Файл: Развёрнутые планы. Биосоциальная сущность человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развёрнутые планы.
1. Биосоциальная сущность человека (Биосоциальная природа человека, Природное и
общественное в человеке, Человек как результат биологической и социокультурной
эволюции)
1. Проявление биологической природы человека
а) функционирование внутренних органов и систем
б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе и т.д.)
в) генотип человека и механизмы наследственности и т.д.
2. Проявления социальной природы человека
а) социальные потребности и интересы
б) мышление
в) самосознание
г) мировоззрение и т.д.
3. Отличия человека от животных
а) способность к членораздельной речи
б) наличие сознания
в) использование сложных орудий труда и т.д.
4. Единство биологического и социального в человеке
а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства
человека
б) удовлетворение биологических потребностей в рамках социальных норм
в) развитие природных задатков в процессе деятельности и т.д.
2. Роль потребностей в деятельности человека (Потребности и интересы человека в
структуре деятельности, Потребности и интересы)
1. Структура деятельности
а) мотив
б) цель
в) средства
г) результат.
2. Мотивы деятельности:
а) потребности;
б) интересы;
в) убеждения и т.д.
3. Уровни потребностей
а) биологические
б) социальные
в) идеальные (духовные)
4. Виды потребностей
а) мнимые и подлинные
б) материальные и нематериальные
в) естественные и культурные.
3. Деятельность и мышление (Деятельность человека, Деятельность людей и её
многообразие, Мышление и деятельность, Деятельность как форма взаимодействия
человека с окружающим миром, Деятельность людей и её многообразие)
1. Особенности человеческой деятельности
а) осознанный характер
б) преобразующий характер
в) продуктивный характер
г) происходит в обществе
д) является целенаправленной.
2. Компоненты деятельности
а) субъект
б) объект
в) мотивы
г) цель
д) средства
е) результат.
3. Основные формы деятельности
а) игра
б) общение
в) учение
г) труд.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Основные приёмы мышления
а) индукция
б) дедукция
в) анализ
г) синтез и т.д.
6. Творчество как особый вид деятельности.
4. Содержание и формы (виды) духовной деятельности
1. Основные цели духовной деятельности
а) формирование общественного сознания,
б) формирование ценностей,
в) удовлетворение идеальных потребностей общества,
г) производство духовных благ и т.д.
2. Виды духовной деятельности
а) прогностическая,
б) познавательная,
в) ценностно-ориентировочная и т.д.
3. Основные отрасли духовного производства
а) наука
б) искусство
в) религия
г) мораль и т.д.
4. Духовная культура как результат духовной деятельности
5. Свобода и ответственность (Свобода и необходимость в человеческой деятельности)
1. Два подхода к пониманию «свободы»
а) свобода как вседозволенность
б) свобода как мера дозволенного.
2. Обусловленность человека
а) законами природы
б) социальными нормами
3. Виды свободы
а) политическая
б) экономическая
в) духовная и т.д.
4. Ответственность как условие свободы и качество зрелой личности
5. Признаки ответственности
а) сознательное следование установленным нормам
б) оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих
в) наличие принципов и убеждений.
6. Мировоззрение и его роль в жизни человека (Мировоззрение, его виды и формы)
1. Структура мировоззрения
а) знания
б) принципы
в) убеждения
г) духовные ценности.
2. Пути формирования мировоззрения
а) стихийный
б) осознанный
3. Основные виды мировоззрения
а) по форме (мифологическое, религиозное, научное и т.д.)
б) по отношению к будущему (оптимистичное, пессимистичное)
в) по основанию (теоцентризм, природоцентризм, гуманизм и т.д.)
4. Уровни мировоззрения
а) мироощущение
б) мировосприятие
в) миропонимание
7. Познавательная деятельность (Познание - процесс духовного освоения человеком
материального мира, Виды знаний, Многообразие форм познания, Многообразие форм
познания мира, Множество путей познания мира)
1. Уровни познания
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
2. Формы познания
а) жизненный опыт и здравый смысл
б) мифология
в) религия
г) искусство
д) наука и т.д.
3. Особенности научного познания
а) системность и обоснованность
б) объективность
в) наличие специальных методов познания
г) использование специального языка науки и т.д.
4. Особенности социального познания
а) ограниченное применение эксперимента
б) воздействие наблюдателя на объект
в) ангажированность (заинтересованность) исследователя
г) совпадение субъекта и объекта познания
д) ценностный характер и т.д.
5. Истина как цель и результат познания
8. Проблема познаваемости мира
1. Уровни познания
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
2. Формы познания
а) жизненный опыт и здравый смысл
б) мифология
в) религия
г) искусство
д) наука и т.д.
3. Виды истины
а) абсолютная
б) относительная.
4. Философские теории о познаваемости мира
а) оптимизм
б) скептицизм
в) агностицизм.
5. Причины, по которым полное познание невозможно
а) безграничность мира
б) несовершенство органов чувств и инструментов познания
в) динамичность мира.
9. Человек – объект и субъект познания
1. Формы познания
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
2. Особенности социального познания
а) ограниченное применение эксперимента
б) воздействие наблюдателя на объект
в) ангажированность исследователя
г) совпадение субъекта и объекта познания.
3. Науки о человеке
а) антропология
б) психология
в) анатомия и т.д.
10. Понятие истины и её критерии
1. Истина как цель и результат познания
2. Особенности истины
а) объективность
б) конкретность.
3. Виды истины
а) относительная
б) абсолютная.
4. Критерии истины
а) практика
б) логичность
в) соглашение специалистов
г) соответствие ранее открытым законам науки и т.д.
11. Наука как форма (область) духовной культуры (Наука и её функции на современном
этапе общественного развития, Наука как социальный институт)
1. Отличительные признаки научного знания
а) объективность
б) доказуемость
в) системность
г) рациональность.
2. Виды наук
а) по объекту исследования (естественные, социальные, гуманитарные и т.д.)
б) по степени удаления от практики (фундаментальные, прикладные)
3. Функции науки
а) познание мира и объяснение законов его развития
б) мировоззренческая
в) производственная
г) прогностическая и т.д.
4. Система научных организаций
а) академии
б) научно-исследовательские центры, институты
в) университеты и т.д.
12. Научное познание
1. Особенности научного познания
а) стремление к объективности
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, символы
в) особые процедуры проверки результатов
г) системность и т.д.
2. Уровни научного познания
а) эмпирический
б) теоретический.
3. Формы научного знания
а) научный факт
б) эмпирический закон
в) проблема
г) гипотеза
д) теория
4. Методы научного познания
а) научное наблюдение
б) описание
в) классификация
г) научный эксперимент
д) мысленный эксперимент
е) выдвижение гипотез
ж) научное моделирование и т.д.
13. Формы и разновидности культуры (Культура и её формы)
1. Культура как всё созданное человечеством.
2. Функции культуры
а) нормативная
б) функция социализации
в) интегративная
г) коммуникативная.
3. Виды культуры
а) по содержанию (материальная, духовная)
б) по распространению (местная, национальная, мировая)
в) по отраслям (экономическая, политическая, правовая и т.д.)
г) по набору ценностей (доминирующая, субкультура, контркультура).
4. Основные формы духовной культуры
а) элитарная
б) народная
в) массовая.
Источник: ЕГЭ 2013
14. Социальные институты (Основные институты общества)
1. Социальный институт как часть системы общества
2. Особенности социального института
а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей
б) осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных
потребностей общества
в) регулируется социальными нормами
г) содержит установки и образцы поведения
д) является устойчивой формой организации деятельности
е) складывается исторически.
3. Основные социальные институты
а) семья
б) государство
в) религия
г) образование.
4. Наиболее важные функции социальных институтов
а) нормативная
б) регулирующая
в) защитная
г) интегративная
д) функция социализации.
Источник: Кодификатор ФИПИ
15. Общество и природа (Влияние природных факторов на развитие общества, Влияние
природы на человека и общество)
1. Общество и природа как части материального мира.
2. Влияние природы на общество
а) темпы и направление общественного развития
б) экономическая специализация
в) особенности характера людей в разных природных зонах.
г) природные катаклизмы и их социальные последствия и т.д.
3. Значение природы для человека и общества
а) источник ресурсов
б) естественная среда обитания
в) источник вдохновения и красоты и т.д.
4. Негативное воздействие общества на природу
а) уничтожение лесов
б) использование невозобновляемых природных ресурсов
в) загрязнение окружающей среды
г) истребление видов животных и растений и т.д.
5. Позитивное воздействие человека на природу.
а) восстановление лесов
б) уничтожение пустынь, осушение болот
в) создание особо охраняемых природных зон
г) борьба с вредителями леса и т.д.
6. Партнерские отношения природы и общества как залог будущего человечества.

16. Общество (Общество как система, Общество как открытая система, Системное
строение общества: элементы и подсистемы)
1. Особенности общества как системы
а) способность к саморазвитию
б) взаимосвязь и взаимодействие элементов общества
в) открытость (возникновение новых элементов и исчезновение старых элементов)
г) сложный состав.
2. Общество как часть материального мира
а) обособление от природы
б) влияние природы на общество
в) позитивное и негативное влияние общества на природу.
3. Социальная структура общества
а) социальные общности
б) социальные группы
в) социальные слои.
4. Основные социальные институты
а) семья
б) государство
в) религия
г) образование и т.д.
5. Сферы общественной жизни
а) экономическая
б) политическая
в) социальная
г) духовная.
17. Общество как динамическая система
1. Особенности общества как динамической системы
а) способность к саморазвитию
б) взаимосвязь и взаимодействие элементов общества
в) открытость (возникновение новых элементов и исчезновение старых элементов).
2. Виды общественного движения:
а) по направлению (прогресс, регресс, стагнация)
б) по охвату и глубине изменений (революция, эволюция).
3. Элементы системы общества:
а) сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная)
б) социальные институты;
в) социальные общности и группы.
18. Духовные ценности как компонент духовной культуры общества
1. Отрасли производства духовных ценностей
а) научная деятельность
б) искусство
в) религия и т.д.


2. Институты, производящие и сохраняющие духовные ценности
а) школа
б) музеи
в) церковь
г) библиотеки и т.д.
3. Виды духовных ценностей
а) нравственные (моральные)
б) эстетические
в) религиозные
г) мировоззренческо-философские.
4. Функции духовных ценностей
а) интегративная
б) сохранение преемственности общества
в) ориентационная
г) функция социализации
д) регулятивная и т.д.
19. Искусство
1. Искусство как форма познания и социальный институт
2. Особенности искусства
а) субъективность
б) образность и наглядность
в) опора на чувственное восприятие
г) использование особых способов отражения окружающей действительности.
3. Виды искусства
а) по форме выражения (живопись, литература, скульптура, архитектура)
б) по длительности (пластические, динамические)
в) по функциям (академическое, декоративно-прикладное и т.д.)
4. Структура искусства
а) виды
б) жанры
в) стили.
5. Функции искусства
а) познавательная
б) развлекательная
в) коммуникативная
г) эстетическая
д) функция социализации и т.д.
20. Образование как социальный институт (Образование, его значение для личности и
общества)
1. Система образования
а) общее образование
б) профессиональное образование
в) дополнительное образование.
2. Функции образования
а) передача знаний и культурного опыта общества
б) социализация новых поколений
в) обеспечение потребностей развития общества и государства
г) интегративная (обеспечение единства общества) и т.д.
3. Тенденции развития современного образования
а) гуманизация

б) информатизация
в) интернационализация
г) гуманитаризация
д) демократизация
е) непрерывность.
21. Мораль в системе социальных норм (Мораль и золотое правило» нравственности,
Нормы морали в системе социальных норм)
1. Особенности норм морали
а) проявляются в обычаях и традициях
б) регулируются общественным мнением, совестью человека
в) существуют в устной форме
г) возникает стихийно и т.д.
2. Компоненты морали
а) нравственные категории
б) моральные ценности
в) принципы
г) нормы.
3. Основные нравственные категории
а) добро и зло
б) справедливость
в) долг
г) гражданственность и т.д.
4. Функции морали
а) регулирующая
б) познавательная
в) оценочная
г) интегративная
д) функция социализации и т.д.
22. Религия как социальный институт (Религия как одна из форм духовной культуры)
Опубликованный ключ из досрочного ЕГЭ 2020
1. Понятие религии как социального института.
2. Структура религии:
а) религиозное сознание;
б) религиозный культ;
в) религиозные организации.
3. Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) воспитательная;
в) психологическая и т.д.
4. Типы религий:
а) национальные религии;
б) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов, но могут
быть указаны «ранние формы религии».)
5. Характерные черты мировых религий:
а) большое число верующих;
б) эгалитаризм;
в) наднациональный уровень.
23. Общественный прогресс (Проблема общественного прогресса)
1. Направления общественного развития
а) прогресс
б) регресс.

в) стагнация (застой).
2. Виды прогресса по глубине и скорости изменений
а) эволюция (реформа)
б) революция.
3. Критерии общественного прогресса
а) развитие науки и техники
б) рост уровня жизни
в) рост продолжительности жизни
г) уровень нравственности и т.д.
4. Относительность и противоречивость прогресса
а) разная скорость прогресса в различных сферах
б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других
в) неоднозначность критериев прогресса.
5. Человек как универсальный критерий прогресса.
24. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1. Общество как динамичная система.
2. Общественный прогресс и его формы
а) эволюция
б) революция.
3. Виды обществ
а) традиционное (аграрное)
б) индустриальное
в) постиндустриальное (информационное).
4. Признаки традиционного общества
а) низкая скорость социальных изменений
б) сословность, низкий уровень мобильности
в) высокий авторитет религии и традиций
г) большая часть людей работает в сельском хозяйстве.
5. признаки индустриального общества
а) развитое фабричное производство
б) появление массовой культуры
в) значительная часть людей трудится в промышленности
г) распространение индивидуализма.
6. Признаки постиндустриального (информационного) общества
а) ключевым фактором производства становится информация
б) компьютеризация
в) появление интернета и других средств мгновенной связи
г) большая часть населения работает в сфере услуг.
25. Глобализация современного общества