Файл: Фасилити менеджмент: сущность и специфика (Теоретические аспекты фасилити менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты фасилити менеджмента
1.1. Сущность и содержание фасилити менеджмента
Глава 2. Развитие фасилити менеджмента: зарубежный и отечественный опыт
2.1. Тенденции развития фасилити менеджмента в зарубежных странах
2.2. Развитие фасилити менеджмента на отечественных предприятиях
Введение
Актуальность. Вопрос управления инфраструктурой отечественных предприятий является актуальным и требуется в современных условиях экономики инноваций с целью минимизации эксплуатационных расходов и повышения эффективности использования существующих объектов, зданий и сооружений. Данной инновацией может стать использование современной системы управления инфраструктурой предприятия – фасилити менеджмента.
Формирование рынка управления недвижимости началось в России в конце 90-х гг. XX в. Данному процессу способствовало появление спроса на качественные помещения для офисов и торговой деятельности. В это время коммерческое использование недвижимости ограничиваюсь продажей или обычной сдачей площадей в аренду без профессионального управления. На сегодняшний день инвестиции в коммерческую недвижимость считаются одними из самых стабильных и прибыльных. В связи с тем, что бизнес-процессы на рынке недвижимости имеют особую специфику, отличную от других сфер бизнеса, не все собственники умеют управлять своей недвижимостью, получая убытки от площадей, которые могли бы приносить прибыль.
Целью работы является исследование сущности фасилити менеджмента и перспектив его развития в России.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность и содержание фасилити менеджмента;
- рассмотреть подсистемы фасилити менеджмента;
- выявить тенденции развития фасилити менеджмента в зарубежных странах и в России;
- исследовать проблемы развития фасилити менеджмента в России;
- определить пути развития фасилити менеджмента в России.
Предметом исследования выступает фасилити менеджмент.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды экономистов, социологов, исследователей проблем менеджмента и теории управления.
При выполнении работы использовались методы сбора и обработки информации, анализ и синтез, методы обобщения результатов исследования.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты фасилити менеджмента
1.1. Сущность и содержание фасилити менеджмента
Фасилити менеджмент – это управление недвижимостью, эффективная программа по поддержанию требований здания, рациональное использование всех ресурсов, снижение эксплуатационных затрат и повышение прибыли предприятия[1]. Фасилити менеджмент предполагает осуществление контроля и управления объектами зданий и всех процессов, протекающих внутри помещения. Основные функции, которые выполняет фасилити менеджмент: минимизация затрат предприятия; увеличение прибыльности организации; снижение юридических рисков; улучшение качества работы предприятия; анализ работы предприятия и внедрение автоматизированных технологий.
Слово фасилити было заимствовано из латинского языка и в переводе означает «удобный», «комфортный». Действительно, использование фасилити менеджмента приносит удобство предприятию - всю непрофильную деятельность организация возлагает на плечи аутсорсинговой компании. В итоге предприятие занимается только деятельностью, непосредственно касающейся его[2].
Например, чистота помещений, охрана, компьютерная безопасность, уход за принадлежащей территорией, своевременный вывоз мусора. Отстранение подобных вопросов от управления организации помогает скоординировать все силы на основной деятельности, что благоприятно сказывается на качестве выполнения основного вида деятельности и экономическом положении организации[3].
Фасилити менеджмент как услуга появился на Западе в 1970-1980 гг. В то время началось активное строительство и объектов, и многие компании начали открывать офисы не только в пределах своего города, но и страны, а некоторые по всему миру. Естественно, что нужно было заниматься управлением этих объектов. Изначально каждая компания имела собственный департамент по управлению инфраструктурой организации, однако вскоре это стало слишком дорого, и начали создаваться отдельные организации по предоставлению услуг в управлении объектами. Буквально за 10-20 лет такие компании получили широкое распространение[4].
Фасилити-менеджмент – это часть инновационного менеджмента, который включает в себя стратегию и тактику управления предприятием. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики фасилити менеджмента как инновации является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации[5].
1.2. Подсистемы фасилити-менеджмента
Система фасилити менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций[6].
Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.
В систему управления инфраструктурой предприятия входят группы служб участков, которые являются вспомогательными и обеспечивают функционирование и эксплуатацию объектов, зданий и сооружений. К элементам, обслуживающим инфраструктуру предприятий, относятся: энергетические хозяйства, дорожные службы, транспортные хозяйства, связь, службы водоканала, складское хозяйство, IT службы, службы безопасности и питания и др. Их общее назначение – организация условий для производства, его эффективного функционирования и перспективного развития[7].
Объединенная система управления инфраструктурой обеспечивает совокупность работ всех инженерных систем здания, таких как освещение, отопление, вентиляция, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, проведение средств коммуникации[8].
Любое здание включает в себя определенное количество подсистем, которые устраняют проблемы, возникающие в процессе функционирования этого здания. Чем сложнее подсистемы, и чем больше функций они выполняют, тем сложнее ими управлять[9]. Соответственно, быстро увеличиваются расходы на содержание обслуживающего персонала, ремонт и обслуживание подсистем. Для систематизации этой работы и выстраивание единой системы управления всех служб, как раз необходимо внедрение фасилити менеджмента. Фасилити менеджмент выстраивает единую политику и программу действий предприятия по эффективному управлению и использованию всех площадей и объектов инфраструктуры. На данный момент на многих предприятиях службы функционируют разрознено и зачастую не взаимосвязаны в своей работе.
Инфраструктура является неотъемлемой частью производственного процесса, которая обеспечивает её безопасность и целостность, естественное старение предметов инфраструктуры создает серьезную угрозу[10]. Износ объектов инфраструктуры также является серьезной угрозой в развитии предприятий и экономики страны в целом. Несмотря на это, данной проблеме уделяется недостаточное внимание, в системе отечественного менеджмента[11].
Износ объектов инфраструктуры – это естественный процесс. Появляются проблемы, если они становятся неуправляемыми, владелец объектов инфраструктуры обязан решать вопрос их грамотного использования, но не все владельцы добросовестно выполняют свою работу: меняют оборудование, либо запчасти в необходимые сроки[12]. В период социализма, когда всё было под контролем государства, и действовала плановая экономика, только государство обеспечивало грамотное применение и возобновление основных средств, строго по утвержденному плану. Физический и моральный износ требует больших финансов на возобновление, собрать такое количество средств возможно в основном за длительный период. Для модернизации за короткое время всех морально и физически устаревших объектов нужны серьезные инвестиций[13].
Организации нужно сопоставлять данные результатов технического осмотра, и устранения неполадок оборудования, с корпоративными целями, в сфере надежности, безопасности, экологии и качества. Поэтому рекомендуется изучение и применение интегрированных систем управления инфраструктурой – фасилити менеджмент.
Интегрированная система управления инфраструктурой взаимосвязанных обслуживающих структур здания позволяет не только безболезненно, без серьезных изменений и преобразований улучшить качество контроля за состоянием всего здания, отдельных его помещений, но и контролировать условия труда и жизни, находящихся в нем людей. К тому же, существующие и работающие автономные устройства соединяются в единую систему, ведь, в отличие от автономных устройств, интегрированная система использует общую базу данных[14].
Вопрос повышения эффективности системы управления инфраструктурой объектов отечественных предприятий может быть через внедрение единой системы управления – фасилити менеджмента. Применение фасилити менеджмента позволит, в том числе решать серьезную проблему – модернизацию основных фондов предприятий. В целом внедрение фасилити менеджмента на отечественных предприятиях является инновацией в системе управления инфраструктурой[15].
Выводы
Фасилити менеджмент – это управление недвижимостью, эффективная программа по поддержанию требований здания, рациональное использование всех ресурсов, снижение эксплуатационных затрат и повышение прибыли предприятия. Фасилити менеджмент предполагает осуществление контроля и управления объектами зданий и всех процессов, протекающих внутри помещения. Основные функции, которые выполняет фасилити менеджмент: минимизация затрат предприятия; увеличение прибыльности организации; снижение юридических рисков; улучшение качества работы предприятия; анализ работы предприятия и внедрение автоматизированных технологий.
Система фасилити менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Глава 2. Развитие фасилити менеджмента: зарубежный и отечественный опыт
2.1. Тенденции развития фасилити менеджмента в зарубежных странах
Фасилити-менеджмент в настоящее время не получил широкого распространения в системе управления отечественных промышленных предприятий. Однако в Западной Европе и Северной Америке специалисты фасилити-менеджмента встречаются практически в любой организационной структуре коммерческой или социальной организации. Объектом деятельности фасилити-менеджера является организация, размешенная в любом здании: жилом или нежилом, функционирующем или «замороженном» [16].
В зарубежных странах под термином Facilities Management понимается служба, созданная внутри самой организации, находящаяся на том или ином объекте, служащая для оптимизации инфраструктурной и административно-хозяйственной составляющей здания. Примером такого типа управления могут послужить классические мультинациональные компании: RoyalDutchShell, BritishPetroleum, ExxonMobil, Chevron, ConocoPhilips, MarathonOil, Total, GDF Suez, EDF Group[17]. В собственности данных предприятий находятся объекты недвижимости по всему миру, которым необходимы различные сервисные услуги, связанные с обслуживанием жизнедеятельности, как самого здания, так и персонала, который работает в
нем[18]. Внутри этих корпораций находится структура, генерирующая решения, позволяющие сотрудникам компании сосредоточиться на основном виде работ. Помимо зданий фасилити-менеджеры могут управлять и ресурсами, которые обеспечивают бесперебойную работу компании: это службы водителей, кладовщиков, службы безопасности. Данная структура определяет, какой сервис необходимо передать на аутсорсинг, а какой нет. На сегодняшний день аутсорсинг стал очень популярен, так как это удобно для организации. Крупные западные корпорации стремятся избавить себя
от дополнительного груза в виде сервисов фасилити-менеджмента и отдать их внешним компаниям. Однако персонал, в ведении которого находится фасилити-менеджмент, остается в компании. Причиной того, что обязанности фасилити-менеджера отдаются собственниками здания на аутсорсинг, являются огромные затраты, которые возникают у владельца здания при обслуживании этих сервисов самостоятельно. Специально созданные компании по фасилити-менеджменту профессионально оптимизируют и существенно снижают эти расходы[19].