Файл: Возникновение и история развития восточной и западной философии.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Атман изменчив, он имеет различные состояния (единое через многое): бодрствование; сон со сновидениями; сон без сновидений; турия (когда атман ничего не испытывает, становится равным самому себе).
Учение о дао в даосизме (одной из школ Древнего Китая) очень похоже на учение Гераклита о Логосе. Дао – это «жизненный путь», закон природы. Это естественный вечный закон возникновения и развития мира.
Так, Лао-цзы учил: «Превращения невидимого (дао) бесконечны… Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добрым, возникает зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, переходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом…».12
Много ценных диалектических мыслей высказывается древневосточными философами в их концепциях, посвященных самопознанию и самосовершенствованию человека, прежде всего в философии буддизма, йоги, конфуцианстве и др.
Наряду с диалектическим методом в философии древнего мира Запада и Востока встречается и метафизический метод исследования явлений. Аристотель называл представителей Элейской школы Парменида и Мелисса с их последователями «остановщиками природы», так как они отрицали движение природы. Для них бытие является «единым и неподвижным». Элеец Ксенофан, например, писал: «Вечно на месте одном пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало». Парменид как бы уточняет это положение: «…все одно, вечно, не возникало и шарообразно, и одинаково, не имеет пространства внутри себя, неподвижно и конечно».13
Как и Элейская школа, против диалектики бытия выступили в Древнем Китае конфуцианские школы – Мэн-цзы и Сюнь-цзы, для которых вещь не предстает в единстве противоположностей, природа человеческая либо связана от рождения только с добром (Мэн-цзы), либо человек изначально по природе зол (Сюнь-цзы). Конечно, воспитание может переломить человеческую природу, но это уже привнесение в нее культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Кроме того, она зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.
Философия и Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда. И восточная, и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания и другими…
Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, следует сказать, что она является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.
Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.
Следует отметить, что философия является «душой» культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.
В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
-
Алексеев А. П., ВасильевГ. Г. Краткий философский словарь. М.: Проспект, 2007. -
Антология мировой философии. В четырех томах. М., 1975 -
Введение в философию. М., 1992 -
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1986. -
Зарубин А.Г. Основы философии для ВУЗов: Учебное пособие. – М.: Феникс, 2006. -
История философии. Учебник для вузов. М., 1998 -
Коробкова Ю. Е. Философия: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005. -
Лавриненко В.Н. Философия. М, 2002 -
Мир философии. Книга для чтения. М., 1991 -
Основы философии: Учебное пособие. - М., 2004 -
Панин А.В., Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - М.: Велби, Проспект, 2006. -
Радугин А.А. Философия: словарь и хрестоматия. Ростов на Дону, 1995 -
Философия. Учебник для вузов. Под ред. Е.Ф. Солопова. М., 1998.
1 Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1985. С. 163.
2 Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139.
3 Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1985. С. 169.
4 Платон. Государство. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 3. Ч. 1. С. 270.
5 Аристотель. Политика. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 409.
6 Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Материалисты Древней Греции. М., 1985. С. 170.
7 Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139.
8 Гераклит. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. М., 1985. С. 41.
9 Зенон Элейский. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 307.
10 Платон. Диалоги. М., 1986. С. 445
11 Упанишады. Древнеиндийская философия. М., 1972. С. 82.
12 Лао-цзы. Хань Фей-цзы. Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 2. С. 224.
13 Ксенофан. Свидетельства о жизни и учении // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 160—161