Файл: Российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И
ПРОГРАММИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кувшинова Е .Н., Шаповалова Д. С.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
E-mail: enkuvshinova@sfedu.ru
Организация полноценной проектной деятельности на ступени начального школьного образования является достаточно сложной задачей для учителя. Не имея опыта организации проектной деятельности младших школьников, учитель может столкнуться со следующими проблемами:
1) возникают неожиданные и непредвиденные психологические и коммуникативные проблемы, когда дети во время проекта попадают в стрессовую ситуацию из-за переоценки своих возможностей и «тех- нических неполадок»;
2) отсутствуют необходимые методические инструменты проек- тирования и организации проектной работы детей.
Однако, организацию проектной деятельности можно и нужно начи- нать именно со ступени начальной школы, поэтапно налаживая работу над проектом.
Цель школьного проекта для учителя звучит как – «развить – научить – получить», а для школьника — «развиваться – научиться – по- лучить». Если до ФГОС целью учебной деятельности было изучение пред- метного мира, методов и инструментов его познания, развитие математи- ческого и алгоритмического мышления, развитие, воспитание и т. п., для чего были разработаны соответствующие методики и методические ин- струменты, то теперь кроме предметного мира следует осознать и освоить метапредметный мир – мир мышления и деятельности, мир способов дея- тельности.
Работа над одним проектом предполагает постановку только одной цели, а для ее реализации главное – подобрать соответствующие методи- ческие инструменты.
Таким образом, главная методологическая проблема обучения млад- ших школьников основам алгоритмизации и программирования – это сла- бая осознанность обучающимся действий, которые он выполняет. Млад- ший школьник, как правило, не осознает ни цели, ни средств своей работы, ни своих потребностей, ни мотивов, ни установок, ни ценностей. Поэтому учителю необходимо вести целенаправленную работу по развитию осо- знанности обучающимися действий, которые они выполняют. Таким обра- зом, детскую активность в ходе проектной работы необходимо «преобра- зовывать» в целенаправленную деятельность. Для этого следует опреде-
159 лить цель, вид, смысловое и структурное содержание проекта, а также его результат и итоговый продукт.
Причиной отсутствия должного признания использования метода проектов на ступени начальной школы, несмотря на его растущую попу- лярность и неоспоримые достоинства, является недостаточная разработка методологических и методических аспектов организации проектной дея- тельности школьников.
Изучение среды программирования Scratch позволяет осваивать про- ектную деятельность в начальной школе. При этом необходимо постоянно уделять внимание планированию деятельности школьников. Вне зависи- мости от сложности предлагаемого обучающимся проекта на него должно отводиться достаточное количество времени. Это связано с тем, что для обучающегося начальной школы проектная деятельность является новой, а потому и сама работа над проектом достаточно сложна. Поэтому, поощряя самостоятельность младшего школьника, стоит также контролировать и корректировать весь процесс работы вне зависимости от этапа проектной деятельности, а также оказывать всяческую поддержку и помощь.
У обучающихся начальных классов должны быть сформированы ба-
зовые представления о языках программирования. Изучение визуальной среды программирования Scratch на практике предполагает также знаком- ство младших школьников с другими не менее важными языками про- граммирования.
Младшие школьники должны иметь представление о понятии «алго-
ритм» и о его видах. При знакомстве с программой Scratch учителем де- монстрируется не только конечный продукт работы, но и происходит де- тальный разбор алгоритма составления программы, комментируется при- чина использования конкретных блоков и их последовательности. В диа- логовом режиме обсуждаются причины выстраивания именно такого алго- ритма, а также последствия, к которым приведет перестановка блоков в программе и замена блоков на блоки другого вида. Тем самым у обучаю- щихся начальных классов формируется представление о понятии «алго- ритм». Сравниваются разные виды алгоритмов, разные движения спрай- тов, отмечаются отличия в программах. Помимо базовых знаний о понятии
«алгоритм» школьники на практике получают знания об исполнителях программ, о способах записи алгоритмов и т.д. Иными словами, в процессе изучения среды Scratch младшие школьники могут получить все необхо- димые знания по теме «Алгоритм».
Помимо базовых знаний о понятии «алгоритм» у младших школьни-
ков должны быть сформированы знания об определенных понятиях.
В связи с психофизиологическими особенностями школьников начальной ступени обучения заучивание наизусть определений дается им достаточно трудно. Тем временем работа в Scratch помогает понять и усвоить значение
160 терминов на практике. К таким понятиям относятся: объект, программиро- вание, событие, программа, команда, управление, исполнитель, данные.
Именно связь теоретических аспектов и практических навыков позволяет понять и объяснить на практике значения изучаемых понятий.
Знакомясь с основами программирования, школьники должны усвоить
не только терминологию, но и все составляющие, из которых строятся
алгоритмы. Scratch оснащен всеми необходимыми составляющими, в виде групп блоков, для составления алгоритмов. Знакомство с группами блоков стоит производить отдельно, последовательно: от основных, более важных
(«движение», «события», «управление»), к дополнительным («данные»,
«звук», «сенсоры», «операторы», «перо», «другие», «внешность»).
У обучающихся начальной школы должно быть сформировано пред-
ставление об алгоритме работы над проектом. Для знакомства обучаю- щихся с понятием проект и алгоритмом работы над этим проектом учитель может организовать как демонстрацию готового проекта, так и пошаговую разработку вместе с обучающимися индивидуальных проектов, конечным продуктом которых будет игра или мультфильм.
Представление о графическом редакторе должны быть сформирова-
ны у обучающихся на начальной ступени обучения в школе. Scratch осна- щен графическим редактором, благодаря которому можно создавать про- граммы для собственного спрайта и сцену для него, работая с такими ин- струментами: палитра, текст, линия, заливка и т. д.
Основная работа в Scratch подразумевает практическую направлен- ность и направлена на овладение следующими умениями.
1) Формирование умения по составлению алгоритмов разных видов будет достигнуто в процессе написания программ в Scratch, которые явля- ются линейным алгоритмом. Знакомство с принципами построения алго- ритмов следует начинать с линейного алгоритма, главным признаком ко- торого являются блоки, т.е. действия исполнителя, которые последова- тельно следуют друг за другом. Аналогично, но при работе с более услож- ненными программами, происходит знакомство с такими видами алгорит- ма, как циклический и ветвящийся.
2) Формирование умения объяснять работу исполнителя по написан- ной программе будет реализовано не только за счет работы детей над раз- работкой своей программы, но и благодаря навыкам анализа готовых про- грамм учителя, одноклассников, навыкам нахождения ошибок в них, уме- нию соотносить написанную программу и словесное к ней описание алго- ритма.
3) Формирование умения доводить план разработки до его конечной цели – конечного продукта (игры, мультфильма и т.д.). Конечным продук- том работы в Scratch, может быть программа, игра, мультфильм, созданные индивидуально или в паре. Изначально приступать к работе над проектом
161 стоит коллективно, постепенно переходя на работу в группах и парах.
Время на каждый этап работы над проектом определяет учитель, исходя из возможностей обучающихся, их заинтересованности и степени понимания.
4) Формирование умения устанавливать причинно-следственные свя- зи. Работа над проектом в Scratch связана с тем, что на протяжении всех этапов разработки даже самого простого продукта в Scratch необходимо придерживаться изначально поставленной цели проекта, постоянно све- ряться с исходным замыслом, отслеживая неправильную работу спрайта, соответствующее изменение в его работе.
Чтобы избежать многократных и трудноисправимых ошибок при реа- лизации проекта, которые влекут за собой отличие полученного результата от исходного замысла, необходимо еще на ступени начальной школы по- знакомить детей с понятием планирования как важной составляющей пол- ноценной проектной деятельности, которая обычно проходит в несколько этапов. Отсюда следует и требование представления конечной цели проек- та в виде плана, таблицы или рисунка.
Учитывая специфику проектной деятельности в Scratch, можно выде- лить следующие ее этапы:
Подготовительный этап содержит постановку цели, составление плана деятельности: указываются объекты проекта, их свойства и взаимо- действия; фиксируются отдельные подзадачи и алгоритм их выполнения.
Организационный этап предполагает распределение ролей в учебной группе относительно вида деятельности или по подзадачам.
Реализация проекта. Этот этап содержит разработку визуального представления объектов, их скриптов. На этом этапе выполняется отладка кода.
Презентация проекта и рефлексия. На этом этапе происходит демон- страция проекта другим учебным группам и учителю, обсуждение резуль- тата и его оценка, а также формулировка выводов.
Оценивание проектных заданий происходит по следующим критери- ям: техническая сложность; продуманность интерфейса; практическая зна- чимость проекта; защита от ошибок; наличие заставки и титров, свиде- тельствующие об авторстве; художественное оформление; наличие музы- кального сопровождения, включая ссылку в титрах на авторов произведе- ния; наличие этапа подведения итогов.
В оценивании всего проекта в целом следует учитывать и умения групповой работы. Критериями умения организовывать работу группы мо- гут выступать:
наличие и функциональность разделения обязанностей;
информированность группы о результатах работы;
индивидуальный вклад каждого члена группы.
162
В зависимости от успешности освоения учебного материала, по окон- чанию освоения каждого из трех модулей рекомендуется выдать обучаю- щемуся сертификат, подтверждающий достигнутый им уровень обученно- сти: «Любитель», «Мастер», «Профи», «Эксперт».
Таким образом, организация проектной деятельности при обучении основам алгоритмизации и программирования в начальной школе позволя- ет заложить основы для последующей проектной деятельности обучаю- щихся на следующих ступенях образования, а также сформировать их ин- терес к изучению информатики в целом.
Литература
1. Бененсон Е. П. Информатика 2 – 4 кл.: Метод пособие к учебни- ку /Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова. – М: Акдемкнига, 2010.
2. Дженжер В. О. Место программирования в курсе информатики началь- ной школы // Вестник ОГУ, 2010. – № 9, С. 154–159.
3. Кувшинова Е. Н., Шаповалова Д. С. Среда программирования Scratch как инструмент формирования алгоритмического мышления младшего школьника // Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]: Материалы XXVIII науч- ной конференции (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону,
13 – 15 мая 2021 г.) – Ростов-на-Дону; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021 – С. 227–231.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандар- та начального общего образования" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400907193/? (дата обращения: 01.04.2022).
5. Сайт сообщества Scratch. URL: http://scratch.mit.edu/ (дата обращения:
01.04.2022).
163
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ («SOFT SKILLS»)
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Курочкина В. А.
1
, Евланова А. Г.
2
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
1
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича,
2
Институт наук о Земле,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: agpeksheva@sfedu.ru
Сегодня среди требований работодателей основным является наличие надпрофессиональных (междисциплинарных) компетенций, основанных на личностных ресурсах и выходящих за пределы специализированной подготовки к профессиональной деятельности. Они обозначаются терми- ном «soft skills» (на русский язык термин переводится как «гибкие компе- тенции», «гибкие навыки») и считаются такими же важными составляю- щими профессионализма, как специфические компетенции, необходимые для выполнения трудовых функций - hard skills. Особенностью soft skills является непрерывный характер их развития: они развиваются в течение всей жизни и помогают решать задачи, связанные с профессиональным становлением и совершенствованием личности, продуктивным взаимодей- ствием в социуме [3].
Но для того, чтобы эти навыки были в полной мере сформированы у человека к моменту начала им профессиональной деятельности, гибкие навыки необходимо начинать развивать еще в школе. Каждый уровень школьного образования (начальное основное образование (1–4 классы), основное общее образование (5–6 классы) и среднее общее образование
(10–11 классы) характеризуются, помимо необходимых к формированию знаний и умений, определенной развивающей направленностью и векто- ром воспитательной работы. При этом, как показывает анализ образова- тельных программ, зачастую развитию больше внимания уделяется именно в начальной школе, а затем происходит ослабление развивающего компо- нента, который уступает обучающему и воспитательному. Поскольку гиб- кие компетенции находятся на стыке процессов развития, обучения и со- циализации, важно не упустить сензитивные периоды для их развития, чтобы адаптационный кризис перехода от начальной к основной школе не свел к минимуму сформированные основы гибких навыков. Таким обра- зом, актуальным вопросом является построение методической системы обучения информатике с акцентом на формирование soft skills именно в
5–6 классах.
164
Теоретический обзор и интерпретация понятия «гибкие компетенции» представлены в работах Н. Н. Локтевой, Л. И. Раицкой, Е. В. Тихоновой,
М. И. Беркович, Т. А. Кофановой, А. Э. Цымбалюк, Ю. В. Сорокопуд,
Е. Ю. Амчиславской, А. В. Ярославцевой и др. Подходы к формированию soft skills за рубежом и в России рассматриваются в исследованиях
И. К. Цаликовой, С. В. Пахотиной, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степановой,
С. А. Тюриковой, B. Sridharan, D. Boud, M. Cichon и др. Опыт формирова- ния soft skills на уроках информатики описывается Э. С. Авзаловой,
О. А. Матвеевой, Л. Н. Сафроновой, А. В. Костина др. Основываясь на анализе исследований в области методики развития гибких компетенций, следует отметить недостаточное количество работ, направленных на мето- дику интеграции развития soft skills в обучение информатике в основной школе.
Поэтому в рамках магистерского исследования, объектом которого была определена методическая система развития гибких компетенций в школьном курсе информатики, а предметом - методическая система разви- тия гибких компетенций в школьном курсе информатики (на примере
6 класса), – решались задачи, направленные на достижение основной цели исследования - теоретически обосновать и разработать методическую си- стему развития гибких компетенций в школьном курсе информатики (на примере 6 класса). Поэтому в работе были проанализированы возрастные особенности учащихся
6 класса, представленные в работах
М. А. Тимофеевой, Д. С. Ермакова, Е. А. Шапкиной, Г. А. Каршибаевой,
Е. Г. Черниковой и других для их последующего учета при формировании soft skills.
Основываясь на анализе опыта формирования и развития гибких ком- петенций, представленных в научно-методической литературе, было опре- делено, что гибкие компетенции в школе педагоги соотносят с универ- сальными учебными действиями (УУД), которые сформулированы в феде- ральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), но при этом каждый педагог выделяет основ- ные группы УУД, на которые он будет акцентировать внимание при изу- чении своего предмета. Так, по мнению Э. С. Авзаловой [1], в рамках
ФГОС ООО при обучении информатике soft skills преимущественно сле- дует соотносить с коммуникативными и личностными УУД, а именно с проектированием продуктивного взаимодействия; формулированием во- просов; разрешением конфликтов; регулированием действий партнера; способностью точно и правильно формулировать свои идеи; способностью к самостоятельному определению своего места в обществе и жизни; пони- манием роли обучения в жизни; знанием моральных и этических норм (в том числе, касающихся информационной безопасности).
ОБУЧЕНИИ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И
ПРОГРАММИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кувшинова Е .Н., Шаповалова Д. С.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
E-mail: enkuvshinova@sfedu.ru
Организация полноценной проектной деятельности на ступени начального школьного образования является достаточно сложной задачей для учителя. Не имея опыта организации проектной деятельности младших школьников, учитель может столкнуться со следующими проблемами:
1) возникают неожиданные и непредвиденные психологические и коммуникативные проблемы, когда дети во время проекта попадают в стрессовую ситуацию из-за переоценки своих возможностей и «тех- нических неполадок»;
2) отсутствуют необходимые методические инструменты проек- тирования и организации проектной работы детей.
Однако, организацию проектной деятельности можно и нужно начи- нать именно со ступени начальной школы, поэтапно налаживая работу над проектом.
Цель школьного проекта для учителя звучит как – «развить – научить – получить», а для школьника — «развиваться – научиться – по- лучить». Если до ФГОС целью учебной деятельности было изучение пред- метного мира, методов и инструментов его познания, развитие математи- ческого и алгоритмического мышления, развитие, воспитание и т. п., для чего были разработаны соответствующие методики и методические ин- струменты, то теперь кроме предметного мира следует осознать и освоить метапредметный мир – мир мышления и деятельности, мир способов дея- тельности.
Работа над одним проектом предполагает постановку только одной цели, а для ее реализации главное – подобрать соответствующие методи- ческие инструменты.
Таким образом, главная методологическая проблема обучения млад- ших школьников основам алгоритмизации и программирования – это сла- бая осознанность обучающимся действий, которые он выполняет. Млад- ший школьник, как правило, не осознает ни цели, ни средств своей работы, ни своих потребностей, ни мотивов, ни установок, ни ценностей. Поэтому учителю необходимо вести целенаправленную работу по развитию осо- знанности обучающимися действий, которые они выполняют. Таким обра- зом, детскую активность в ходе проектной работы необходимо «преобра- зовывать» в целенаправленную деятельность. Для этого следует опреде-
159 лить цель, вид, смысловое и структурное содержание проекта, а также его результат и итоговый продукт.
Причиной отсутствия должного признания использования метода проектов на ступени начальной школы, несмотря на его растущую попу- лярность и неоспоримые достоинства, является недостаточная разработка методологических и методических аспектов организации проектной дея- тельности школьников.
Изучение среды программирования Scratch позволяет осваивать про- ектную деятельность в начальной школе. При этом необходимо постоянно уделять внимание планированию деятельности школьников. Вне зависи- мости от сложности предлагаемого обучающимся проекта на него должно отводиться достаточное количество времени. Это связано с тем, что для обучающегося начальной школы проектная деятельность является новой, а потому и сама работа над проектом достаточно сложна. Поэтому, поощряя самостоятельность младшего школьника, стоит также контролировать и корректировать весь процесс работы вне зависимости от этапа проектной деятельности, а также оказывать всяческую поддержку и помощь.
У обучающихся начальных классов должны быть сформированы ба-
зовые представления о языках программирования. Изучение визуальной среды программирования Scratch на практике предполагает также знаком- ство младших школьников с другими не менее важными языками про- граммирования.
Младшие школьники должны иметь представление о понятии «алго-
ритм» и о его видах. При знакомстве с программой Scratch учителем де- монстрируется не только конечный продукт работы, но и происходит де- тальный разбор алгоритма составления программы, комментируется при- чина использования конкретных блоков и их последовательности. В диа- логовом режиме обсуждаются причины выстраивания именно такого алго- ритма, а также последствия, к которым приведет перестановка блоков в программе и замена блоков на блоки другого вида. Тем самым у обучаю- щихся начальных классов формируется представление о понятии «алго- ритм». Сравниваются разные виды алгоритмов, разные движения спрай- тов, отмечаются отличия в программах. Помимо базовых знаний о понятии
«алгоритм» школьники на практике получают знания об исполнителях программ, о способах записи алгоритмов и т.д. Иными словами, в процессе изучения среды Scratch младшие школьники могут получить все необхо- димые знания по теме «Алгоритм».
Помимо базовых знаний о понятии «алгоритм» у младших школьни-
ков должны быть сформированы знания об определенных понятиях.
В связи с психофизиологическими особенностями школьников начальной ступени обучения заучивание наизусть определений дается им достаточно трудно. Тем временем работа в Scratch помогает понять и усвоить значение
160 терминов на практике. К таким понятиям относятся: объект, программиро- вание, событие, программа, команда, управление, исполнитель, данные.
Именно связь теоретических аспектов и практических навыков позволяет понять и объяснить на практике значения изучаемых понятий.
Знакомясь с основами программирования, школьники должны усвоить
не только терминологию, но и все составляющие, из которых строятся
алгоритмы. Scratch оснащен всеми необходимыми составляющими, в виде групп блоков, для составления алгоритмов. Знакомство с группами блоков стоит производить отдельно, последовательно: от основных, более важных
(«движение», «события», «управление»), к дополнительным («данные»,
«звук», «сенсоры», «операторы», «перо», «другие», «внешность»).
У обучающихся начальной школы должно быть сформировано пред-
ставление об алгоритме работы над проектом. Для знакомства обучаю- щихся с понятием проект и алгоритмом работы над этим проектом учитель может организовать как демонстрацию готового проекта, так и пошаговую разработку вместе с обучающимися индивидуальных проектов, конечным продуктом которых будет игра или мультфильм.
Представление о графическом редакторе должны быть сформирова-
ны у обучающихся на начальной ступени обучения в школе. Scratch осна- щен графическим редактором, благодаря которому можно создавать про- граммы для собственного спрайта и сцену для него, работая с такими ин- струментами: палитра, текст, линия, заливка и т. д.
Основная работа в Scratch подразумевает практическую направлен- ность и направлена на овладение следующими умениями.
1) Формирование умения по составлению алгоритмов разных видов будет достигнуто в процессе написания программ в Scratch, которые явля- ются линейным алгоритмом. Знакомство с принципами построения алго- ритмов следует начинать с линейного алгоритма, главным признаком ко- торого являются блоки, т.е. действия исполнителя, которые последова- тельно следуют друг за другом. Аналогично, но при работе с более услож- ненными программами, происходит знакомство с такими видами алгорит- ма, как циклический и ветвящийся.
2) Формирование умения объяснять работу исполнителя по написан- ной программе будет реализовано не только за счет работы детей над раз- работкой своей программы, но и благодаря навыкам анализа готовых про- грамм учителя, одноклассников, навыкам нахождения ошибок в них, уме- нию соотносить написанную программу и словесное к ней описание алго- ритма.
3) Формирование умения доводить план разработки до его конечной цели – конечного продукта (игры, мультфильма и т.д.). Конечным продук- том работы в Scratch, может быть программа, игра, мультфильм, созданные индивидуально или в паре. Изначально приступать к работе над проектом
161 стоит коллективно, постепенно переходя на работу в группах и парах.
Время на каждый этап работы над проектом определяет учитель, исходя из возможностей обучающихся, их заинтересованности и степени понимания.
4) Формирование умения устанавливать причинно-следственные свя- зи. Работа над проектом в Scratch связана с тем, что на протяжении всех этапов разработки даже самого простого продукта в Scratch необходимо придерживаться изначально поставленной цели проекта, постоянно све- ряться с исходным замыслом, отслеживая неправильную работу спрайта, соответствующее изменение в его работе.
Чтобы избежать многократных и трудноисправимых ошибок при реа- лизации проекта, которые влекут за собой отличие полученного результата от исходного замысла, необходимо еще на ступени начальной школы по- знакомить детей с понятием планирования как важной составляющей пол- ноценной проектной деятельности, которая обычно проходит в несколько этапов. Отсюда следует и требование представления конечной цели проек- та в виде плана, таблицы или рисунка.
Учитывая специфику проектной деятельности в Scratch, можно выде- лить следующие ее этапы:
Подготовительный этап содержит постановку цели, составление плана деятельности: указываются объекты проекта, их свойства и взаимо- действия; фиксируются отдельные подзадачи и алгоритм их выполнения.
Организационный этап предполагает распределение ролей в учебной группе относительно вида деятельности или по подзадачам.
Реализация проекта. Этот этап содержит разработку визуального представления объектов, их скриптов. На этом этапе выполняется отладка кода.
Презентация проекта и рефлексия. На этом этапе происходит демон- страция проекта другим учебным группам и учителю, обсуждение резуль- тата и его оценка, а также формулировка выводов.
Оценивание проектных заданий происходит по следующим критери- ям: техническая сложность; продуманность интерфейса; практическая зна- чимость проекта; защита от ошибок; наличие заставки и титров, свиде- тельствующие об авторстве; художественное оформление; наличие музы- кального сопровождения, включая ссылку в титрах на авторов произведе- ния; наличие этапа подведения итогов.
В оценивании всего проекта в целом следует учитывать и умения групповой работы. Критериями умения организовывать работу группы мо- гут выступать:
наличие и функциональность разделения обязанностей;
информированность группы о результатах работы;
индивидуальный вклад каждого члена группы.
162
В зависимости от успешности освоения учебного материала, по окон- чанию освоения каждого из трех модулей рекомендуется выдать обучаю- щемуся сертификат, подтверждающий достигнутый им уровень обученно- сти: «Любитель», «Мастер», «Профи», «Эксперт».
Таким образом, организация проектной деятельности при обучении основам алгоритмизации и программирования в начальной школе позволя- ет заложить основы для последующей проектной деятельности обучаю- щихся на следующих ступенях образования, а также сформировать их ин- терес к изучению информатики в целом.
Литература
1. Бененсон Е. П. Информатика 2 – 4 кл.: Метод пособие к учебни- ку /Е. П. Бененсон, А. Г. Паутова. – М: Акдемкнига, 2010.
2. Дженжер В. О. Место программирования в курсе информатики началь- ной школы // Вестник ОГУ, 2010. – № 9, С. 154–159.
3. Кувшинова Е. Н., Шаповалова Д. С. Среда программирования Scratch как инструмент формирования алгоритмического мышления младшего школьника // Современные информационные технологии: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]: Материалы XXVIII науч- ной конференции (Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону,
13 – 15 мая 2021 г.) – Ростов-на-Дону; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021 – С. 227–231.
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандар- та начального общего образования" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400907193/? (дата обращения: 01.04.2022).
5. Сайт сообщества Scratch. URL: http://scratch.mit.edu/ (дата обращения:
01.04.2022).
163
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ («SOFT SKILLS»)
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Курочкина В. А.
1
, Евланова А. Г.
2
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,
1
Институт математики, механики и компьютерных наук
им. И. И. Воровича,
2
Институт наук о Земле,
г. Ростов-на-Дону
E-mail: agpeksheva@sfedu.ru
Сегодня среди требований работодателей основным является наличие надпрофессиональных (междисциплинарных) компетенций, основанных на личностных ресурсах и выходящих за пределы специализированной подготовки к профессиональной деятельности. Они обозначаются терми- ном «soft skills» (на русский язык термин переводится как «гибкие компе- тенции», «гибкие навыки») и считаются такими же важными составляю- щими профессионализма, как специфические компетенции, необходимые для выполнения трудовых функций - hard skills. Особенностью soft skills является непрерывный характер их развития: они развиваются в течение всей жизни и помогают решать задачи, связанные с профессиональным становлением и совершенствованием личности, продуктивным взаимодей- ствием в социуме [3].
Но для того, чтобы эти навыки были в полной мере сформированы у человека к моменту начала им профессиональной деятельности, гибкие навыки необходимо начинать развивать еще в школе. Каждый уровень школьного образования (начальное основное образование (1–4 классы), основное общее образование (5–6 классы) и среднее общее образование
(10–11 классы) характеризуются, помимо необходимых к формированию знаний и умений, определенной развивающей направленностью и векто- ром воспитательной работы. При этом, как показывает анализ образова- тельных программ, зачастую развитию больше внимания уделяется именно в начальной школе, а затем происходит ослабление развивающего компо- нента, который уступает обучающему и воспитательному. Поскольку гиб- кие компетенции находятся на стыке процессов развития, обучения и со- циализации, важно не упустить сензитивные периоды для их развития, чтобы адаптационный кризис перехода от начальной к основной школе не свел к минимуму сформированные основы гибких навыков. Таким обра- зом, актуальным вопросом является построение методической системы обучения информатике с акцентом на формирование soft skills именно в
5–6 классах.
164
Теоретический обзор и интерпретация понятия «гибкие компетенции» представлены в работах Н. Н. Локтевой, Л. И. Раицкой, Е. В. Тихоновой,
М. И. Беркович, Т. А. Кофановой, А. Э. Цымбалюк, Ю. В. Сорокопуд,
Е. Ю. Амчиславской, А. В. Ярославцевой и др. Подходы к формированию soft skills за рубежом и в России рассматриваются в исследованиях
И. К. Цаликовой, С. В. Пахотиной, Э. Ф. Зеер, Л. Н. Степановой,
С. А. Тюриковой, B. Sridharan, D. Boud, M. Cichon и др. Опыт формирова- ния soft skills на уроках информатики описывается Э. С. Авзаловой,
О. А. Матвеевой, Л. Н. Сафроновой, А. В. Костина др. Основываясь на анализе исследований в области методики развития гибких компетенций, следует отметить недостаточное количество работ, направленных на мето- дику интеграции развития soft skills в обучение информатике в основной школе.
Поэтому в рамках магистерского исследования, объектом которого была определена методическая система развития гибких компетенций в школьном курсе информатики, а предметом - методическая система разви- тия гибких компетенций в школьном курсе информатики (на примере
6 класса), – решались задачи, направленные на достижение основной цели исследования - теоретически обосновать и разработать методическую си- стему развития гибких компетенций в школьном курсе информатики (на примере 6 класса). Поэтому в работе были проанализированы возрастные особенности учащихся
6 класса, представленные в работах
М. А. Тимофеевой, Д. С. Ермакова, Е. А. Шапкиной, Г. А. Каршибаевой,
Е. Г. Черниковой и других для их последующего учета при формировании soft skills.
Основываясь на анализе опыта формирования и развития гибких ком- петенций, представленных в научно-методической литературе, было опре- делено, что гибкие компетенции в школе педагоги соотносят с универ- сальными учебными действиями (УУД), которые сформулированы в феде- ральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), но при этом каждый педагог выделяет основ- ные группы УУД, на которые он будет акцентировать внимание при изу- чении своего предмета. Так, по мнению Э. С. Авзаловой [1], в рамках
ФГОС ООО при обучении информатике soft skills преимущественно сле- дует соотносить с коммуникативными и личностными УУД, а именно с проектированием продуктивного взаимодействия; формулированием во- просов; разрешением конфликтов; регулированием действий партнера; способностью точно и правильно формулировать свои идеи; способностью к самостоятельному определению своего места в обществе и жизни; пони- манием роли обучения в жизни; знанием моральных и этических норм (в том числе, касающихся информационной безопасности).