Файл: Реферат на тему " Эффективность работ по стандартизации, ее виды экономическая, техническая иили информационная, социальная. Основные направления развития национальной системы Ст в Рф. Участники работ по национальной системе Ст.".docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Развитие национальной системы стандартизации и совершенствование ее законодательных основ
2. Приоритетные направления развития стандартизации
3. Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики
4. Совершенствование деятельности в сфере межгосударственной стандартизации
6. Усиление роли бизнеса в работах по стандартизации
8. Развитие экономических основ стандартизации
9. Развитие стандартизации инновационной продукции
10. Информационное обеспечение работ в области стандартизации
11. Совершенствование системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации
совершенствование организации размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд в части более широкого использования национальных стандартов как инструмента соблюдения технических требований к закупаемой продукции (работам, услугам) или ее отдельным видам;
совершенствование правового регулирования корпоративных отношений, предусматривающих формирование модели, стимулирующей деятельность малого и среднего бизнеса по созданию производств и их технологической модернизации.
В целях концентрации усилий по развитию национальной стандартизации, однозначного понимания целей и задач национальных стандартов, обеспечения единства терминологии необходимо исключить употребление в национальном законодательстве словосочетания "федеральный стандарт" в отношении стандартов, не относящихся к сфере технического регулирования и аспектам стандартизации.
2. Приоритетные направления развития стандартизации
Для возвращения технологического лидерства, а также формирования устойчивого вектора развития российской экономики работы в области национальной стандартизации будут осуществляться в следующих приоритетных направлениях:
атомная промышленность;
технологии безопасного обращения с радиоактивными отходами, отработавшим ядерным топливом;
высокотехнологическая химия;
композитные и неметаллические материалы;
модернизация машиностроительного комплекса, в том числе тяжелого и транспортного машиностроения;
авиационная и судостроительная промышленность;
космические технологии;
телекоммуникационные и информационные технологии;
технологии, основанные на применении спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС;
медицинские изделия;
медицинские технологии и фармацевтика;
биотехнологии;
нанотехнологии;
энергоэффективность;
развитие техники и технологий в нефтегазовой и горнорудной отраслях;
строительство;
создание "интеллектуальных" сетей и цифровых подстанций в электроэнергетике, направленных в том числе на обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения, сокращение издержек, повышение производительности и энергоэффективности электросетевого комплекса страны;
обеспечение безопасности труда и сохранения здоровья в части установления технических требований к продукции;
развитие услуг, в том числе производственных, для социально незащищенных слоев общества;
повышение устойчивости работы систем жизнеобеспечения, в том числе жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции легкой промышленности;
обеспечение безопасности и повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, в том числе развитие органического сельского хозяйства;
развитие транспортной отрасли;
обеспечение безопасности дорожного движения;
гражданская оборона и технологии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также обеспечение пожарной безопасности;
менеджмент предприятий, оценка соответствия, защита прав потребителей;
охрана окружающей среды, в том числе регулирование природоохранной деятельности, определение уровней вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическая оценка и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования, методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.
Указанный перечень приоритетных направлений развития стандартизации не является закрытым. Изменения и конкретизация определенных приоритетов будут зависеть от конъюнктуры национального и мирового рынков, а также от инициативы предпринимателей и работников соответствующих отраслей экономики.
3. Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики
Разработка национальных стандартов в приоритетных отраслях экономики должна осуществляться на основе общепринятых международных принципов стандартизации.
При этом необходимо обеспечить:
ежегодное обновление от 10 процентов до 15 процентов фонда стандартов в секторах экономики с высоким потенциалом развития;
гармонизацию национальных стандартов с международными стандартами;
сокращение сроков разработки и обновления национальных стандартов, в том числе исходя из обязательств, принятых Российской Федерацией при вступлении во Всемирную торговую организацию;
создание механизма постоянного обновления национальных стандартов на базе передовых международных и региональных стандартов, обеспечение разработки национальных стандартов на базе проектов международных стандартов (до их окончательного принятия) с учетом требований законодательства Российской Федерации;
разработку документов по стандартизации в целях соблюдения требований, не относящихся к техническому регулированию, и их гармонизацию с аналогичными требованиями, установленными в государствах - членах Таможенного союза и Европейского союза, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
создание инновационной и высокотехнологичной продукции.
При подготовке программ разработки национальных стандартов необходимо обеспечить:
разработку стандартов, направленных на развитие промышленной инфраструктуры и основополагающих инновационных технологий, на основе информационных технологий в области автоматизации промышленного производства (MES-технологий, СALS-технологий и т.д.), нанотехнологий, энергосберегающих технологий и т.п.;
разработку стандартов, направленных на безопасное развитие и безопасное функционирование организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, а также ядерных энерготехнологий нового поколения;
регулирование рынка вредной и потенциально опасной продукции с помощью систем экологического менеджмента и экологических нормативов с постоянной их актуализацией.
При этом в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предотвращения экологических и техногенных катастроф, а также обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства в отдельных секторах экономики (строительстве, энергетике, оборонной промышленности) могут определяться перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, а также установленных обязательных требований к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой по государственному заказу, иной продукции в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", а также к ракетно-космической технике.
Важнейшим вопросом, определяющим успешность экономического, технологического и социального развития Российской Федерации на ближайшую и среднесрочную перспективу, является вопрос качества в самом широком смысле этого слова. На современном этапе наблюдается объективный процесс общественного осознания роли высокого качества во всех областях человеческой деятельности. Национальная система стандартизации должна учитывать и реализовывать лучшую международную практику управления качеством.
Консолидируя усилия общества на улучшение качества продукции, следует предпринять меры по созданию современной информационной системы, предоставляющей информацию по качеству продукции и соответствующей современному уровню развития информационных технологий.
Для обеспечения работ по стандартизации инновационных технологий техническим комитетам по стандартизации и научным организациям необходимо:
осуществлять постоянный мониторинг современных достижений науки и техники с целью своевременного определения приоритетных направлений развития рынков высоких технологий, оценки потенциального развития этих рынков на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
обеспечивать четкое соответствие областей деятельности национальных технических комитетов с межгосударственными и международными техническими комитетами или подкомитетами.
Для эффективного внедрения национальных стандартов необходимо создать современную систему их распространения, основанную на информационных технологиях и предполагающую более широкое информирование обо всех этапах разработки, утверждения и отмены документов по стандартизации.
Одним из эффективных инструментов ускорения работ по стандартизации должен стать предварительный национальный стандарт. Он может приниматься в одном из следующих случаев:
для ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
для освоения принципиально новых видов продукции, методов испытаний и измерений, технологических процессов (в том числе нетрадиционных) и способов управления производством;
для использования передового зарубежного опыта промышленно развитых стран;
для проверки на практике спорных решений, не получивших консенсуса, при обсуждении проектов национальных стандартов.
За основу предварительных национальных стандартов могут быть приняты стандарты организаций и иные документы, определенные в рамках национальной системы стандартизации.
Организация проведения мониторинга и оценки применения предварительных национальных стандартов возлагается на национальный орган по стандартизации (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).
4. Совершенствование деятельности в сфере межгосударственной стандартизации
Современное состояние фонда межгосударственных стандартов (ГОСТ) требует скорейшей модернизации.
Применение межгосударственных стандартов (ГОСТ) в качестве доказательной базы технических регламентов Таможенного союза требует совершенствования и повышения эффективности работ по межгосударственной стандартизации в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве, что позволит:
повысить роль и влияние Российской Федерации в межгосударственной системе стандартизации, в том числе при определении приоритетных направлений межгосударственной стандартизации и принятии межгосударственных нормативных документов;
создать условия для обеспечения эффективной интеграции в области стандартизации и технического регулирования как в рамках Таможенного союза, так и в рамках Содружества Независимых Государств;
повысить роль межгосударственной системы стандартизации как эффективно работающей региональной системы.
В сфере межгосударственной стандартизации планируется:
достичь динамики принятия (внесения изменений) межгосударственных стандартов (ГОСТ), позволяющей в короткие сроки обновить фонд межгосударственных стандартов (ГОСТ) для реализации целей стандартизации, предусмотренных настоящей Концепцией;
создать эффективный механизм внесения изменений в межгосударственные стандарты (ГОСТ) в целях обеспечения выполнения требований, установленных в технических регламентах Таможенного союза;
определить оптимальное соотношение межгосударственных стандартов (ГОСТ) и национальных стандартов для обеспечения выполнения целей и задач настоящей Концепции.
Реализация указанных мероприятий будет осуществляться за счет:
разработки межгосударственных стандартов (ГОСТ) для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза;
разработки и реализации соответствующих целевых программ в рамках межгосударственной стандартизации;
мониторинга и актуализации межгосударственных стандартов (ГОСТ), входящих в перечни стандартов, используемых в качестве доказательств соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза;
отмены положений национальных стандартов, которые противоречат межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;