толщине не более 4-х сантиметров. Документы,

помещенные в дело, должны иметь подписи, дату, индекс,

заверительную надпись, отметку «В дело». Документы в деле должны

располагаться в определенном порядке: сначала помещают основной

документ и относящиеся к нему приложения, а затем в

хронологическом порядке идут документы, возникающие по мере

решения вопроса. Запрещается подшивать в дело неисполненные

документы, разрозненные экземпляры документов, документы,

14

подлежащие возврату, дублирующие документы. Сложились

определенные правила группировки документов в дела по видам и

хронологии. Уставы, положения, инструкции, утвержденные

распорядительными документами, являются приложениями к ним и

группируются вместе с указанными документами. Утвержденные

предприятием планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки

группируются отдельно от их проектов. Переписка группируется за

календарный год и систематизируется в хронологической

последовательности: документ-ответ помещается за документом-


запросом. Обзоры, докладные записки, акты, справки и другие

документы, отражающие основное содержание деятельности

предприятия, группируются в одном деле при условии, что они

касаются одного и того же вопроса.

3. МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОКУМЕНТООБОРОТА

3.1. Проблема совершенствования документооборот

Объем документации, создаваемой в учреждениях, как всего мира,

так и нашей страны, имеет тенденцию к постоянному и все более

ускоряющемуся росту. В связи с научно-техническим прогрессом

увеличение объемов управленческой документации происходит

пропорционально изменению роста объемов производства продукции и

производительности труда. Это первая закономерность

документообразования.

15

Главными объективными причинами увеличения объемов

документов являются влияние научно-технического прогресса, развитие

экономики, расширение и усложнение номенклатуры выпускаемой

продукции, освоение новых районов, строительство новых объектов,

усложнение процессов управления. При этом объемы создаваемых

документов увеличиваются с ростом количества документируемых

действий и количества адресатов, которым эти действия направлены.

Таким образом, возрастание или сокращение объемов документов

значительным образом связано с процессами документирования.

К субъективным причинам относят:

- незнание или несоблюдение работниками управленческих структур

законодательства, нормативных актов, устанавливающих юридические

требования к оформлению документов. В результате возникает

недоверие к документам и их перепроверка, т.е. создание новых

документов;

- неквалифицированное документирование распорядительной

деятельности. Например, приказ, содержащий неясные задания,

нереальные сроки исполнения, противоречащий изданным ранее

приказам, обязательно вызовет поток писем или докладных записок

управляемых организаций (структурных подразделений)

разъяснительного характера;

- отсутствие прав у подведомственных или подчиненных

организаций в решении стоящих перед ними задач вынуждает

постоянно обращаться в вышестоящие учреждения за разъяснениями

или разрешениями спорных вопросов;

- некомпетентность управленческого персонала в решении

производственных, экономических, управленческих задач приводит к

выбору нецелесообразных вариантов их решений, что отражается на

документировании самих этих действий, а затем исправлении принятого