Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 330.1(075.8)
ББК 65.01я73-1
Э40
А в т о р ы :
В. Л. Клюня (предисловие, темы 3.1, 3.2, 3.5);
Н. В. Бордачёва (темы 1.3, 2.3, 3.3, 3.4, 3.6);
О. А. Смирнова
(тема 1.2);
О. О. Дмитриева
(темы 1.1, 2.2);
О. А. Ильич
(тема 2.1);
А. Л. Стеганович
(тема 3.1);
М. В. Минько
(тема 3.5);
А. О. Чайко
(тема 3.6)
Р е ц е н з е н т ы :
кафедра экономики и управления
Института парламентаризма и предпринимательства
(заведующий кафедрой кандидат экономических наук, доцент А. В. Коротков); доктор экономических наук, профессор Г. А. Королёнок
Э40
Экономическая теория : учеб. пособие / В. Л. Клюня [и др.] ; под. ред. В. Л. Клюни, Н. В. Бордачёвой. – Минск : БГУ, 2016. –
143 с.
ISBN 978-985-566-375-2.
Раскрываются предмет, методы, основные этапы развития экономиче- ской науки, наиболее важные закономерности микро- и макроэкономики.
В конце каждого раздела даны вопросы для самоконтроля, тесты и задачи, ответы на них, список литературы. Приводятся планы семинарских заня- тий, экзаменационные вопросы.
Предназначено для студентов, обучающихся в учреждениях высшего образования по неэкономическим специальностям.
УДК 330.1(075.8)
ББК 65.01я73-1
iSBN 978-985-566-375-2
© БГУ, 2016

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Республика Беларусь осуществляет переход к социально ори- ентированной рыночной экономике. В действие вступают новые экономические, политические, социальные внутренние и внеш- ние факторы. Практика свидетельствует о том, что без экономи- ческих знаний в современной действительности невозможно со- знательно воспринимать общественную жизнь.
Дисциплина «Экономическая теория» является одной из обя- зательных для специалистов с высшим образованием. Цель кур- са – изучение студентами основных понятий экономической тео- рии как науки, овладение методами расчета важнейших экономи- ческих показателей и использование их для проведения анализа социально-экономических процессов в стране и мире.
Основные задачи данной дисциплины:
y развитие экономического мышления;
y создание условий для изучения и усвоения студентами эко- номических понятий, законов и принципов функционирования экономики на микро- и макроуровне, способов эффективного ис- пользования экономических ресурсов;
y содействие формированию у будущих специалистов уме- ний расчитывать экономические показатели, анализировать фор- мы и направления государственного регулирования экономики.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с типо- вой учебной программой по обязательному модулю «Экономи- ка» для учреждений высшего образования (регистрационный
№ ТД-СГ.021(тип.)). Состоит из теоретической части (три раздела, каждый сопровождается вопросами для самоконтроля, тестами, задачами и списком литературы), планов семинарских занятий, вопросов к экзамену, ответов на тесты и задачи.


Использование данной книги в учебном процессе повысит эффективность процесса обучения.
Методика работы с учебным пособием по дисциплине
«Эко номическая теория» предполагает постепенное овладение студентами теоретическими знаниями на лекционных занятиях.
Далее в соответствии с планом практических занятий, который полностью совпадает с темами лекционного курса, студенты смо- гут осмыслить и закрепить приобретенные знания. Для получе- ния и отработки студентами необходимых практических умений и навыков на семинарских занятиях предусмотрены решение за- дач и работа с графиками. Для контроля знаний и умений по кон- кретным темам предложены тесты.

5
Р а з д е л
1
ВВЕДЕНИЕ
В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
ТЕОРИЮ
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКая ТЕОРИя:
ПРЕДМЕТ И МЕТОДы. ИСТОРИя СТаНОВЛЕНИя
И ЭТаПы РазВИТИя ЭКОНОМИЧЕСКОй НаУКИ
Жизнь каждого человека связана прежде всего с осуществлением хо- зяйственной деятельности. Осмысление хозяйственной деятельности, ее систематизация и анализ – это процесс развития человечества, реализу- емый в формировании экономической мысли. Человек может прини- мать различные решения в области политики, психологии, социальной жизни, создавать объекты искусства, однако практически всегда в них будут просматриваться экономические мотивы. Таким образом, хозяй- ственная деятельность – необходимость, определяющая человеческую жизнь, а экономическая мысль и экономика отражают различные сто- роны хозяйственной жизни.
Экономическая теория – наука, способная проникать в суть проис- ходящих экономических процессов и определять их движущие силы.
Предметом экономической теории являются экономические отно- шения, складывающиеся в процессе общественного развития. Эконо- мическая теория выявляет законы, управляющие производством, об- меном и потреблением благ на различных этапах развития человече- ского общества. Она находится в тесной взаимосвязи с гуманитарными и естественными науками – историей, философией, политологией, со- циологией и др. – и является ядром системы экономических наук, вы- ступает теоретическим фундаментом для отраслевых, функциональных и межотраслевых дисциплин.
Экономическая теория реализует познавательную, мировоззренче- скую, методологическую, практическую и прогнозно-прагматическую функции. При изучении явлений и процессов экономической жизни она использует определенную методологию. К основным методам эко-
номической теории относятся:
y диалектический. Законы диалектики – переход количества в ка- чество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрица- ния – характеризуют в том числе и развитие социально-экономических отношений. Процесс общественного развития можно представить как


6
непрерывное восходящее движение по спирали, постоянно изменяе- мое, взаимосвязанное и взаимообусловленное. Каждый последующий этап отрицает предшествующий, впитывая в себя все лучшее, что суще- ствовало в прошлом;
y научной абстракции. Абстракция (отвлечение) позволяет создать научное обобщение, присущее не одному, а многим явлениям и процес- сам, т. е. выделить общую закономерность развития;
y анализа и синтеза. Анализ – расчленение; синтез – обобщение.
Сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые эле- менты, которые детально изучаются. Результаты изучения отдельных ве- щей обобщаются, и устанавливаются внутренние взаимосвязи элемен- тов системы в целом;
y индукции и дедукции. Индукция – способ рассуждения от частных фактов к общим выводам; дедукция – способ рассуждения от общих по- ложений к частным выводам, которые должны подтверждаться факта- ми. Индукция и дедукция противоположны и едины;
y системного подхода. Данный метод предполагает рассмотрение экономического объекта как системы, являющейся в то же время объ- ектом более сложной системы. Экономические явления и процессы ис- следуются системно с выделением определенной структуры, соподчи- ненности (субординация между элементами), причины и следствия во взаимной связи (корреляция);
y единства исторического и логического. Предусматривает изучение хозяйственных процессов в той последовательности, в которой они за- рождались, развивались и сменяли друг друга. Однако история не сво- бодна от случайных фактов, и, чтобы освободиться от них, метод допол- няется логическим способом исследования, раскрывающим внутренне необходимую последовательность возникновения и развития отдельных экономических категорий и законов.
К частным методам исследования относят: математические и стати- стические методы; графическое, математическое моделирование и эко- номический эксперимент.
Математические и статистические методы позволяют исследовать количественную сторону экономических процессов.
Моделирование представляет собой построение моделей, в которых отражаются главные экономические показатели исследуемых объектов, а также взаимосвязи между ними. При исследовании используется но- вейшая вычислительная техника.
Экономический эксперимент – это опыт реализации научной тео- рии в какой-либо экономической области с целью проверки ее эффек- тивности.


7
В структуре экономической теории выделяют четыре основных раздела: «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика»,
«Макро экономика» и «Мировая экономика».
В разделе «Введение в экономическую теорию» изучаются история, происхождение и развитие экономической мысли, предмет экономиче- ской теории, методы экономических исследований, потребности и ре- сурсы, проблемы выбора в экономике, понятие экономической систе- мы, отношение собственности как основы производственных отноше- ний, типы экономических систем.
Микроэкономика объединяет теорию потребительского выбора и те- орию фирмы. Предметом микроэкономики является механизм приня- тия экономических решений на уровне домашних хозяйств и фирм в за- данных экономических условиях, а также формирование этих заданных условий в результате их совместных действий (спрос, предложение, ры- ночная цена).
В отличие от микроэкономикимакроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение эконо- мики как единого целого: валовой внутренний продукт, средний уровень цен, рыночную ставку процентов, уровень инфляции, занятости, безра- ботицы. Рассматриваются место и роль государства в рыночной эконо- мике, инструменты макроэкономической политики (фискальная, кре- дитно-денежная). Макроэкономический анализ предполагает выявле- ние ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег, а также их оптимального регулирования.
Мировая экономика исследует проблемы международных экономи- ческих отношений, формы этих отношений.
Современная экономическая наука развивается стремительными темпами, создавая теорию и практику актуальных способов ведения хозяйства, используя научный потенциал прошлого. Познание эконо- мического опыта прошлого является объективной необходимостью для современного человека, одним из способов его ориентации во времени и пространстве.
Экономическая мысль зародилась в глубокой древности. В письмен- ных источниках, дошедших до нашего времени, рассматривались уче- ния о доходе, пользе или выгоде, правилах и искусстве государственно- го управления. Формирование первой школы политической экономии связано с периодом великих географических открытий, колониальны- ми завоеваниями и развитием внешней торговли.
Первая школа политической экономии – меркантилизм (итал.
mercante – торговец, купец) – возникла в конце XV – начале XVI в.


8
Источник богатства общества, по мнению меркантилистов, – это сфера товарного и денежного обращения. Различают ранний и поздний мер- кантилизм. Представители раннего меркантилизма считали, что основ- ная экономическая задача государства – это удержание и накопление денег в стране, богатство государства – золото и серебро. Поздний мер- кантилизм также отождествлял богатство с деньгами, которые являются капиталом, возрастающим в процессе движения. Поэтому деньги нуж- но не накапливать, а пускать в оборот, чтобы они приносили еще боль- ший капитал (теория торгового баланса).
Школа физиократов (фр. physiocrates – господство природы) воз- никла во Франции в конце XVIII в. Физиократы полагали, что богат- ство нации создается не в сфере обращения, а в сфере национального производства, в частности в сельском хозяйстве. Учение физиократов получило дальнейшее развитие в работах представителей школы клас- сической политической экономии.
Блестящим теоретиком и основателем классической школы является
А. Смит (1723–1790). В своей работе «Исследование о природе и при- чинах богатства народов» (1776) он изложил систему взаимосвязанных экономических категорий, обосновал приоритет рыночной идеологии, упорядочил и развил экономические взгляды своих предшественников.
Политическая экономия приобрела характер науки, стала системой эко- номических взглядов.
Историческая школа возникла в Германии. Ф. Лист в работе «Нацио- нальная система политической экономии» (1841) предложил учение об исторических стадиях хозяйственного развития, выделяя пять этапов: охотничий, пастушеский, земледельческий, земледельческо-мануфак- турный и земледельческо-мануфактурно-товарный. Он ратовал за идею протекционизма, создания единого национального рынка и защиты на- ционального производства.
В середине XIX в. зародился марксизм, основателями которого были
К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). Главный труд К. Марк- са называется «Капитал» (итог сорокалетнего труда). В работе проанали- зированы важнейшие экономические законы капиталистического спо- соба производства. В противовес марксистскому учению в 70-е гг. XIX в. возникла австрийская школа (К. Менгер, 1840–1921). Представители данной школы разработали теорию предельной полезности. Преемни- ками стали английский экономист А. Маршалл (1842–1924) и Д. Кларк
(1847–1938). Они дополнили эту теорию учением о предельной произ- водительности труда и капитала (маржинализм).
В конце XIX – первой половине XX в. возникло институциональ-
но-социологическое направление (Т. Веблен, У. Гамильтон, У. Митчелл,