Файл: О. А. Смирнова (тема 2) О. О. Дмитриева (темы 1, 2) О. А. Ильич.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9
Дж. Гэлбрейт). Выдвигались вопросы о том, как различного рода соци- альные, правовые, этические «институции» влияют на экономические отношения, а также об организационном и правовом оформлении эко- номических отношений при переходе на более высокую ступень разви- тия (теория индустриального и постиндустриального общества).
Кейнсианская теория появилась в 30-е гг. XX в. В работе «Общая тео- рия занятости, процента и денег» Дж. Кейнс (1883–1946) обосновал не- обходимость государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, антиинфляци- онная и циклическая политика, регулирование занятости.
Впоследствии в экономической науке появились неоклассическое
и неокейнсианское направления. Разновидность неоклассического направ- ления – монетаризм. Его основной представитель М. Фридмен предпо- лагал, что для устойчивого развития экономики необходимо увеличение денежной массы в обращении на 4–5 % в год. Государству нужно огра- ничить формы вмешательства в экономику, поскольку в ином случае происходит неустойчивость экономического развития. Представители неокейнсианства Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Хансен в первую очередь уделяли внимание экономическому росту через инвестиции в научные исследования, создание новой техники и инфраструктуры и обосновы- вали необходимость систематического прямого государственного регу- лирования экономики.
1.2. ПОТРЕбНОСТИ И РЕСУРСы –
ПРОбЛЕМа ВыбОРа В ЭКОНОМИКЕ
1.2.1. Потребности как предпосылка
производства. Классификация потребностей.
закон возвышения потребностей
Конечная цель функционирования любой экономики – удовлетво- рение потребностей общества и индивидов. Именно на это направлен процесс производства, который неразрывно связан с потреблением благ и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для производства.
С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей свя- заны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух аксиомах: 1) потребности общества безграничны; 2) ресурсы общества, необходимые для производства то- варов и услуг, ограничены.
10
Это противоречие разрешается путем выбора. Не случайно одно из определений экономики гласит: экономика описывает и анализиру- ет выбор из ограниченных ресурсов производства благ и услуг для мак- симального удовлетворения потребностей.
В экономической науке существует различное толкование данно- го понятия. Одни авторы считают, что потребность – это нужда в чем- либо, в первую очередь нужда человека в благах, необходимых для под- держания жизнедеятельности. Другие рассматривают потребность как состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из кото- рого он стремится выйти, или как некое состояние удовлетворенно- сти, которое человек желает продлить. Третьи представляют потреб- ность как отношение человека к миру вещей или внешнему матери- альному миру.
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что потребность –
это объективное состояние человека, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым и побуждающее его к действию.
Потребность относится к числу первичных экономических катего- рий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил, стимули- рующих производственно-экономическую деятельность.
Потребности людей удовлетворяются через потребление, а чтобы потреблять, необходимо производить. Между производством и потреб- ностями существует тесная связь: производство формирует потребно- сти, а потребности ориентируют производство на создание средств, не- обходимых для удовлетворения этих потребностей. Развитие потребно- стей, их количественные и качественные изменения выступают мощным стимулом производства, его внутренним побуждающим мотивом. По- требности непрерывно ставят перед производством новые задачи, обу- словливают появление новой политики и прогрессивных технологий.
В то же время под влиянием научно-технического прогресса происхо- дят рост потребностей и их постоянное обновление.
В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. При этом четко прослеживается историческая закономерность: количественное возрастание потребле- ния не только расширяет круг потребностей, но и предполагает их каче- ственное совершенствование. Такую закономерность в экономической науке называют законом возвышения потребностей.
В хозяйственной практике возникает необходимость классификации потребностей. Еще со времен Аристотеля известно их деление на теле- сные и духовные. В настоящее время в основу классификации потреб- ностей часто закладывают принципы, предложенные американским психологом и экономистом А. Маслоу.
11
Выделяют пять групп потребностей, которые в зависимости от зна- чимости для индивидуума располагают в определенной иерархической последовательности в виде треугольной пирамиды (рис.1.1).
В качестве критериев классификации потребностей правомерно вы- делять: роль потребностей в воспроизводственном процессе, отношение к масштабам и структуре производства, субъект и объект потребностей, очередность их удовлетворения, характер изменения потребностей и т. д.
Самая простая классификация потребностей (по роли в воспроиз- водстве рабочей силы) предполагает их деление:
y на материальные – связаны с удовлетворением физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилище и т. д.;
y духовные – потребность в образовании, творчестве, культуре и т. д.;
y социальные – потребность в реализации своих способностей, по- ложения в обществе, продвижения по служебной лестнице и т. д.
Относительно масштабов и структуры производства потребности бывают:
y абсолютные – ориентированы на предельные возможности про- изводства, основанного на последних достижениях науки и техники;
y действительные – подлежат удовлетворению в условиях достиг- нутого уровня производства;
y фактически удовлетворяемые – выступают в форме удовлетво- ренного спроса.
Рис. 1.1. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по А. Маслоу
12
В зависимости от социальной структуры выделяют потребности:
y общества – в безопасности, охране общественного порядка, охра- не памятников, предотвращении экологических катастроф и т. д.;
y классов, социальных групп – потребность фермеров в рынке сель- скохозяйственной техники и т. д.;
y личные – потребности отдельных людей, которые формируются под влиянием их физиологического, духовного и социального статуса;
y семейные – близки к личным, но способные включать и допол- нительные потребности, связанные с семейной жизнью, например по- требность в средствах по уходу за детьми.
По очередности удовлетворения потребности бывают:
y первичные – насущные потребности, удовлетворяемые в перво- очередном порядке (питание, одежда и т. д.);
y вторичные – также насущные потребности, которые удовлетворя- ются после удовлетворения первичных (развлечения, культура и т. д.).
По характеру изменений потребности подразделяют:
y на эластичные – их удовлетворение можно временно отложить или заменить;
y неэластичные (жесткие) – не отменяются в течение длительно- го времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные их удовлетворить (потребность в утолении жажды).
1.2.2. Ресурсы (факторы) производства,
их классификация и характеристики
Все природные и произведенные людьми материальные блага, ко- торые используются для производства других благ и услуг, называются
экономическими ресурсами либо факторами производства. К экономиче- ским ресурсам относятся:
y природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные, биологичес- кие), сокращенно – земля;
y трудовые ресурсы (люди с их способностью производить матери- альные блага и услуги), сокращенно – труд;
y капитал (в форме денег или средств производства);
y предпринимательские способности (способности людей к орга- низации производства).
Многие экономисты считают, что в настоящее время новыми важ- ными экономическими ресурсами стали знания и информация.
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ре- сурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе научных достижений. Знания
13
являются важным элементом труда, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников. А квали- фикация зависит прежде всего от полученных знаний. И они, в первую очередь технологические, обеспечивают повышение уровня использо- вания оборудования, т. е. реального капитала, наконец, позволяют пред- принимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально (управленческие знания).
Экономические ресурсы подвижны (мобильны), так как могут пе- ремещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя сте- пень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ре- сурсы, подвижность которых близка к нулю (например, земля). Более подвижны трудовые ресурсы (внутренняя и внешняя миграция рабочей силы). Еще более мобильны предпринимательские способности. Самые мобильные ресурсы – это капитал и знания.
Переплетение ресурсов и их мобильность отражают другое свой- ство – взаимозаменяемость (альтернативность). Например, если ферме- ру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это за счет:
y расширения посевных площадей;
y увеличения использования труда;
y расширения парка техники и инвентаря;
y улучшения организации труда на ферме;
y использования новых видов семян.
У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресур- сы взаимозаменяемы (альтернативны).
Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Так, человече- ские ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без инвентаря и оборудования. Экономические ресурсы заме- няют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Например, при неиз- менном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и орга- низовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, раз- ве что резко увеличив им заработную плату.
Предприниматель постоянно должен отыскивать наиболее рацио- нальную комбинацию ресурсов, используя их взаимозаменяемость.
Ресурсы могут обладать абсолютной взаимозаменяемостью. Это оз- начает, что выпуск продукции обеспечивается как с помощью исполь- зования какого-либо одного ресурса, так и путем их комбинации. На- пример, нефть и газ как сырье для получения энергии являются абсо- лютно взаимозаменяемыми.
Ресурсам присуще свойство абсолютной комплементарности. Это оз- начает, что два ресурса, используемых для производства какой-либо про- дукции, имеют определенную пропорцию. В качестве примера такого
14
производства можно привести уборку улицы дворником с использо- ванием метлы. Сочетание 20 дворников и одной метлы экономически бессмысленно. Аналогично, если в автопарке стало на один автомобиль больше, то и число водителей должно увеличиться в такой же пропорции.
1.2.3. Экономические блага
и их классификация
Благо – это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определил благо как желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. Классификация благ разнообразна.
Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации.
Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограничен- ности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об эконо- мических благах. Однако есть и такие блага, которые по сравнению с по- требностями имеются в неограниченном количестве, например воздух.
Такие блага называются неэкономическими или свободными.
Потребительские и производственные блага. Иногда их называют предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человече- ских потребностей, т. е. это те самые конечные товары и услуги, кото- рые необходимы людям.
К производственным благам относятся используемые в процессе производства ресурсы: станки, механизмы, машины, оборудование, зда- ния, земля, профессиональные навыки (квалификация).
С точки зрения вещественного содержания экономические блага делят на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длитель- ное время. Исходя из срока применения различают материальные бла- га длительного и разового использования. Нематериальные блага пред- ставлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, спо- собности человека, деловые качества, профессиональное мастерство.
В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и со- храняться в течение длительного времени. Процессы их производства и потребления совпадают.
В зависимости от характера потребления экономические блага под- разделяют на частные и общественные.
Частные блага предоставляются потребителю с учетом его индивиду- ального спроса. Такое благо делимо и принадлежит индивиду на правах
15
частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.
Общественные блага – это национальная оборона, охрана окру- жающей среды, законотворчество, общественный транспорт и поря- док, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.
Во всех приведенных примерах общественных благ возникает проб- лема «безбилетника», т. е. ситуация, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Из-за огромного количества пользователей благами слишком велики издержки (затраты) и выявить того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, сложно, что и порож- дает проблему «безбилетника». Поэтому общественные блага не могут быть предоставлены рынком в оптимальном количестве. Рыночное про- изводство общественных благ неэффективно.
Как правило, производство общественных благ осуществляется государством. Источник финансирования – налоговые поступления в бюджет.
Выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.
Взаимозаменяемые блага называют субститутами. Эти блага удовлет- воряют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе пот- ребления (пшеничный и ржаной хлеб, мясо и рыба и т. д.).
Взаимодополняемые блага, или комплементы, дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).
При всем этом блага делятся на нормальные и низшие.
К нормальным относятся те блага, потребление которых увеличива- ется с ростом благосостояния (доходов) потребителей.
Низшие блага обладают противоположной закономерностью: при ро- сте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении доходов – увеличивается (картофель, хлеб).
1.2.4. Проблема выбора в экономике.
Производственные возможности
общества и их границы
Все экономические ресурсы имеются в ограниченном количестве.
Ресурсов намного меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Ограни- чены и пахотные земли, и полезные ископаемые, и капитальные това- ры, и рабочая сила. Вследствие ограниченности ресурсов обществен- ное производство не способно произвести весь объем товаров и услуг,