Файл: Соотношение типа и формы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 2395

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одной распространенной и характерной для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления17.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия – это период преобразования общества в более развитый период закладывания основ для сдвига в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия – сдвиг, всплеск научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Четвертая стадия характеризуется как этап зрелости. На данной стадии достигается стабильное превышение выпуска продукции над ростом населения.

Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который основные отрасли экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на данной стадии формируется общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия»18.

Цивилизационная типология имеет определенные преимущества19:

1) нравственные факторы учитываются как значимые в определенных исторических условиях (выделяются религиозный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением перечня нравственных критериев, которые характеризуют отличия тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационного подхода:

1) не достаточно учтены социально-экономические факторы, которые во многом определяют политику конкретного государства;

2) выделяя большое количество нравственных факторов в качестве признаков цивилизаций, представители данного подхода предлагают типологию не столько государства, сколько общества. Государство – только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.


Итак, типология государства – это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы, дающие возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства является одним из способов познания. Различные подходы к типологии государств дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы следует применять как отдельно, так и в комплексе друг с другом.



Глава 2. Соотношение типа и формы государства

2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства
Рассматривая такое определение, как государство, мы понимаем, что речь заходит о политических органах, способствующих управлению обществом. Власть государства распространяется только на территории принадлежащей ему. Одни из первых, которые появились, являлись рабовладельческими государствами. В это же время, наряду с государством, появилось «право», представляющее свободы главенствующего класса. Наблюдая за образованием государства, мы понимаем, что началу его возникновения предшествовал доклассовый строй, где составную часть составляла общественная собственность на средства производства.

Трансформация от самоуправления первобытного сообщества к государственному управлению продолжался веками. Во многих разных многознаменательных ареалах развал доклассового строя и возникновение страны совершались разным образом посредством различных обстоятельств и многознаменательных условий. Форма государства включает в себя три составных элемента, указывающих на функционирование права и государства. Элементы, составляющие форму государства это форма правления, которая обозначает принадлежность власти; форму государственного устройства, устанавливающая соответствия страны в его полных и единичных элементах; политический режим, где комплекс способов и методов реализации в стране государственной власти и управления.

Под формой правления мы понимаем порядок образования организаций высших органов государственной власти, их взаимоотношения и какую значимость играет общество в их деятельности и развитие. Одинаковые типы государств могут быть различаться формами правления. Главными формами правления является монархия и республика. При монархической форме правления верховная государственная власть принадлежит монарху, единолично правящему, главной особенностью которой является наследственный характер передаваемой власти, а также бывает два вида монархии: конституционная и абсолютная. Республиканская форма правления отличается тем, что власть реализовывается выборными органами
, избранными на определенный срок, а виды составляющие подразделяются на президентскую и парламентскую республику.

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, где разделение территории государства осуществляется на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями. Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства бывают трёх видов: унитарные, федеративные, конфедерации, ранее существовали и иные формы государственного устройства, такие как империи и протектораты. Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т.д.).

Основные признаки, составляющие унитарное государство, - это:

  • наличие одноуровневой системы законодательства;

  • подразделение на административнотерриториальные единицы;

  • а также наличие не более одного гражданства.

Все унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Основные признаки Федерации это:

  1. наличие двухканальной системы налогообложения;

  2. существование двухуровневой системы государственных органов;

  3. а также немаловажный признак - это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств.

Классифицирование Федерации заключается в следующих принципах: по принципу формирования субъектов, административно-территориальным признакам, национально государственным признакам и смешанные. Согласно правовым основам они разделяются на условные и конституциональные федерации.

По равноправию статусов бывают инвариантные или несимметричные конфедерации. Конфедерация - это объединение, то есть временный союз государств, созданный для совместного решения задач в разных сферах, так же она не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают три вида конфедераций: межгосударственные союзы, содружества, сообщества государств. Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления
, включающая в свой состав субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства. Основная религия православие. Россия является светским государством, а это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

Типология государства является важным направлением исследования ученых правоведов, так как научная типология выступает важным направлением развития юридической науки, а тип государства является одним из важнейших понятий в сфере права. Понятие «тип государства и права» занимает автономное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить трансформирующуюся сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть естественно-исторический прогресс общества в целом, как в бытии, так и в развитии государственно-организованного общества.

Заслуживает внимание и классификация государств по их отношению к религии. Данный критерий позволяет выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства [13]. Светское государство – это государство, где церковь отделена от государства, и регулирование общественных отношений осуществляется гражданскими, не религиозными нормами. Клерикальное государство – это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Теократическое государство – это государства, где государственная власть, принадлежит церковной иерархии. Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Атеистическое государство – это государство, в котором идеология государства является атеистической и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих. Некоторые ученые используют в качестве основания для классификации государства уровень развития права. С. С. Алексеев выделяет неразвитые (несовершенные) и развитые государства. В первом типе право является придатком государственной власти и всецело зависит от нее. Положения, фиксируемые в правовых нормах, ориентированы на политику, проводимую высшими государственными органами. В развитом государстве право выступает в качестве самостоятельного, независимого феномена, способного противостоять любому произволу. Правовые