Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
124
В совокупности пять балансов образуют суммарный платежный ба- ланс, который имеет либо положительное сальдо (или активное, если поступления больше платежей), либо отрицательное (или пассивное, если платежи превышают поступления) .
Отрицательное (пассивное) сальдо традиционно финансируется (ком- пенсируется) экспортом золота или сокращением резерва иностранной валюты.
В случае положительного (активного) сальдо растет импорт золота и увеличиваются валютные резервы.
Все рассмотренные платежи и поступления требуют обмена нацио- нальной валюты на иностранную или наоборот.
Совокупность всех доходов (поступлений) платежного баланса при- близительно отражает предложение иностранной валюты (соответствен- но, спрос на отечественную валюту). Совокупность всех расходов (пла- тежей) в том же балансе приблизительно отражает спрос на иностран- ную валюту (соответственно, предложение отечественной валюты).
Таким образом, движение валют из страны в страну образует валют- ный рынок, где спрос и предложение определяются платежным балан- сом. Взаимодействие спроса на иностранную валюту и предложения иностранной валюты устанавливает валютный курс.
Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.
Существуют две основные системы валютных курсов.
При системе фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остается неизменным в течение длительного времени. Если валютный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняет- ся от установленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефициту платежного баланса (отрицательному сальдо).
В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на более низ- ком уровне (девальвация валюты). Это приведет к удешевлению экспор- та и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать вы- равниванию платежного баланса.
Аналогично, если валютный курс становится заниженным, приво- дя к устойчивому избытку платежного баланса (положительному саль- до), то он может быть зафиксирован на более высоком уровне (реваль- вация валюты). Это приведет к удешевлению импорта и удорожанию экспорта.
Тем не менее государство зачастую медлит с изменением валют- ного курса, особенно когда его нужно девальвировать, поэтому об- менный курс может значительно отклониться от установленного.
125
В этом случае усиливается спекуляция валютой, приводя к появлению разрушительных потоков «горячих» денег, которые дестабилизируют ва- лютный рынок.
При системе плавающих валютных курсов валютный курс свобод- но колеблется день ото дня и падает или растет в зависимости от изме- нений рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения), поддерживая платежный баланс в равновесии (в теории). На практи- ке неопределенность и спекуляция, связанные со «свободным» плава- нием валюты, могут вызвать хаотическое изменение валютного курса, что, в свою очередь, способно подавить внешнюю торговлю и дестаби- лизировать экономику страны. Ввиду этих причин страны предпочита- ют управлять своими валютными курсами.
Различают прямую и косвенную котировку (определение) курса ва- люты.
Прямая котировка показывает, какое количество национальной ва- люты можно купить или продать за единицу иностранной валюты (на- пример, 1 долл. = 30 р. – прямая котировка валютного курса рубля, вы- раженного в долларах США).
Косвенная котировка показывает, какое количество иностранной ва- люты можно купить или продать за единицу национальной валюты (на- пример, 1 р. = 1/30 долл. – косвенная котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).
Номинальным обменным валютным курсом называется соотношение, в котором обмениваются валюты двух стран.
При повышении курса национальной валюты за единицу иностран- ной валюты можно купить или продать меньше национальной валюты
(например, 1 долл. = 25 р.). При понижении курса национальной валю- ты за единицу иностранной валюты можно купить или продать больше национальной валюты (например, 1 долл. = 35 р.).
Реальным валютным курсомназывается соотношение, в котором об- мениваются товары и услуги одной страны на товары и услуги другой.
Он зависит от номинального курса и соотношения уровней цен двух стран. Таким образом, реальный валютный курс измеряет сравнитель- ную цену потребительских корзин двух стран.
Если в стране наблюдаются более высокие темпы инфляции, чем у торговых конкурентов, ее экспорт станет дороже экспорта конку- рентов, а импорт будет дешевле внутреннего продукта, если номи- нальный курс валюты не упадет. Реальный валютный курс является наиболее важным показателем международной конкурентоспособ- ности страны.
126
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое валовой внутренний продукт?
2. Как образуется добавленная стоимость?
3. Как исчисляется реальный ВВП?
4. Перечислите основные макроэкономические показатели в систе- ме национальных счетов?
5. Сдвигаются ли кривые AD и AS, если изменяется уровень цен на конечные товары?
6. Всегда ли в равновесной экономике существует полная занятость?
7. Нужна ли стабилизационная политика государства в случаях по- зитивных шоков AD или AS?
8. Если инвестиции равны сбережениям, т. е. складывается макро- экономическое равновесие в модели «доходы-расходы», то функциони- рует ли экономика в условиях полной занятости?
9. Почему мультипликативный эффект существует только в услови- ях неполной занятости?
10. Потребительские расходы домохозяйств называют первичными расходами в экономике, а инвестиции – инъекциями (вливаниями).
Объясните, есть ли между этими элементами АЕ взаимосвязь и почему?
11. Что понимается под экономическим ростом и в чем он прояв- ляется?
12. Назовите типы экономического роста.
13. Что такое экономический цикл и какие циклы выделяет эконо- мическая наука?
14. Что такое безработица и чем обусловливают ее причины эконо- мисты?
15. Что такое естественный уровень безработицы?
16. Что такое инфляция? Назовите ее типы.
17. В какие годы осуществлялось государственное регулирование на основе кривой Филлипса и в чем его суть?
18. Перечислите функции государства в рыночной экономике.
19. В чем состоит отличие стимулирующей и сдерживающей фискаль- ной политики?
20. Приведите примеры воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
21. Как изменится состояние бюджета при проведении фискальной политики государства?
22. Что такое деньги?
23. Дайте характеристику структуры кредитной системы страны.
24. В чем выгода международной торговли?
127 25. С какой целью государства вводят импортные пошлины и нета- рифные ограничения?
26. Как влияют изменения валютного курса рубля на экспортно-им- портные связи и внешнеторговую политику?
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Тесты и задачи
1. Что из перечисленного включается в состав ВНП:
а) услуги домашней хозяйки;
б) покупка у соседей подержанного автомобиля;
в) покупка новых акций у брокеров;
г) стоимость нового учебника в местном книжном магазине?
2. Если объем номинального ВВП и уровень цен повысились, то:
а) реальный ВВП не изменился;
б) реальный ВВП увеличился, но в меньшей степени, чем цены;
в) реальный ВВП сократился;
г) эта информация не позволяет определить динамику реального ВВП.
3. Резкое падение курса акций из-за роста уровня цен является при- мером эффекта:
а) дохода; в) импортных закупок;
б) процентной ставки; г) нет верного ответа.
4. В макроэкономике отличие долгосрочного периода от краткосроч- ного заключается в том, что только в долгосрочном периоде:
а) меняются цены на товары;
б) меняются цены на ресурсы;
в) цены на ресурсы приспосабливаются к уровню цен на товары;
г) макроэкономическая политика государства оказывает воздей- ствие на экономику.
5. Если в экономике увеличатся государственные расходы, то в дол- госрочном периоде это приведет:
а) к возрастанию объема производства при неизменном уровне цен;
б) возврату объема производства к первоначальному потенциально- му уровню и снижению уровня цен;
в) возврату к потенциальному производству и повышению уров- ня цен;
г) правильного ответа нет.
6. Если в функции потребителя Дж. Кейнса доход растет, то:
а) средняя склонность к сбережениям растет;
б) предельная склонность к потреблению падает;
в) средняя склонность к сбережениям падает;
г) предельная склонность к потреблению растет.
128
7. Рост совокупных расходов в кейнсианской модели приведет к сдвигу кривой совокупного спроса:
а) вправо на величину роста совокупных расходов;
б) влево на величину роста совокупных расходов, умноженную на значение мультипликатора;
в) вправо на величину роста совокупных расходов, умноженную на значение мультипликатора;
г) нет верного ответа.
8. Периоду спада соответствует:
a) рост инвестиций в оборудование;
б) падение курса акций;
в) увеличение налоговых поступлений в бюджет;
г) уменьшение расходов на пособия по безработице.
9. Недостаточный совокупный спрос приводит к росту:
а) безработицы фрикционной; в) структурной;
б) циклической; г) институциональной.
10. Менее всего пострадают от непредвиденной инфляции:
а) те, у кого были денежные сбережения;
б) кто стал должником, когда цены были ниже;
в) кто получает фиксированный номинальный доход;
г) у кого номинальный доход растет, но медленнее, чем повышает- ся уровень цен.
11. К инфляции, обусловленной ростом издержек производства, не имеет отношения:
а) догоняющий рост зарплаты; б) рост занятости и производства;
в) рост издержек на единицу продукции;
г) рост процентной ставки.
12. Дефицит государственного бюджета образуется в результате:
а) превышения государственных доходов над расходами;
б) увеличения расходных статей бюджета;
в) превышения государственных расходов над доходами;
г) повышения темпа инфляционного роста цен.
13. Налог называется регрессивным, когда платится:
а) большая процентная ставка с большего дохода;
б) большая процентная ставка с меньшего дохода;
в) равная процентная ставка с разных доходов;
г) меньшая процентная ставка с меньшего дохода.
129
14. Денежный агрегат М2 включает:
а) наличные деньги, деньги на расчетных счетах;
б) все перечисленное в пункте а) плюс вклады до востребования;
в) все перечисленное в пункте б) плюс срочные вклады;
г) наличные деньги плюс срочные вклады.
15. Если Центральный банк предполагает увеличить предложение денег, то он может:
а) выполнить операции по покупке ценных бумаг на открытом рынке;
б) снизить учетную ставку;
в) снизить резервные требования;
г) все вышеперечисленное верно.
16. Валютный курс определяется следующими факторами:
а) соотношение внутренних и мировых цен на товары и услуги;
б) состояние платежного баланса страны;
в) динамика спроса на отечественную и иностранную валюту;
г) приток и отток капитала;
д) покупательская способность рубля;
е) влияние всех приведенных факторов.
17. Положительное влияние на сальдо платежного баланса ока- зывают:
а) расширение экспорта товаров и услуг;
б) закупка ценных бумаг в других странах;
в) продажа акций и облигаций в других странах;
г) поступления в страну иностранной валюты;
д) доходы инвестиций за рубежом.
18. При плавающем валютном курсе и фиксированных ценах безра- ботица может быть сокращена за счет:
а) увеличения количества денег в обращении;
б) сокращения налогов;
в) увеличения государственных расходов.
19. Какие из перечисленных факторов будут способствовать улуч- шению условий внешней торговли:
а) повышение импортных цен по отношению к экспортным;
б) рост экспортных цен по отношению к импортным ценам;
в) одинаковый рост импортных и экспортных цен?
20. Различие между импортной квотой и пошлиной состоит в том, что только пошлина:
а) приводит к сокращению международной торговли;
б) приводит к повышению цен;
в) приносит доходы в государственный бюджет;
г) способствует снижению жизненного уровня в стране;
д) все предыдущие ответы не верны.
Задача 1. Найдите ИПЦ, если известно, что цена потребительской корзины в базисном году составила 350 тыс. р., а в текущем – 420 тыс. р.
Задача 2. Найдите дефлятор ВНП, если известно, что реальный ВНП равен 25 трлн р., а номинальный – 27 трлн р.
Задача 3. Используя следующие данные, определите ЧНП и НД: по- требительские расходы – 3 226; валовые чистые внутренние инвести- ции – 765; индивидуальные налоги – 590; трансфертные платежи – 768; государственные закупки – 964; нераспределенная прибыль корпора- ций – 79; налоги на прибыль корпораций – 145; экспорт – 202; им- порт – 295; взносы на социальное страхование – 445; амортизация – 505; косвенные налоги на бизнес – 393; заработная плата – 2 905; арендная плата – 20; проценты – 392; доход от индивидуальных вложений – 325; дивиденды – 98.
Список литературы
1. Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. – СПб.,
2004. – 405 с.
2. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: социально-экономический аспект
[Текст] : курс лекций для студентов вузов / И. М. Лемешевский. – Минск,
2007. – 386 с.
3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика : в 2 т. : пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М., 2001–2002. – Т. 1. – 2001. –
974 с. ; Т. 2. – 2002. – 574 с.
4. Менкью, Н. Грегори. Макроэкономика / Н. Грегори Менкью. – М. : Изд- во МГУ, 2004. – 736 с.
5. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика: Глобальный подход / Дж. Д. Сакс,
Ф. Б. Ларрен. – М., 2009. – 848 с.
6. Экономика : учеб. пособие / В. Л. Клюня [и др.] ; под ред. В. Л. Клюни,
Н. С. Тихонович. – Минск, 2007. – 543 с.
г) способствует снижению жизненного уровня в стране;
д) все предыдущие ответы не верны.
Задача 1. Найдите ИПЦ, если известно, что цена потребительской корзины в базисном году составила 350 тыс. р., а в текущем – 420 тыс. р.
Задача 2. Найдите дефлятор ВНП, если известно, что реальный ВНП равен 25 трлн р., а номинальный – 27 трлн р.
Задача 3. Используя следующие данные, определите ЧНП и НД: по- требительские расходы – 3 226; валовые чистые внутренние инвести- ции – 765; индивидуальные налоги – 590; трансфертные платежи – 768; государственные закупки – 964; нераспределенная прибыль корпора- ций – 79; налоги на прибыль корпораций – 145; экспорт – 202; им- порт – 295; взносы на социальное страхование – 445; амортизация – 505; косвенные налоги на бизнес – 393; заработная плата – 2 905; арендная плата – 20; проценты – 392; доход от индивидуальных вложений – 325; дивиденды – 98.
Список литературы
1. Долан, Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей. – СПб.,
2004. – 405 с.
2. Лемешевский, И. М. Макроэкономика: социально-экономический аспект
[Текст] : курс лекций для студентов вузов / И. М. Лемешевский. – Минск,
2007. – 386 с.
3. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика : в 2 т. : пер. с англ. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М., 2001–2002. – Т. 1. – 2001. –
974 с. ; Т. 2. – 2002. – 574 с.
4. Менкью, Н. Грегори. Макроэкономика / Н. Грегори Менкью. – М. : Изд- во МГУ, 2004. – 736 с.
5. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика: Глобальный подход / Дж. Д. Сакс,
Ф. Б. Ларрен. – М., 2009. – 848 с.
6. Экономика : учеб. пособие / В. Л. Клюня [и др.] ; под ред. В. Л. Клюни,
Н. С. Тихонович. – Минск, 2007. – 543 с.