Файл: Соотношение типа и формы государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 2397

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нормы закрепляют те общественные отношения, которые сложились в обществе, независимо от воли государственных органов. Выделенные типы автор обозначает как последующие, т. е. государство с неразвитой системой права стремится к его совершенствованию [14]. Исторический тип права предопределяет тип государства, указывает Г. В. Назаренко, который выделяет три исторических типа права и, соответственно, государства. Сословное право (рабовладельческое и феодальное право, право государств азиатского способа производства) присутствует в государстве сословного типа. Второй тип государства – современное представительное государство – появляется с возникновением права, где все граждане признаются формально свободными и равноправными. Нарушение границ естественных прав граждан нередко порождало бурную реакцию в обществе в виде бунтов, революций и т. д. Эта особенность отличает современное представительное государство от цивилизованного государства (третий тип). Здесь присутствует не только формальное закрепление равноправия, но и реальные механизмы его обеспечения [15]. Таким образом, эта типология основана на содержательной стороне права, его особенностях, где раскрывается процесс признания господствующими слоями общества равноправия всех (и в первую очередь низших) слоев [16]. Соловьев, рассматривая возникновение и крушение великих цивилизаций древности, выработал свою, уникальную типологию государств, которая опиралась на теорию органического развития. В общих чертах деление государств на органические и неорганические предполагало первоначальное определение способа и исторического контекста их возникновения. Факторы, способствующие этому делению, включали в себя: путь территориального расширения границ; географическое положение; свойство «племени», то есть населения государства, и целый ряд иных признаков, позволяющих отнести то или иное государство к органическому или неорганическому образованию [17]. Интересную типологию государства предлагают В. П. Сальников, С. В. Степашин и А. Г. Хабибулин. Для наиболее глубокого осмысления государства и его типов эти ученые вводят в понятийный аппарат теории государства и права категорию «политическая субъектность», которая означает способность государства оказывать реальное, активное и достаточно эффективное воздействие на происходящие в обществе процессы. Для этого необходимо наличие объективных и субъективных факторов. К числу первых относятся: правовые – наличие правовой системы, являющейся легитимизирующей основой деятельности государства; социальные – социальная опора в лице населения в целом либо определенных классов, слоев, а также возможность повышения или понижения государством
социального статуса индивидов или групп, их места в социальной структуре общества; экономические – материальные ценности (государственная казна, государственный сектор экономики, плодородные земли, полезные ископаемые и т. д.); силовые – аппарат принуждения в лице специальных институтов и органов, профессионально подготовленных для этого людей, оружия и др.; идеологические – наличие идеологов, позволяющих государству обосновывать свое место в политической системе и добиваться должной степени консолидированности общества; информационные – информация, объем и качество которой позволяют осуществлять компетентное руководство общественными процессами [18].

Интересным подходом к типологии государств является выделение классификации структурной (синхронической) и генетической (диахронической) [19]. Выделяется также типология, в рамках которой в науке выражены типы развития и типы существования (динамические и статистические; структурные и исторические) [20].

Несмотря на большое количество нетрадиционных подходов к типологии государств, наиболее распространенными и охватывающими различные аспекты жизни государства и общества являются цивилизационный подход и формационный подход.

Цивилизационный подход можно признать более универсальным, так как при классификации государств в рамках этой типологии учитываются различные факторы развития не только государства, но и общества. В цивилизационном подходе основным критерием является тип культуры, включающий в себя различные культурные факторы. В то же время следует признавать, что цивилизационный подход в настоящее время находится на пути развития и формирования. Формационный подход, долгие годы являющийся основополагающим в нашем государстве, и сейчас не утратил своего значения.

Формационный подход к типологии государства включает следующие типы обществ: первобытно-общинное общество, рабовладельческое государство, феодальное государство, буржуазное государство, социалистическое государство. Именно формационный подход дает возможность провести четкую и проработанную классификацию типов государств. Однако, его достоинства приводят к его же недостаткам. Формационный подход нельзя применить ко всем государствам в полном объеме, его применение его не дает возможность дать анализ всем аспектам развития общества и государства на различных этапах.

В качестве выводов следует отметить, что в настоящий момент не существует единого подхода к типологии государства и права, который мог бы последовательно проследить все особенности развития общества и государства на различных этапах их развития. В связи с этим необходимо рассматривать различные

подходы к типологии государства взаимосвязано, во взаимопроникновении, дополняя друг друга. Цивилизационный подход и формационный подход, дополняя друг друга, могли бы решить проблемы классификации типов государств. Изучение типологии государства должно изучаться не только в рамках теории государства и права, но и с учетом исследований других наук. Только комплексное исследование типологии государства на основе теории государства и права с привлечением данных других наук позволяет широко и объективно подойти к рассмотрению данной проблемы.

2.2 Классификация функций государства
Государство в нашей жизни имеет огромное значение, потому что оно оказывает огромное влияние на все сферы жизни общества. С первого дня образования государства появились и его функции.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами [1-2]. Функции взаимосвязаны с сутью и социальным назначением государства. При изучении функций можно подлинно установить сущность общества. Тесную связь функции государства имеет с её целями и задачами. Но их следует различать.

Цель государства - это итог, к которому оно стремиться, задачи же государства – это способы её достижения, а, соответственно, функции - это действия государства. Таким образом, цели и задачи являются определяющими для функций государства. Функциями государства отражаются только основные направления деятельности государства, потому что не всё, что делает государство, является значимым для общества. Сущность функций демонстрирует нам, на что акцентирует внимание государство при осуществлении своей деятельности, каким образом действуют её органы. Для более полного исследования понятия «функции государства» следует сравнить его с понятием «политика государства». Функции государства связаны с заинтересованностью самого государства, а политика государства- с определенной группой лиц, стоящих в данный момент времени у власти. Таким образом, в функциях государства могут выражаться как интересы одного класса, так и всего государства. Осуществление государством своих функций происходит с помощью специальных методов. Эти методы делятся на правовые и неправовые (организационные). К правовым относятся следующие: -правотворчество-деятельность государства по принятию нормативно-правовых актов, без которых осуществление функций государства невозможно; -право исполнение - применение нормативно-правовых актов на практике. Оно реализуется исполнительной властью государства. Суть право исполнения заключается в решении повседневных вопросов государства путём управления; -правоохранительная деятельность-это непосредственно реализация мер по
осуществлению охраны прав и свобод гражданина, применение мер по пресечению правонарушений; К неправовым формам осуществления функций государства относятся: изучение различной информации, принятие жалоб от граждан, рассмотрение предложений от различных комиссий и комитетов и другое. Определенная функция представляет собой общность методов реализации государственной власти, которые связаны с направлением деятельности государства. Для более полного рассмотрения функций государства необходимо использовать метод классификации. С помощью этого метода можно нормализировать множество государственно-правовых явлений. У каждого типа государств функции были различны, поэтому проблема классификации становится более сложной. Но у них все же есть одинаковые признаки. Функции государства имеют следующую классификацию: - постоянные и временные. Такое деление относительно, ведь, как известно, функции, как и государство, изменяются.

Постоянные функции реализуются на протяжении всех ступеней развития государства. Примером таких функций является экономическая, социальная, функция обороны. Временные функции имеют непродолжительный характер, поскольку они возникают с необходимостью решения определённых задач, которые появляются в результате временных обстоятельств (стихийные бедствия, эпидемии); - внутренние и внешние [3]. Внутренние функции сконцентрированы на решение задач внутри конкретной страны. Вне зависимости от формы правления или государственного устройства государство выполняет ряд основных внутренних задач. Примером таких функций служит экономическая, социальная, охранительная и другие функции. Внешние функции реализуются за границей данного государства, где оно является субъектом международных отношений. Каждое государство вступает в отношения с другими странами для того, чтобы более результативно решить и внутренние задачи. Примером внешних функций является защита границ государства, дипломатическая функция, внешнеэкономическая и другие; - основные и неосновные. Говоря об этих функциях, нужно заметить, что такое деление так же считается относительным, потому что границы у этих функций отчётливо не определены. Основные функции – это те функции, которые считаются приоритетными для данного государства и которые включают сходные направления его деятельности. В основных функциях показывается социальное назначение государства и проявляется его деятельность в целом. Неосновные функции – это образованные из частей основных функций узкие направления работы государства; -регулятивные и охранительные; Регулятивные функции нацелены на экономику страны, на создание условий для качественного развития личности и общества в целом. Примером регулятивных функций: экономическая, финансовая, социальная. Охранительная функция охватывает защиту свобод и прав граждан, охрану окружающей среды. Примерами охранительной функции служат экологическая функция, правоохранительная и другие; В последнее время
совершаются попытки классификации функций государства, в основе которых лежит принцип разделение властей.

Согласно этому критерию, функции разграничиваются на законодательную, управленческую и судебную. Для того чтобы в полной мере раскрыть сущность государственных функций необходимо выделить следующие признаки: - государственные функции никогда не отождествляются с работой всего государства или её индивидуальными сторонами. Сущность каждой функции суммируется из разнообразия однородных сторон работы государства; - основные черты функций государства определяются не только характером государства, но и спецификой стоящих перед ним задач и целей. Функции как способы достижения поставленных перед государством задач во многом зависят от типа данных задач. Например, при сильном загрязнении воздуха, на главное место становится экологическая функция; - по своей сущности функции государства всегда проявляют суть самого государства. В них всегда проявляется та истинная роль, которую реализовывает государство для решения своих задач; - государственные функции не стоит сравнивать с функциями его индивидуальных органов, потому что органы располагают более специализированным характером и распределяется на отдельные части деятельности государства [4-5]. Например, в Российской Федерации появляются проблемы децентрализации функций. Следует разделить сферы деятельности полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти на местах [6]. Реализация государственных функций осуществляется в узкой связи со свойствами аппарата государства.