Файл: 5 Самообразование в системе дополнительного образования Цель занятия формирование умений организовывать и осуществлять самообразовательную деятельность с целью совершенствования профессиональной деятельности самостоятельно определять задачи профессиональн.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Практическое задание 4
Выполнил:
Обучающийся Багрова Софья Владимировна
Преподаватель:
Драчева Юлия Александровна
Задания по теме 5.7. Самообразование в системе дополнительного образования
Цель занятия: формирование умений организовывать и осуществлять самообразовательную деятельность с целью совершенствования профессиональной деятельности; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Задание 1. Определите перечень источников для самообразования педагога дополнительного образования. Охарактеризуйте их потенциал и приведите конкретные примеры реализации.
Источники самообразования педагога:
• Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность системы ДО (выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приёмов, технологий обучения)
• Психолого-педагогическая, методическая и другая научная литература, периодическая печать, СМИ, интернет (разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования);
• Удовлетворение запросов родителей и учащихся на образовательную деятельность (разработка дидактических материалов, тестов, наглядности);
• Повышение квалификации (повышение качества преподавания);
• Практический опыт коллег, эффективный педагогический опыт (обобщение опыта по исследуемой теме)
• Обобщение собственной практической деятельности, высокая мотивация на успешную самореализацию в профессиональной деятельности (создание комплектов методических разработок)
Задание 2. Разработайте программу профессионального роста и самосовершенствования педагога дополнительного образования.
Принципы построения программы: научность, прогностичность, актуальность, оптимальность, реалистичность, целостность, контролируемость.
Основные этапы работы над такой программой могут быть следующими:
1.Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей;
2.Формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
3. Выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой;
4.Определение задачи этапов деятельности; конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты);
5.Составление плана действий по самосовершенствованию (самообразование, профессиональный рост);
6.Самооценка роста;
7.Передача опыта коллегам.
1. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Поэтому необходимо повысить свой теоретический, научно-методический уровень, а так же профессиональное мастерство.
2. Владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более успешного обучения и воспитания учеников. Моим достижением будет считаться повышение профессионального мастерства, обобщение опыта самообразования, овладение эффективными воспитательными технологиями и способами их использования в образовательной деятельности. Результаты будут выражаться в моей компетентности и в достижениях воспитанников.
3. Программа профессионального роста выстраивается на основе процессуальных действий:
a. Выбор темы исследования с учётом потенциальных возможностей и педагогического мастерства
b. Отбор научной и научно-методической литературы по теме исследования
c. Разработка различного рода творческих заданий промежуточного и итогового характера по теме индивидуального исследования с учётом конечных и промежуточных целей и итоговых показателей развития
d. Систематизация, классификация заданий с учётом плана работы по программе профессионального роста на каждый год
e. Анализ результатов собственной деятельности. Конструирование собственной педагогической системы на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы
f. Преобразование новаций в инновационный опыт учителя путём выстраивания системы этих новаций с опорой на учебно-исследовательский процесс
g. Разработка программы ориентировочного внедрения результатов иновационного опыта преподавателя
4. Ожидаемый результат
a. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
b. Повышение уровня педагогической компетентности и профессионально мастерства
c. Изучение и применение эффективных технологий
Задачи
d. Изучение учебно-методической литературы, опыта педагогов
e. Овладение новыми технологиями путём изучения и внедрения их в учебно-воспитательный процесс
f. Развитие творческого потенциала
g. Совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий
h. Повышение качества преподавания
5. Реализация программы самообразования предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещение курсов, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.
6. Освоение программы будет успешной, если:
a. Овладею методикой работы с детьми
b. Адаптирую программу к педагогической деятельности
c. Конченым результатом работы станет обобщение материала в форме курсовой работы, что даст возможность реализовать принцип непрерывности в системе профессионального образования.
7. Передача опыта коллегам будет осуществляться в формате выступления: заседаниях, педсовете, семинары, конференции, педагогические чтения, форумы.
Задания по теме 6.1. Подготовка педагога дополнительного образования к проведению занятий
Цель: формирование умений определять цели и задачи, планировать занятия, и также организовывать, проводить и анализировать занятия.
Задание 3. Составьте схему конспекта занятия педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Заполните пустые строки.
Фамилия, имя. отчество педагога | Жосану Евгений Валерьевич |
Наименование образовательного учреждения, район (город) | МБУ КСК «Северяночка» Котлас |
Программа (указать название программы, тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям: образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.) | «В мире искусств» Программа направлена на познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие; Программа стремится реализовать формирование развитие личности, с помощью проведения досуга в учреждении; программа рассчитана на один календарный месяц, два занятия в неделю, и является общей досуговой |
Тема занятия | Разнообразие жанров изобразительного искусства |
Возраст обучающихся | 7-10 лет |
Тип занятия | Усвоение новых знаний |
Цели и задачи занятия | Предоставить возможность обучающимся получить знания, умения и навыки; познакомить с жанрами изобразительного искусства; мотивировать творческий потенциал; |
Форма занятия | Фронтальный, индивидуальный |
Методы | Наглядности; сравнения; диалогичности |
Дидактические средства | Наглядные пособия: цветные карандаши и фломастеры, цветная бумага и пр. канцелярия ПК, экран для показа презентаций. |
Используемая литература | Дэвид Хокни и Мартин Гейфорд, «История картин для детей»; Ад Маргинем, «Как устроен музей»; Валентина Бялик, «История русской живописи в шедеврах Третьяковской галереи»; «Википедия» |
Этапы занятия | |
1. Организационный этап Данный этап предполагает: 1.1 постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на занятии была эффективной); 1.2 определение 1.3 описание методов организации работы учащихся на занятии, методов мотивирования, настроя учащихся на учебную деятельность, предмет и тему занятия (с учетом реальных особенностей объединения, с которым работает педагог) | Перед началом занятия педагогу проверить готовность оборудования и помещение.
|
2. Изучение нового материала Данный этап предполагает: 2.1 постановку конкретной учебной 2.2 определение 2.3 изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; 2.4 описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; 2.5 описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности, межличностного взаимодействия учащихся с учетом особенностей объединения, в котором работает педагог; 2.6 описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; 2.7 описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Работу по изучению нового материала эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. Поэтому детям показываются иллюстрации, произведения искусств, педагог общается с детьми.
|
3. Закрепление нового материала предполагающее: 3.1 постановку конкретной учебной 3.2 определение 3.3 описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; 3.4 организация самостоятельной деятельности учащихся; 3.5 описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала, формы организации обратной связи «педагог – учащиеся»; 3.6 описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. |
|
4. Задание на дом, включающее: 4.1 постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); 4.2 определение целей, которые хочет достичь педагог, задавая задание на дом; 4.3 определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | По данной программе задание на дом не подразумевается, так как программа досуговая, а не общеобразовательная. Обучающимся может быть предложено сделать с родителями, в группах или в парах произведение искусства для выставки. Целью домашнего задания будет являться более глубокое познание жанров воспитанниками. Преподаватель выявит интерес у обучающихся и поспособствует дальнейшему развитию – цель, которую хочет достичь педагог. Успешностью для обучающихся будет то, что они самостоятельно найдут информацию и попробуют что-то сделать (самоорганизация) |
Задание 4. Разработайте примерную модель занятия в учреждении дополнительного образования (программа обучения по направлению изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, тема, вид и форма занятия на выбор обучающегося). Результаты представьте в таблице. При необходимости добавьте в модель содержательные пункты.
Занятия по программе обучения по направлению изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства имеют общую структуру, цели и задачи. Различия лишь в том, что в итоге воспитанники узнают, посетив занятие. Поэтому описание для занятий примерно одинаковое вне зависимости от вида деятельности. В педагогическом процессе формулируется у педагога авторский почерк, но на начальном этапе своей карьеры педагог опирается на сложившуюся концепцию. Так же педагог должен уметь в ходе занятие подстраиваться под педагогические задачи и решать их.
Компонент занятия | Характеристика |
цели, задачи обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия |
|
содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия | Учебное занятие должно выполнять триединую цель обучения, развития и воспитания. Для этого нужно тщательно подготовиться:
|
формы и способы взаимодействия с детьми, общение | В создании атмосферы диалога в процессе занятия педагогу следует соблюдать следующие формы:
|
образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала | Перед проведением занятия педагогом подготавливаются учебно-методические материалы: раздаточный материал, аудио-, видеотека и др. Необходимо также продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. Если есть необходимость, определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объёме и форма самостоятельной работы, разрабатывается краткий конспект учебного занятия. |
методы и приемы обучения и воспитания ребенка в границах темы занятия | - Практическое использование теоретического материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. -Обобщающая часть занятия – детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале. -Контрольная часть занятия, в ходе которой задаются контрольные вопросы, и педаагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела дополнительной общеобразовательной программы и уровень выполнения проставленных в начале занятия целей и задач Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка. Если деятельность коллектива изначально не связана с интенсивной физической нагрузкой. Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. |
ведущие виды деятельности участников занятия | Вид деятельности программы должен решать задачи:
|
Задание по теме 6.2. Подготовка педагога дополнительного образования к организации внеурочной деятельности
Цель: формированиеумений определять цели и задачи, планировать занятия, и также организовывать, проводить и анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
Задание 5. Составьте и заполните таблицу «Формы проведения внеурочных мероприятий в дополнительном образовании» (возраст на выбор обучающихся).
Форма проведения внеурочных мероприятий | Характеристика | Конкретный пример реализации (где применяется и зачем) |
Гонка | Несколько команд в течение всей игры набирают очки. Выигрывает команда, набравшая больше всех очков | «Весёлые старты», с каждым приходом сезона, событиийным мероприятием весёлые старты являются регулярной формой проведения внеурочных мероприятий. Применяется для сплочения коллективы, разнообразия педагогического процесса, а так же для формирования определённых качеств воспитанников. |
Дуэль | В начале игры у двух команд одинаковое число участников. При проигрыше команды из её числаудаляется один участник. Игра идёт до тех пор, пока у кого-либо не закончатся игроки | «Викторина». Мероприятие предлагает продемонстрировать эрудицию, смекалку, логику и интуицию. Применяется как форма проверки знания, закрепления и познания нового, а так же ради развлечения. Данный вид мероприятия даёт возможность участникам проявить свою индивидуальность на благо команды. |
Турнир | Тип «Брейн-ринга» - когда одна команда вызывает на «бой» всю аудиторию. Побеждает победитель последнего тура | «КВН». Мероприятие демонстрирует творческие коллективы, которые соревнуются друг с другом. Используются различные форматы в зависимости от возраста участников. Данный вид мероприятия предлагает участникам проявить находчивость, а так же даёт возможность проявить себя публично. |
Творец | Главная цель игры – создание чего-либо нового, открытие загадочной картины и проч. | «КВЕСТ». Существуют различные формы данного мероприятия. Направлено на командообразование и возможно использовать как «тимбилдинг», а так же выявление лидера среди воспитанников. |