Файл: 5 Самообразование в системе дополнительного образования Цель занятия формирование умений организовывать и осуществлять самообразовательную деятельность с целью совершенствования профессиональной деятельности самостоятельно определять задачи профессиональн.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое задание 4


Выполнил:

Обучающийся Багрова Софья Владимировна

Преподаватель:

Драчева Юлия Александровна

Задания по теме 5.7. Самообразование в системе дополнительного образования

Цель занятия: формирование умений организовывать и осуществлять самообразовательную деятельность с целью совершенствования профессиональной деятельности; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Задание 1. Определите перечень источников для самообразования педагога дополнительного образования. Охарактеризуйте их потенциал и приведите конкретные примеры реализации.

Источники самообразования педагога:

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность системы ДО (выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приёмов, технологий обучения)

Психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, периодическая печать, СМИ, интернет (разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования);

Удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность (разработка дидактических материалов, тестов, наглядности);

Повышение квалификации (повышение качества преподавания);

Практический опыт коллег, эффективный педагогический опыт (обобщение опыта по исследуемой теме)

Обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности (создание комплектов методических разработок)

Задание 2. Разработайте программу профессионального роста и самосовершенствования педагога дополнительного образования.

Принципы построения программы: научность, прогностичность, актуальность, оптимальность, реалистичность, целостность, контролируемость.

Основные этапы работы над такой программой могут быть следующими:


1.Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей;

2.Формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;

3. Выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой;

4.Определение задачи этапов деятельности; конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты);

5.Составление плана действий по самосовершенствованию (самообразование, профессиональный рост);

6.Самооценка роста;

7.Передача опыта коллегам.

1. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Поэтому необходимо повысить свой теоретический, научно-методический уровень, а так же профессиональное мастерство.

2. Владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более успешного обучения и воспитания учеников. Моим достижением будет считаться повышение профессионального мастерства, обобщение опыта самообразования, овладение эффективными воспитательными технологиями и способами их использования в образовательной деятельности. Результаты будут выражаться в моей компетентности и в достижениях воспитанников.

3. Программа профессионального роста выстраивается на основе процессуальных действий:

a. Выбор темы исследования с учётом потенциальных возможностей и педагогического мастерства

b. Отбор научной и научно-методической литературы по теме исследования

c. Разработка различного рода творческих заданий промежуточного и итогового характера по теме индивидуального исследования с учётом конечных и промежуточных целей и итоговых показателей развития

d. Систематизация, классификация заданий с учётом плана работы по программе профессионального роста на каждый год

e. Анализ результатов собственной деятельности. Конструирование собственной педагогической системы на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы

f. Преобразование новаций в инновационный опыт учителя путём выстраивания системы этих новаций с опорой на учебно-исследовательский процесс



g. Разработка программы ориентировочного внедрения результатов иновационного опыта преподавателя

4. Ожидаемый результат

a. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

b. Повышение уровня педагогической компетентности и профессионально мастерства

c. Изучение и применение эффективных технологий
Задачи

d. Изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов

e. Овладение новыми технологиями путём изучения и внедрения их в учебно-воспитательный процесс

f. Развитие творческого потенциала

g. Совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий

h. Повышение качества преподавания

5. Реализация программы самообразования предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещение курсов, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.

6. Освоение программы будет успешной, если:

a. Овладею методикой работы с детьми

b. Адаптирую программу к педагогической деятельности

c. Конченым результатом работы станет обобщение материала в форме курсовой работы, что даст возможность реализовать принцип непрерывности в системе профессионального образования.

7. Передача опыта коллегам будет осуществляться в формате выступления: заседаниях, педсовете, семинары, конференции, педагогические чтения, форумы.

Задания по теме 6.1. Подготовка педагога дополнительного образования к проведению занятий

Цель: формирование умений определять цели и задачи, планировать занятия, и также организовывать, проводить и анализировать занятия.

Задание 3. Составьте схему конспекта занятия педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Заполните пустые строки.

Фамилия, имя. отчество педагога

 Жосану Евгений Валерьевич

Наименование образовательного учреждения, район (город)

МБУ КСК «Северяночка»
Котлас

Программа (указать название программы,  тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям: образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.)

«В мире искусств»
Программа направлена на познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие;
Программа стремится реализовать формирование развитие личности, с помощью проведения досуга в учреждении; программа рассчитана на один календарный месяц, два занятия в неделю, и является общей досуговой



Тема занятия

Разнообразие жанров изобразительного искусства

Возраст обучающихся

7-10 лет

Тип занятия

Усвоение новых знаний

Цели и задачи занятия

Предоставить возможность обучающимся получить знания, умения и навыки;
познакомить с жанрами изобразительного искусства;
мотивировать творческий потенциал;

Форма занятия

Фронтальный, индивидуальный

Методы

Наглядности; сравнения; диалогичности

Дидактические средства

Наглядные пособия: цветные карандаши и фломастеры, цветная бумага и пр. канцелярия
ПК, экран для показа презентаций.

Используемая литература

 Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд, «История картин для детей»;
Ад Маргинем, «Как устроен музей»;
Валентина Бялик, «История русской живописи в шедеврах Третьяковской галереи»;
«Википедия»

Этапы занятия

1. Организационный этап

Данный этап предполагает:

1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной);

1.2 определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе занятия; описание критериев достижения целей и задач данного этапа занятия;

1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог)

 Перед началом занятия педагогу проверить готовность оборудования и помещение.

  1. Учащиеся должны чувствовать себя комфортно в созданной среде, должны концентрировать внимание на то, что говорит и показывает преподаватель. При соблюдении данных условий усвоение новых знаний и навыков будет эффективнее.

  2. Педагог должен сконцентрировать внимание на себе; сформулировать тему занятия так, чтобы она стала привлекательной и понятной; сформировать из обучающихся общий коллектив;
    Когда учащиеся сформированы в общий коллектив (это можно выяснить задавая общие вопросы), преподаватель объясняет правила (в зависимости от выбранной формы: игра, викторина, урок и т.д.)

  3. Возникновению атмосферы открытого и непринуждённого общения на учебном занятии будет способствовать точно найденная педагогическая мизансцена. Для большей вовлеченности учащихся в образовательный процесс применяется методика игровой деятельности. В процессе занятие педагог может корректировать ход игры. В данном случае игра предполагается ролевая (учащиеся искусствоведы разных жанров)

2. Изучение нового материала

Данный этап предполагает:

2.1 постановку конкретной учебной цели задачи перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);

2.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог;

2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

2.7 описание методов мотиви­рования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала

 

 Работу по изучению нового материала эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. Поэтому детям показываются иллюстрации, произведения искусств, педагог общается с детьми.

  1. Учащиеся должны познакомиться с жанрами искусств и отличать их друг от друга;

  2. Педагог помогает получить обучающимся новые знания и навыки соблюдая правила игры, которые установлены в начале. Выявляет пробелы и заинтересованность обучающихся;

  3. Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного материала. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая вспомнить тему и основную мысль, сделанные выводы;
    - практическое использование теоретического материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов;
    - обобщающая часть занятия – детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль;
    -контрольная часть занятия, в ходе которой задаются контрольные вопросы, и педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы;

  4. Педагог наблюдает на какой вид изобразительного искусства учащиеся обратили внимание;
    педагог ведёт диалог, а не просто зачитывает материал; спрашивает: что вам известно о том, «что показано на экране?» и т.д.

  5. Педагог делает выводы по ответам учащихся. Если учащиеся неактивны, необходимо спросить, что они думают. Предложить учащимся самим стать профессионалами в каком-либо жанре искусства;

  6. Каждый обучающийся попробовал несколько вариантов изобразительного искусства; обучающиеся активно рассказывают, чтохотели изобразить

  7. Предложить провести выставку работ для желающих, подарить родителям, наградить призами.



3. Закрепление нового материала

предполагающее:

3.1 постановку конкретной учебной цели задачи перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);

3.2 определение целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном этапе занятия;

3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся;

3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»;

3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

 

  1. Формирование навыков исполнительности, аккуратности, самостоятельности;

  2. Воспитание навыков культуры
    Формирование потребности применять полученные знания и навыки на практике
    Развитие стремления к самовыражению;

  3. На каждом занятии обучающимся будет предложено воссоздать в своём понимании произведение искусства, и презентовать их перед другими (по желанию, либо провести диалог с преподавателем);

  4. Каждому ученику предлагается самостоятельно, либо в группе/паре, воссоздать произведение искусства из дидактических материалов. Ученик может самостоятельно выбирать жанр и произведение искусства

  5. Встреча педагога с детьми на занятии несёт многопланову информацию: познавательную, эмоциональную, коммуникативную. Следовательно критерии степени усвоения проявляются в культуре речевой деятельности, методической организации учебно-творческого процесса, взаимоотношении участников занятия, использование разнообразных средств обучения;

  6. В хоте занятия педагог анализирует деятельность детей, даёт советы и рекомендации по применению изученного материала, а так же педагог мобилизирует воспитанников на оценку самого занятия, что даёт возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, прогнозировать формы и содержание будущих занятий

4. Задание на дом, включающее:

4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом;

4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

 

 По данной программе задание на дом не подразумевается, так как программа досуговая, а не общеобразовательная. Обучающимся может быть предложено сделать с родителями, в группах или в парах произведение искусства для выставки. Целью домашнего задания будет являться более глубокое познание жанров воспитанниками. Преподаватель выявит интерес у обучающихся и поспособствует дальнейшему развитию – цель, которую хочет достичь педагог. Успешностью для обучающихся будет то, что они самостоятельно найдут информацию и попробуют что-то сделать (самоорганизация)



Задание 4. Разработайте примерную модель занятия в учреждении дополнительного образования (программа обучения по направлению изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, тема, вид и форма занятия на выбор обучающегося). Результаты представьте в таблице. При необходимости добавьте в модель содержательные пункты.

Занятия по программе обучения по направлению изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства имеют общую структуру, цели и задачи. Различия лишь в том, что в итоге воспитанники узнают, посетив занятие. Поэтому описание для занятий примерно одинаковое вне зависимости от вида деятельности. В педагогическом процессе формулируется у педагога авторский почерк, но на начальном этапе своей карьеры педагог опирается на сложившуюся концепцию. Так же педагог должен уметь в ходе занятие подстраиваться под педагогические задачи и решать их.

Компонент  занятия

Характеристика

цели, задачи обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия

  1. Цель учебного занятия – модель или образ желаемого результата. Цель носит триединый характер и реализуется через решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
    Обучающие задачи:
    -обеспечение в ходе занятия усвоения основных понятий, терминов и т.д.
    -обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение способов изготовления
    -сформировать специальные умения

  2. Развивающие задачи:
    -способствовать развитию внимание, памяти, мышления
    -способствовать развитию эмоций, чувств ребёнка, волевых качеств и развитию творческих способностей

  3. Воспитательные задачи:
    -развитие личностных качеств ребёнка, нравственности

содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия

 Учебное занятие должно выполнять триединую цель обучения, развития и воспитания. Для этого нужно тщательно подготовиться:

  • Текст учебного занятия (гибкая, допускающая изменения система, объединяющая содержание и структуру занятия, является объектом совместного внимания педагога и воспитанников)

  • Содержание учебного занятия (отобранные и структурированные педагогом в соответствии с замыслом занятия элементы, приёмы, методы познавательно-творческой деятельности детей, объединенные личностно-значимым событием)

  • Форма учебного занятия (взаиморасположение и взаимозависимость всех структурных элементов занятия, ведущие у раскрытию его смыслов и обусловленные содержанием и характером взаимодействия)

  • Методика (набор способов организации взаимодействия участников, на основе созданного педагогом текста)

  • Взаимодействие (специально организованный педагогом ценностно-смысловой контекст, особая атмосфера как условие диалога)

  • Мизансцена (расположение участников занятия в процессе взаимодействия, помогающее актуализировать личностные смысла происходящего)

формы и способы взаимодействия с детьми, общение

 В создании атмосферы диалога в процессе занятия педагогу следует соблюдать следующие формы:

  • Толерантность (восприятие точки зрения другого как самоценной)

  • Психологическая безопастность (создание условий личностной защищённости участников. благоприятной психологической среды на занятии)

  • Событийность (организация актуального переживания ребёнком учебно-творческих ситуаций в значимой для него событийной форме)

образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала

 Перед проведением занятия педагогом подготавливаются учебно-методические материалы: раздаточный материал, аудио-, видеотека и др. Необходимо также продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Если есть необходимость, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объёме и форма самостоятельной работы, разрабатывается краткий конспект учебного занятия.

методы и приемы обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия

- Практическое использование теоретического материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов.
-Обобщающая часть занятия – детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.
-Контрольная часть занятия, в ходе которой задаются контрольные вопросы, и педаагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела дополнительной общеобразовательной программы и уровень выполнения проставленных в начале занятия целей и задач

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка. Если деятельность коллектива изначально не связана с интенсивной физической нагрузкой. Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности.

ведущие виды деятельности участников занятия

 Вид деятельности программы должен решать задачи:

  • Осуществление работы по реализации образовательных программ ДО по определённому виду деятельности

  • Осуществление работы на основании различных видов образовательных программ

  • Оказание необходимых услуг в сфере удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей

  • Обеспечение необходимого уровня образовательного процесса, в соответствии с запросами общества и государства


Задание по теме 6.2. Подготовка педагога дополнительного образования к организации внеурочной деятельности

Цель: формированиеумений определять цели и задачи, планировать занятия, и также организовывать, проводить и анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
Задание 5. Составьте и заполните таблицу «Формы проведения внеурочных мероприятий в дополнительном образовании» (возраст на выбор обучающихся).

Форма проведения  внеурочных  мероприятий

Характеристика

Конкретный пример реализации (где применяется и  зачем)

 Гонка

Несколько команд в течение всей игры набирают очки. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков

«Весёлые старты», с каждым приходом сезона, событиийным мероприятием весёлые старты являются регулярной формой проведения внеурочных мероприятий. Применяется для сплочения коллективы, разнообразия педагогического процесса, а так же для формирования определённых качеств воспитанников.

Дуэль

В начале игры у двух команд одинаковое число участников. При проигрыше команды из её числаудаляется один участник. Игра идёт до тех пор, пока у кого-либо не закончатся игроки

«Викторина». Мероприятие предлагает продемонстрировать эрудицию, смекалку, логику и интуицию. Применяется как форма проверки знания, закрепления и познания нового, а так же ради развлечения. Данный вид мероприятия даёт возможность участникам проявить свою индивидуальность на благо команды.

Турнир

Тип «Брейн-ринга» - когда одна команда вызывает на «бой» всю аудиторию. Побеждает победитель последнего тура

 «КВН». Мероприятие демонстрирует творческие коллективы, которые соревнуются друг с другом. Используются различные форматы в зависимости от возраста участников. Данный вид мероприятия предлагает участникам проявить находчивость, а так же даёт возможность проявить себя публично.

Творец

Главная цель игры – создание чего-либо нового, открытие загадочной картины и проч.

«КВЕСТ». Существуют различные формы данного мероприятия. Направлено на командообразование и возможно использовать как «тимбилдинг», а так же выявление лидера среди воспитанников.