Файл: Реферат на тему " Эффективность работ по стандартизации, ее виды экономическая, техническая иили информационная, социальная. Основные направления развития национальной системы Ст в Рф. Участники работ по национальной системе Ст.".docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие национальной системы стандартизации и совершенствование ее законодательных основ
2. Приоритетные направления развития стандартизации
3. Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики
4. Совершенствование деятельности в сфере межгосударственной стандартизации
6. Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации
8. Развитие экономических основ стандартизации
9. Развитие стандартизации инновационной продукции
10. Информационное обеспечение работ в области стандартизации
11. Совершенствование системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации
уведомления государств - членов Таможенного союза о начале разработки национальных стандартов и прекращении таких работ при принятии решения о разработке межгосударственного стандарта (ГОСТ);
разработки национальных стандартов, в том числе предварительных национальных стандартов, для целей оценки (подтверждения) соответствия инновационной продукции.
5. Развитие стандартизации оборонной продукции, специальной техники и специальных средств, стандартизации в области использования атомной энергии
Особенности стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также особенности процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Развитие стандартизации специальной техники и специальных средств должно осуществляться по следующим основным направлениям:
планирование работ по разработке национальных стандартов на специальную технику и специальные средства, поступающие в свободное обращение на рынок, в рамках деятельности существующих технических комитетов;
совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, предусматривающей разработку документов в области стандартизации (включая национальные стандарты), устанавливающих обязательные требования в отношении специальной техники и специальных средств.
6. Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации
Для усиления роли бизнес-сообщества в работах по стандартизации необходимо на законодательном уровне закрепить систему стимулирующих мер, включающих:
финансирование разработки национальных стандартов на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающего активное участие бизнеса в работах по стандартизации (в разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и их актуализации (в том числе в отношении инновационной продукции), позволяющих ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества;
участие организаций и предприятий промышленности в разработке концептуальных документов по стандартизации, в формировании планов и программ национальной стандартизации;
выделение в государственных программах и федеральных целевых программах отдельных разделов, предусматривающих мероприятия по стандартизации продукции и технологических процессов;
совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам.
7. Активизация участия Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации
Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области стандартизации должно содействовать прежде всего развитию национальной экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке пропорционально запросам глобального рынка. Национальный орган по стандартизации представляет интересы Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации.
Международное сотрудничество в области стандартизации должно быть направлено:
на активизацию участия Российской Федерации в Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии, Международном союзе электросвязи при непосредственной поддержке государства и субъектов предпринимательской деятельности;
на возврат Российской Федерации в 1 группу Международной организации по стандартизации и группу А Международной электротехнической комиссии;
на увеличение числа секретариатов технических комитетов (подкомитетов, рабочих групп) в Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, возглавляемых Российской Федерацией, а также в приоритетных областях национальной экономики;
на обеспечение участия российских экспертов в работе международных технических комитетов по стандартизации для поддержки интересов Российской Федерации при разработке международных стандартов;
на формирование системы работы с российскими экспертами в Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии, а также в иных международных организациях по стандартизации;
на содействие вступлению и участию Российской Федерации в международных организациях, включая обеспечение деятельности в рамках Всемирной торговой организации, развитие Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, и вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;
на повышение степени участия бизнеса в работах по международной стандартизации;
на обеспечение взаимодействия с другими национальными органами и организациями по стандартизации в целях активного применения региональных и международных стандартов, благоприятного инвестиционного климата в России и продвижения отечественной продукции на международные рынки;
на организацию вступления России в Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники.
8. Развитие экономических основ стандартизации
В целях развития экономических основ стандартизации необходимо:
предоставление государством приоритетного финансирования стандартизации, направленной на обеспечение безопасности охраны труда (в части установления технических требований к продукции), здравоохранения, медицинских технологий, сферы транспорта, а также на поддержку социально незащищенных групп населения и основополагающих национальных стандартов;
поэтапное формирование условий для ускоренного развития системы стандартизации с учетом объективных запросов общества и рыночной экономики, которые к ней будут предъявляться.
9. Развитие стандартизации инновационной продукции
В целях развития стандартизации инновационной продукции необходимо:
обеспечение возможности трансферта наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов;
обеспечение сокращения процедур и времени разработки стандартов на инновационную продукцию с учетом жизненного цикла инновационных технологий;
осуществление разработки стандартов в отношении новых видов продукции и технологий, создаваемых при реализации федеральных целевых программ и выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
осуществление разработки предварительных национальных стандартов для скорейшего выхода инновационной продукции на рынок;
включение при необходимости в государственные программы и федеральные целевые программы разделов по стандартизации и метрологии;
создание новых технических комитетов по стандартизации по инновационным направлениям;
обеспечение интеграции деятельности промышленных научно-исследовательских институтов и научно-исследовательских институтов по стандартизации для развития стандартизации инновационной продукции на стадии исследований и разработок.
10. Информационное обеспечение работ в области стандартизации
Информационное обеспечение работ в области стандартизации должно предусматривать:
информационную поддержку разработчиков национальных стандартов с использованием баз данных Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;
межведомственный обмен информацией в процессе выполнения работ в области национальной стандартизации и обеспечение доступа федеральных органов исполнительной власти к документам по стандартизации, содержащимся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
свободный обмен информацией о фондах документов по стандартизации государств - членов Таможенного союза;
формирование тематических тезаурусов, терминологических словарей, содержащих стандартизированные термины и определения;
создание русскоязычных версий международных (региональных) стандартов и переводов национальных стандартов зарубежных стран;
пропаганда основ стандартизации в средствах массовой информации.
Информационное обеспечение работ в области стандартизации потребует последовательной проработки функциональной, информационной и технологических архитектур национальной системы стандартизации с последующим поэтапным внедрением новых технологических решений.
11. Совершенствование системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации
Для обеспечения высокого уровня национальной стандартизации, успешного представления интересов Российской Федерации в международных и региональных организациях по стандартизации и повышения эффективности использования документов по стандартизации в отраслях экономики необходимо наличие высококвалифицированных специалистов в области стандартизации, а также владение вопросами стандартизации инженерным и экономическим персоналом.
С учетом динамичного развития стандартизации следует обеспечить как подготовку специалистов в области стандартизации в высших и средних специальных учебных заведениях, так и периодическое повышение квалификации работающих специалистов.
Для решения этих задач необходимо:
актуализировать или ввести в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования инженерного и экономического профиля дисциплины по стандартизации по соответствующим направлениям подготовки;
развивать возможности получения обучающимися в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования дополнительного образования в области стандартизации параллельно с освоением ими основной профессиональной образовательной программы;
обеспечить в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования привлечение практикующих специалистов в области стандартизации к формированию соответствующих компетенций в рамках подготовки бакалавров, специалистов и магистров;
обеспечить расширение с участием бизнес-сообщества практики профессиональной переподготовки руководителей и специалистов в области стандартизации и периодического повышения квалификации персонала, работающего по направлениям стандартизации в отраслях экономики;
обеспечить постоянное взаимодействие национального органа по стандартизации с Министерством образования и науки Российской Федерации, объединениями работодателей, образовательными учреждениями высшего профессионального образования и среднего профессионального образования и иными образовательными организациями по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, а также федеральных государственных требований к образовательным программам профессиональной переподготовки специалистов в области стандартизации;
обеспечить совершенствование института подготовки экспертов в области национальной и международной стандартизации в рамках высшего профессионального образования или дополнительного профессионального образования;
определить правовой статус эксперта по стандартизации в области международной стандартизации.
Участники национальной стандартизации
Национальным органом, реализующим государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Росстандарт входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ.
Основные полномочия Росстандарта в области стандартизации: