Файл: Методические указания по подготовке к практическим занятиям, в том числе в интерактивной форме, и самостоятельному изучению дисциплины для школьников 911 классов общеобразовательных средних учебных заведений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Пример 1 Построить график прямой линии
Программа
Результат import turtle t = turtle.Turtle() t.shape('turtle') import math def graphics (n): for i in range(n): y = 50*i +3 t.goto(i*10,y) graphics(6) turtle.write('Ваша ФАМИЛИЯ')
Урок 3 Линейные алгоритмы в языке Python 3
Практическая работа №3 к уроку 3 Линейные алгоритмы в языке Python 3
Задание 1. Правильный треугольник
Рисуем правильный треугольник со стороной 100 пикселей
Программа
Результат import turtle t = turtle.Turtle() t.shape('turtle') t.fd(100) t.left(120) t.fd(100) t.left(120) t.fd(100) t.left(120) t.screen.exitonclick() t.screen.mainloop()
21
Задание 2. Квадрат
Рисуем квадрат со стороной 100 пикселей
Программа
Результат import turtle t = turtle.Turtle() t.shape('turtle') t.fd(100) t.left(90) t.fd(100) t.left(90) t.fd(100) t.left(90) t.fd(100) t.left(90) t.screen.exitonclick() t.screen.mainloop()
УРОК 4 Алгоритмическая структура ветвление в Python
Условная инструкция if-elif-else (еѐ ещѐ иногда называют оператором ветвления) выполняет определенный набор инструкций в зависимости от некоторого условия.
Конструкция if – else
Конструкция if – elif – else
if логическое выражение:
команда_1 команда_2 команда_n
if логическое
выражение: команда_1 команда_2 команда_n
else: команда_1 команда_2 команда_n
if логическое выражение_1:
команда_1 команда_2 команда_n
elif логическое выражение_2:
команда_1 команда_2 команда_n
elif логическое выражение_3: команда_1 команда_2 команда_n
else: команда_1 команда_2 команда_n
22
Синтаксис инструкции ветвление (if, if-else, if-elif-else)
Сначала записывается часть if с условным выражением, далее могут следовать одна или более необязательных частей elif, и, наконец, необязательная часть else. Общая форма записи условной инструкции if выглядит следующим образом:
Условный оператор ветвления if, if-else, if-elif-else
Задача Дано 3 числа. Найти минимальное среди них и вывести на экран
Задача Запросить возраст человека. В зависимости от возраста он подходит для
работы или не подходит для работы. Подходящий возраст в промежутке от
import math print (" Введите возраст ") age = float(input("age= ")) if age >= 25 and age <=40: print ("подходит") else: print("не подходит")
Задача Запросить летный день. import math print (" Введите день ") day = float(input("day= ")) if day == 1 or day ==4: print ("fly")
23 else: print("not fly")
Задача Написать программу, которая вводит с клавиатуры номер месяца и выводит количество дней в месяце i = int(input()) if i == 1 or i == 3 or i == 5 or i == 7 or i == 8 or i == 10 or i == 12: print(31) elif i == 4 or i == 6 or i == 9 or i == 11: print(30) elif i == 2: print(28) else: print('такого месяца нет!')
Задача Доработать и исправить программу, которая вводит с клавиатуры номер месяца и выводит название и количество дней в месяце
MonthDict={ 1 :
"January"
,
2 :
"February"
,
3 :
"March"
,
4 :
"April"
,
5 :
"May"
,
6 :
"June"
,
7 :
"July"
,
8 :
"August"
,
9 :
"September"
,
10 :
"October"
,
11 :
"November"
,
12 :
"December"
} if i == 1 or i == 3 or i == 5 or i == 7 or i == 8 or i == 10 or i == 12: print(31) elif i == 4 or i == 6 or i == 9 or i == 11: print(30) elif i == 2: print(28) else: print('такого месяца нет!')
Задача Написать программу, которая вводит с клавиатуры номер месяца и выводит количество дней в месяце fruits = ["яблоко", "банан", "вишня"] for x in fruits: print(x)
Написать программу в Питон У пользователя с клавиатуры запросить номер дня недели . В зависимости от номера дня выходной или рабочий z = 1 for dni in 'понедельник,', 'вторник,', 'среда,', 'четверг,', 'пятница,', 'суббота,', 'воскресенье,': z = str(z)
24 if dni == 'суббота,' or 'воскресенье,': print(z + '-й', 'день недели -', dni, 'выходной') else: print(z + '-й', 'день недели -', dni, 'рабочий день') z = int(z) z += 1
Вложенный цикл
Вложенный цикл — это цикл в цикле. Он будет запускаться при каждой итерации основного цикла.
Выведем все фрукты с каждым прилагательным: adj
=
["желтый",
"большой",
"вкусный"]
fruits
=
["апельсин",
"банан",
"ананас"]
for x in adj
:
for y in fruits
:
print(
x
,
y
)
Программа
Результат
import turtle
t = turtle.Turtle()
t.shape('turtle')
for j in range (8):
for i in range (5):
t.circle(10)
t.up()
t.goto(i*30,j*20)
t.down()
Таблица 9
Программа
Результат import turtle t = turtle.Turtle() t.shape('turtle') for j in range (8): for i in range (5): t.write('*') t.up() t.goto(i*30,j*20) t.down()
25
Практическая работа №4 к уроку 4 Операции ветвления
Задание 4-1. Корни квадратного уравнения
Таблица 10 К заданию 1 Найти корни квадратного уравнения
Формулы и выводы
Программа ax
2
+ bx + c = 0
D = b
2
- 4ac
Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два корня; если D = 0, то 1 корень; если D < 0, то действительных корней нет. import math print("Введите коэффициенты для уравнения") print("ax^2 + bx + c = 0:") a = float(input("a = ")) b = float(input("b = ")) c = float(input("c = ")) d = b ** 2 - 4 * a * c print("Дискриминант D = %.2f" % d) if d > 0: x1 = (-b + math.sqrt(d)) / (2 * a) x2 = (-b - math.sqrt(d)) / (2 * a) print("x1 = %.2f \nx2 = %.2f" % (x1, x2)) elif d == 0: x = -b / (2 * a) print("x = %.2f" % x) else: print("Корней нет")
Функция float() преобразует переданный ей аргумент в вещественное число.
26
Задание 4-2. В зависимости от введенного числа строит круг треугольник или квадрат import turtle t = turtle.Turtle() t.shape('turtle') import math x = int(input(' Введите номер города из списка 1 2 или 3 =')) if x == 1: d=200 else: if x == 2: d=400 else: d=350 t.screen.exitonclick() t.screen.mainloop() def stoimost(): gorod = int(entry_1()) if gorod == 1: tarif=200 s=tarif*1000 elif: gorod == 2: tarif=400 s=tarif*800 else: tarif=350 s=tarif*900 entry_3.delete(0, END) # очищаем текстовое поле полностью entry_3.insert(0, result) # вставляем результат t.screen.exitonclick() t.screen.mainloop()
Задание 4-3 В зависимости от введенного числа ПОЖЕЛАНИЕ import turtle t = turtle.Turtle() t.shape('turtle') import math x = int(input(' Введите число 1 2 или 3 =')) if x == 1: t.write("ДОБРОЕ УТРО",font=('arial',24,'red')) else: if x == 2: t.write("ДОБРЫЙ ДЕНЬ",font=('arial',24,'green'))
27 else: t.write("СПОКОЙНОЙ НОЧИ",font=('arial',24,'blue')) t.screen.exitonclick() t.screen.mainloop()
Задание 4-4 Вычислить площади фигур в зависимости от номера выбранной фигуры import math tip=str(input("Введите название фигуры =")) if tip=="1": a=float(input("Введите сторону a =")) b=float(input("Введите сторону b =")) c=float(input("Введите сторону c =")) p=(a+b+c)/2 s=math.sqrt((p*(p-a)*(p-b)*(p-c))) elif tip=="2": a=float(input("Введите сторону a =")) b=float(input("Введите сторону b =")) s=a*b elif tip=="3": r=float(input("Введите радиус r =")) s=math.pi*(r**2) print(s)
Простой пример (напечатает 'true', так как 1 - истина):
>>> if 1:
... print('true')
... else:
... print('false') true
Чуть более сложный пример (его результат будет зависеть от того, что ввѐл пользователь): a = int(input()) if a < -5: print('Low') elif -5 <= a <= 5: print('Mid') else: print('High')
Конструкция с несколькими elif может также служить отличной заменой конструкции switch - case в других языках программирования.
Таблица 11
Программа
Результат import math x = int(input(' Введите значение x=')) y = int(input('Введите значение y=')) if x > 0: if y > 0: # x>0, y>0 print("Первая четверть") else: # x>0, y<0 print("Четвертая четверть")
28 else: if y > 0: # x<0, y>0 print("Вторая четверть") else: # x<0, y<0 print("Третья четверть")
Следующая инструкция: if X:
A = Y else:
A = Z довольно короткая, но, тем не менее, занимает целых 4 строки. Специально для таких случаев и было придумано выражение if/else:
A = Y if X else Z
В данной инструкции интерпретатор выполнит выражение Y, если X истинно, в противном случае выполнится выражение Z.
>>>
>>> A = 't' if 'spam' else 'f'
Задание 4 Пинкод карты в кинотеатре
Присвоить переменной пинкод. Запросить у пользователя код, сравнить их и выдать сообщение пользователю, если коды совпадают, то код верный, если коды не совпадают, то код неверный import math pin=321 x = int(input(' Введите значение кода=')) if x==pin: print("верно") else: print("неверно")
Задание 5 Логин и пароль карты
В словарь ввести логин и пароль. Запросить у пользователя логин и пароль, сравнить их и выдать сообщение пользователю, если совпадают, по все верно, если не совпадают, то логин или код неверный import math my={'Логин':444,'Пароль':555} a=my['Логин'] b=my['Пароль'] x = int(input(' Введите Логин=')) y = int(input(' Введите Пароль=')) if (x==a) and (y==b): print("верно") else: print("неверно")
Задание 6 Бронирование билета ввести количество свободных мест в кинотеатре спросить у пользователя, сколько мест он хочет забронировать, сравнить количество свободных мест с количеством бронирования
29
Если количество мест бронирования меньше или равно количества свободных мест, то выдать сообщение места забронированы, и остаток свободных мест если количество мест бронирования больше свободных мест , то написать что мест не хватает и написать сколько разницу от мест бронирования отнять количество свободных мест
УРОК 4 Строки в Python
Задание 1. Присвоить Отдельно переменным фамилия имя и отчество и склеить ФИО fam="scobnikov" name="andrew" oth="Konstantinovich" fio=fam+" "+name+" "+oth+" " print(fio)
Задание 2. По введенным фамилии имени и отчеству вывести фамилию и инициалы с точками. print("введите ваши фамилию имя и отчество через пробелы") fio=input() n1=fio.find(" ") fam=fio[:n1] io=fio[n1+1:] n2=io.find(" ") name=io[:n2] oth=io[n2+1:] finiz=fam+" "+name[0]+"."+oth[0]+"." print(finiz)
УРОК 5 Массивы, списки, кортежи и словари в Python
Списки
Списки Python схожи с массивами в других языках. В Python, пустой список может быть создан следующим образом: создать список при помощи квадратных скобок, или при помощи встроенного инструмента Python – list. Список состоит из таких элементов, как строки, цифры, объекты и смеси типов.
Таблица "методы списков"
Метод
Что делает list.append(x)
Добавляет элемент в конец списка list.extend(L)
Расширяет список list, добавляя в конец все элементы списка L list.insert(i, x)
Вставляет на i-ый элемент значение x list.remove(x)
Удаляет первый элемент в списке, имеющий значение x.
ValueError, если такого элемента не существует
30
Метод
Что делает list.pop([i])
Удаляет i-ый элемент и возвращает его. Если индекс не указан, удаляется последний элемент list.index(x, [start [, end]])
Возвращает положение первого элемента со значением x (при этом поиск ведется от start до end) list.count(x)
Возвращает количество элементов со значением x list.sort([key=функция]) Сортирует список на основе функции list.reverse()
Разворачивает список list.copy()
Поверхностная копия списка list.clear()
Очищает список
В какой-то момент вам может понадобиться скомбинировать два списка вместе. Первый способ сделать это – при помощи метода extend: сортировать список от всех пар ключ-значение:
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d
{'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d.clear()
>>> d
{} d.get(
Возвращает значение ключа, если он существует в словаре.
Метод Python dictionary .get() предоставляет удобный способ получения значения ключа из словаря без предварительной проверки существования ключа и без возникновения ошибки. d.get(
Если
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> print(d.get('b'))
20
>>> print(d.get('z'))
None
Если
>>> print(d.get('z', -1))
-1 d.items()
Возвращает список пар ключ-значение в словаре. d.items() возвращает список кортежей, содержащих пары ключ-значение в d. Первый элемент в каждом кортеже – это ключ, а второй элемент – значение ключа:
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d
{'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> list(d.items())
[('a', 10), ('b', 20), ('c', 30)]
31
>>> list(d.items())[1][0]
'b'
>>> list(d.items())[1][1]
20 d.keys()
Возвращает список ключей в словаре. d.keys() возвращает список всех ключей в d:
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d
{'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> list(d.keys())
['a', 'b', 'c'] d.values()
Возвращает список значений в словаре. d.values() возвращает список всех значений в d:
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d
{'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> list(d.values())
[10, 20, 30]
ГОРОДА
Возвращает список значений в словаре. d.values() возвращает список всех значений в d:
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d
{'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> list(d.values())
[10, 20, 30]
Любые повторяющиеся значения в d будут возвращаться столько раз, сколько они встречаются:
>>> d = {'a': 10, 'b': 10, 'c': 10}
>>> d
{'a': 10, 'b': 10, 'c': 10}
>>> list(d.values())
[10, 10, 10]
Техническое примечание: методы .items(), .keys() и .values() на самом деле возвращают нечто, называемое объектом представления. Объект представления словаря более или менее похож на окно с ключами и значениями. Для практических целей эти методы можно рассматривать как возвращающие списки ключей и значений словаря. d.pop(
Удаляет ключ из словаря, если он присутствует, и возвращает его значение.
Если
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d.pop('b')
20
>>> d
32
{'a': 10, 'c': 30} d.pop(
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d.pop('z')
Traceback (most recent call last):
File "
", line 1, in
KeyError: 'z'
Если
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d.pop('z', -1)
-1
>>> d
{'a': 10, 'b': 20, 'c': 30} d.popitem()
Удаляет пару ключ-значение из словаря d.popitem() удаляет последнюю пару ключ-значение, добавленную из d, и возвращает ее как кортеж:
>>> d = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d.popitem()
('c', 30)
>>> d
{'a': 10, 'b': 20}
>>> d.popitem()
('b', 20)
>>> d
{'a': 10}
Если в d пусто, d.popitem() вызывает исключение KeyError:
>>> d = {}
>>> d.popitem()
Traceback (most recent call last):
File "
", line 1, in
KeyError: 'popitem(): dictionary is empty'
Примечание. В версиях Python менее 3.6 popitem () будет возвращать произвольную
(случайную) пару ключ-значение, поскольку словари Python были неупорядоченными до версии 3.6. d.update(
Объединяет словарь с другим словарем или с итерацией пар ключ-значение.
Если
Если ключ отсутствует в d, пара ключ-значение из
Если ключ уже присутствует в d, соответствующее значение в d для этого ключа обновляется до значения из
Вот пример объединения двух словарей:
>>> d1 = {'a': 10, 'b': 20, 'c': 30}
>>> d2 = {'b': 200, 'd': 400}