ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по суммативному оцениванию
по предмету «Биология»
9 класс
Нур-Султан 2019

2
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании, организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Биология» для обучающихся 9 классов.
Методические рекомендации подготовлены на основе учебной программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей основной школы, администрации школ, методистов отделов образования, региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

3
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ........................................ 4
Суммативное оценивание за разделы ............................................................................................... 4
«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы» ............ 4
Суммативное оценивание за разделы ............................................................................................. 10
«Влияние деятельности человека на окружающую среду» и «Питание» .................................. 10
Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ» ......................................................... 15
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 20
Суммативное оценивание за раздел «Дыхание». .......................................................................... 20
Суммативное оценивание за раздел «Выделение» ....................................................................... 25
Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция» .............................................. 31
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 36
Суммативное оценивание за раздел «Движение» ......................................................................... 36
Суммативное оценивание за разделы «Молекулярная биология» и «Клеточный цикл» ......... 40
Суммативное оценивание за разделы ............................................................................................. 44
«Закономерности наследственности и изменчивости» и «Микробиология и биотехнология»44
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ...................................... 49
Суммативное оценивание за раздел «Размножение» ................................................................... 49
Суммативное оценивание за раздел «Рост и развитие». .............................................................. 55
Суммативное оценивание за раздел «Эволюционное развитие» ................................................ 58


4
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за разделы
«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»
Цели обучения
9.4.2.1 Объяснять основные функции компонентов растительной и животной клетки
9.4.2.2 Вычислять линейное увеличение клеток, используя микрофотографии
9.1.1.1 Использовать бинарную номенклатуру при описании различных видов
9.1.1.2 Распознавать по отличительным признакам виды растений и животных (по определителям)
9.3.1.1
Анализировать диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций
9.3.1.2 Рассчитывать эффективность переноса энергии
9.3.1.3 Сравнивать пирамиды численности, биомассы и энергии
Критерий оценивания
Обучающийся:

Объясняет основные функции органелл эукариотической клетки

Вычисляет линейное увеличение клеток, используя микрофотографии

Распознает по определителям виды животных

Использует бинарную номенклатуру при описании различных видов

Анализирует диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций

Рассчитывает эффективность переноса энергии

Сравнивает пирамиды численности, биомассы и энергии
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. На рисунке изображена растительная клетка.

5
(a) Опишите основную функцию органеллы А на рисунке.
(b) Опишите основную функцию органеллы В на рисунке.
(c) Вычислите линейное увеличение микрофотографии, если длина органеллы В равна 10 мкм.
Покажите свою работу.
2.На рисунке изображено животное семейства кошачьих, рода Пантеры.
Ключ для определения родов семейства кошачьих
1. Длина тела с хвостом менее 2 м; кондилобазальная длина черепа менее 165 мм. Длина хвоста не более половины длины тела — 2

Длина тела с хвостом более 2 м; кондилобазальная длина черепа более 165 мм. Длина хвоста значительно превосходит половину длины тела — 4 2. Хвост не достаёт до пятки. Кондилобазальная длина черепа более 120 мм. Подглазничное отверстие почти вертикальное — Рыси

Хвост длиннее, достаёт до пятки. Кондилобазальная длина черепа менее 120 мм.
Подглазничное отверстие вытянутое — 3 3. На лбу 2 продольных светлых полосы. На тыльной стороне ушей белые пятна. Череп с заглазничным мостиком, замыкающим сзади глазницу. — Коты дальневосточные.

На лбу светлых полос, а на ушах белых пятен нет. Глазница не замкнута заглазничным мостиком — Коты.
4. Окраска с большей или меньшей примесью жёлтого цвета. Кондилобазальная длина черепа более 185 мм. На своде черепа носовые кости выступают назад за верхнечелюстные кости; длина задненёбной вырезки значительно превышает её ширину — Пантеры.
295-376
160-200
<110

110
A
B


6

— Окраска без примеси жёлтого цвета. Кондилобазальная длина черепа менее 185 мм. На своде черепа носовые кости почти не выступают назад за верхнечелюстные кости; длина задненёбной вырезки почти не превышает её ширину — Ирбисы.
И. Я. Павлинов «Краткий определитель наземных зверей России». М: МГУ. 2002
(a) Напишите два параметра, помимо цвета позволяющих определить род данного животного.
Ключ для определения видов рода пантер
1. Основу узора в окраске составляют тёмные пятна и кольца. Кондилобазальная длина черепа менее 240 мм — Барс (Panthera pardus Linnaeus, 1758)

— Основу узора в окраске составляют тёмные поперечные полосы и кольца.
Кондилобазальная длина черепа более 240 мм — Тигр (Panthera tigris Linnaeus, 1758)
И. Я. Павлинов «Краткий определитель наземных зверей России». М: МГУ. 2002
(b) Напишите параметр, позволяющий определить вид данного животного.
(c) Определите вид млекопитающего, напишите название согласно правилам бинарной номенклатуры.
3.Выделяют две основные формы кривых роста популяций — чисто экспоненциальную (J-образную) и сигмоидную (S-образную).
(a) Сравните в таблице экспоненциальную и сигмоидальную кривые роста популяции.
Критерий
Экспоненциальная
Сигмоидальная
Характерная особенность
Пример живых организмов
(b) Объясните, почему сигмоидальную кривую роста называют зависимой от плотности.
4.Рисунок иллюстрирует пирамиду энергии, упрощенной экосистемы: люцерна - телята - мальчик по
Е. Одуму, 1959.
(a) Рассчитайте эффективность переноса энергии от консумента первого порядка к консументу второго порядка.
(b) Рассчитайте эффективность переноса энергии от продуцента к консументу первого порядка.
(c) Рассчитайте эффективность переноса солнечной энергии к продуценту.
5.Сравните пирамиды численности, биомассы и энергии в таблице.
Критерии
Пирамида численности
Пирамида биомассы
Пирамида энергии
Измеряет
Пример перевернутой
4 980 кДж
62 400 кДж
26 400 000
34,75 кДж
Пирамида энергии

7
Критерий оценивания

задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Объясняет основные функции органелл эукариотической клетки
1 описывает функцию органеллы – А;
1 описывает функцию органеллы – В;
1
Вычисляет линейное увеличение клеток используя микрофотографии переводит сантиметры в микрометры;
1 вычисляет линейное увеличение микрофотографии;
1
Распознает по определителям виды животных
2 применяет знания тезы и антитезы для определения рода животного;
1 применяет знания тезы и антитезы для определения вида животного;
1
Использует бинарную номенклатуру при описании различных видов применяет знания правил написания вида животного согласно бинарной номенклатуре;
1
Анализирует диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций
3 описывает характерную особенность экспоненциальной и сигмоидальной кривой роста популяций;
1 приводит пример экспоненциальной и сигмоидальной кривой роста популяций;
1 объясняет зависимость сигмоидальной кривой от плотности популяции;
1
Рассчитывает эффективность переноса энергии
4 расчитывает эффективность переноса энергии от консумента первого порядка к консументу второго порядка;
1 расчитывает эффективность переноса энергии от продуцента к консументу первого порядка;
1 расчитывает эффективность переноса солнечной энергии к продуценту;
1
Сравнивает пирамиды численности, биомассы и энергии
5 характеризует пирамиды относительно измеряемого объекта;
1 приводит пример перевернутой пирамиды численности и биомассы.
1
Всего баллов
15


8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за разделы
«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Объясняет основные функции органелл эукариотической клетки
Затрудняется в описании функций органелл клетки
Допускает ошибки при определении функций органеллы А / В
Описывает функции органелл
Вычисляет линейное увеличение клеток, используя микрофотографии
Затрудняется при вычислении линейного увеличения микрофотографий
Допускает ошибки при переводе сантиметров в микрометры / вычислении линейного увеличения микрофотографий
Вычисляет линейное увеличение микрофотографии
Распознает по определителям виды животных
Затрудняется при распознавании рода и вида животного по определителю
Допускает ошибки при распознавании рода / вида животного по определителю
Распознает род и вид животное по определителю
Использует бинарную номенклатуру при описании различных видов
Затрудняется при применении бинарной номенклатуры при описании вида
Допускает ошибки при применении бинарной номенклатуры при описании вида
Примененяет бинарную номенклатуру при описании вида
Анализирует диаграммы экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций
Затрудняется при сравнении экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций
Допускает ошибки в сравнительной характеристике экспоненциальных и сигмоидальных кривых роста популяций
/ в примере / объяснении зависимости
Сравнивает и характеризует экспоненциальные и сигмоидальные кривые роста популяций

9
Рассчитывает эффективность переноса энергии
Затрудняется при расчете эффективности переноса энергии в пищевой цепи
Допускает ошибки при расчете эффективности переноса энергии в пищевой цепи от консумента первого порядка к консументу второго порядка / от продуцента к консументу первого порядка
/ солнечной энергии к продуценту
Рассчитывает эффективность переноса энергии в пищевой цепи
Сравнивает пирамиды численности, биомассы и энергии
Затрудняется в сравнительной характеристике экологических пирамид
Допускает ошибки при сравнении пирамиды относительно измеряемого объекта / в примере перевернутой пирамиды численности и биомассы
Характеризует экологические пирамиды


10
Суммативное оценивание за разделы
«Влияние деятельности человека на окружающую среду» и «Питание»
Цели обучения
9.3.2.2 Объяснять последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека
9.3.2.3Объяснять влияние парникового эффекта на живые организмы
9.3.2.4 Объяснять причины и последствия разрушения озонового слоя
9.1.2.1 Описывать в деталях процессы пищеварения у человека
9.1.2.2 Устанавливать взаимосвязь между органическим веществом и соответствующим ферментом в процессе переваривания пищи
9.1.2.3 Исследовать влияние различных условий (температура, pН) на активность фермента;
9.1.2.4 Исследовать процесс эмульгирования жиров под действием желчи
Критерий оценивания
Обучающийся:

Объясняет последствия влияния пестицидов на окружающую среду и здоровье человека

Объясняет влияние парникового эффекта на живые организмы

Объясняет причины и последствия разрушения озонового слоя

Описывает в деталях процессы пищеварения у человека

Устанавливает взаимосвязь между органическим веществом и соответствующим ферментом

Исследует влияние различных условий (температура, pН) на активность фермента

Объясняет роль желчи в эмульгировании жиров
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Пестициды – химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, а также с различными паразитами.
Объясните последствия влияния пестицидов на окружающую среду. Приведите 2 примера
2. Состояние атмосферы определяет погоду и климат на поверхности Земли. Благодаря парниковому эффекту на планете Земля зародилась жизнь, а озоновый слой защищает все живое на земле от космического и солнечного излучения. Однако в последние десятилетия количество парниковых газов резко возросло, и состояние озонового слоя ухудшилось.
(a) Объясните причину повышения содержания парниковых газов и возможные последствия для живых организмов.
(b) Объясните причину разрушения озонового слоя и возможные последствия для живых организмов.
3. Пищеваре́ние — механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном тракте — сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками.
(a) Соотнесите отделы желудочно-кишечного тракта с их функциями.