Файл: Тема Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце. Система образов повести. Цели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Эта глина ( речь идёт об особом сорте, редко встречающемся в природе) насыщала ненадолго, но зато могла проходить через кишки, и так человек мог прожить целую неделю, лишь постепенно слабея.»
Продолжение демонстрации слайдов презентации.


  1. Эксперимент в государственном устройстве. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война 1917 -1923 годов.

«Расстреляно, замучено, уморено голодом, погибло от эпидемий с 1917 по 1921 год без малого 12 миллионов человек.


  1. Голод в Поволжье и других регионах (1922-1923 годы). Умерло 13 миллионов человек.




  1. Эксперимент в науке. В 20-е годы произошёл научный прорыв в исследовании функций гипофиза. Расцвет евгеники – науки, занимавшейся «выведением» особой породы людей.


Приостановка демонстрации слайдов. Выступление учащихся группы №2 («биологов»):

1) На протяжении многих лет учёные разных стран занимались изучением функций человеческого мозга и пытались разгадать тайну биологической природы человека.

В 20-е годы XX века особый интерес вызывала проблема омоложения и даже физического бессмертия. Причём, интересовала она не только медиков и биологов, но и руководителей молодого государства – Советской республики. Был даже создан специальный институт, занимавшийся проблемами омоложения, приглашались иностранные профессора. Именно на эту пору приходится расцвет науки евгеники, занимавшейся «выведением» особой породы людей.

Вплоть до начала XX века многие верили, что наш внешний облик определяет гипофиз.
2) Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, как раз тогда, когда произошел научный прорыв в исследовании функции гипофиза. Было установлено, что в гипофизе формируется гормон роста, он отвечает за развитие и обменные процессы организма. Впоследствии ученые доказали, что гипофиз вырабатывает ряд гормонов, регулирующих функцию эндокринных желез.

Самым главным эндокринным органом является гипофиз - небольшого размера железа, прячущаяся в основании головного мозга в углублении черепа с романтичным названием "турецкое седло".
3) Гипофиз можно назвать центром управления внутренним миром человека: от него зависят гармония, приспособление на высшем уровне, контроль действий.

В 1925 году медик Михаил Булгаков в "Собачьем сердце" подробно описал, что произойдет, если собаке пересадить гипофиз (и семенные железы) человека. Булгаков представил, как бы выглядели газетные статьи: "Изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза - мозгового придатка - разъяснена! Он определяет человеческий облик! Его гормоны можно назвать важнейшими в организме - гормонами облика! Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фауста создан гомункул! Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу!"


Ещё алхимики мечтали создать человека лабораторным способом. Искусственного человека они называли гомункулом.
В настоящее время (в XXI веке) ученые занимаются такой наукой, как

генная инженерия. Уже созданы лекарственные препараты ГОРМОНА РОСТА, являющиеся точной копией гормона, синтезируемого в организме человека. Такие препараты с успехом используются для лечения недостаточности гормона роста у детей и взрослых. Но, как мы знаем, «вывести» человека искусственным путём пока не удалось.
Продолжение презентации.
13) Эксперимент в литературе. И.В.Гёте. «Фауст» (1773). Г.Д.Уэллс. «Остров доктора Моро».
Ещё в 1773 году немецкий писатель Гёте и в 1896 году английский писатель Г.Уэллс обращались в художественных произведениях к вопросу создания человека искусственным путём. Булгакова и некоторых его современников также заинтересовала эта тема. Об особенностях литературного эксперимента поделятся с нами своими знаниям ребята 3-й группы, которые самостоятельно изучили статьи литературных критиков.
Приостановка презентации. Выступление учащихся группы №3 («литературоведов»).
1). Тема вмешательства учёных в естественный ход жизни, создание человека нового типа, соревнование с Природой была в поле зрения писателей 20-х годов прошлого века.

К этой теме обращались современники Булгакова Леонид Леонов, Евгений Замятин, Владимир Маяковский, Демьян Бедный.

Но ещё в 18 и 19 веках данная тема волновала ум и воображение мастеров литературы.

Наиболее известными произведениями являются трагедия Гёте «Фауст» и фантастическая повесть Уэллса «Остров доктора Моро».
2). Главный герой трагедии «Фауст» Гёте – учёный. Бог посылает к нему Мефистофеля, пытаясь проверить доктора, устойчив ли он к искушениям.

Фауст – учёный, он многие годы отдал науке, но его знания ничтожны по сравнению с огромным морем неразгаданных тайн природы.

Учёный собрат Фауста Вагнер, закрывшись в тени кабинета, отгородившись от всего мира, создавал искусственного человека. И ему удалось это сделать. Плодом его фантазии явился Гомункул – маленькое существо, способное жить лишь в колбе.

Философ Фалес бросил Гомункула на дно океана, чтобы вернуть его к первооснове жизни, дать полную жизнь.

Бог Протей принял Гомункула под своё покровительство.

Задачей Гёте, как считают литературоведы, было показать читателям заблуждения философов-идеалистов и продемонстрировать им реальную действительность, которая и есть основа жизни.


3). В 1896 году Герберт Уэллс пишет повесть «Остров доктора Моро». На мысль о создании этого произведения писателя навели открытия в области хирургии.

Автор поднимает проблему власти учёного и говорит о страшных опасностях, которыми может грозить наука в руках индивидуалистов.

Уэллс отвергает модный в то время образ «сверхчеловека», равнодушного к добру и злу.

В повести таким «сверхчеловеком» считает себя доктор Моро, гениальный хирург, бежавший от преследований на пустынный остров. Там он продолжает опыты над животными, превращает их в странные подобия людей.

С одной стороны, он хочет окружить себя покорными существами, почитающими его, как бога.

С другой стороны, хочет отмстить ненавистному миру людей, создав грубую пародию на человека.

Постепенно научный смысл эксперимента ускользает от него, а сам доктор становится маньяком. Мир на острове страшен и безнадёжен, а сам творец одинок и несчастлив.

Уэллс преклоняется перед наукой, но прекрасно понимает, какой разрушительной силой она может стать.
4). Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. В основе её тоже научный эксперимент. Профессор Преображенский создаёт человека путём пересадки собаке части человеческого мозга. В повести звучит тема «нового Фауста», но она носит трагикомический характер. В результате эксперимента профессор создаёт Шарикова – гомункула с гипофизом пролетария.

Это произведение и фантастическое, и сатирическое. В этом новаторство Булгакова. Фантастика играет не основную роль, а вспомогательную. Абсурдный с точки зрения природы эксперимент помогает обнажить абсурд в обществе. После революции в нашей стране наступило время доносов и уничтожения тех, кто казался пришедшим к власти опасным. Такие, как Шариков, то есть внешне не отличавшиеся от людей, но имевшие нечеловеческую сущность, ждали момента, чтобы расправиться с неугодными, ухватить лакомый кусок, предать своих же. И это случалось, как только они получали власть.

Своим произведением Булгаков предупреждал, что агрессивные шариковы живучи, что они опасны для людей совестливых, порядочных, с высокими моральными принципами.
Продолжение демонстрации слайдов.
14) Михаил Булгаков – новатор. «Собачье сердце» - фантастическая сатира.
С одной стороны, Булгаков продолжатель традиций Гёте и Уэллса, а с другой стороны, он экспериментатор и новатор, потому что «Собачье сердце», как и опубликованная ранее повесть «Роковые яйца», - фантастическое произведение, являющееся в то же время острой
сатирой на современность.
15) Москва, Пречистенка, 24.
Это фотография одного из домов Москвы.

- Какое отношение он имеет к событиям художественного произведения Булгакова?

(Именно в доме на Пречистенке находится квартира доктора Преображенского)

- Зачитайте фрагмент повести, где автор упоминает эту улицу.

(часть 1, встреча Шарика с профессором)

- Указывает ли Булгаков номер дома на Пречистенке?

(нет)

- А почему же я решила показать вам фотографию конкретного дома?
16) Николай Михайлович Покровский (1868-1941) – прототип Преображенского.

Врач-гинеколог. Дядя М. Булгакова. Жил в квартире по адресу: Москва, Пречистенка,

дом 24.

«Я как начала читать – сразу догадалась, что это он». Т.Н.Лаппа.
По мнению исследователя биографии и творчества Булгакова Бориса Соколова, писатель имел в виду дом своего дяди, который, в свою очередь, стал прототипом профессора в повести. Описание квартиры профессора Преображенского в деталях совпадает с описанием квартиры Н.М.Покровского.
Приостановка демонстрации слайдов.
2. Анализ произведения. Характеристика образов повести.

1)Профессор Преображенский. Слайд №17.
17) Профессор Преображенский. «Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо. И никаких разрух…»
Главным действующим лицом в повести является профессор Преображенский.

- Дайте краткую характеристику этого героя.

- В чём заключаются его научные изыскания?

- Добился ли он положительных результатов? Докажите.

- Каково социальное положение Преображенского?

- Как оценивает этого героя Шарик в момент их первой встречи? Подтвердите словами текста.

- Назовите определения, которыми Шарик называет Преображенского.

- Характеристика, которую даёт Шариков, показывает, каково отношение собаки к профессору. Какие чувства испытывает Шарик по отношению к Преображенскому, когда рассматривает того издалека?

- Какое последнее определение даёт Шарик перед тем, как войти в дом? Какие чувства испытывает к Преображенскому?

- Почему же в голодные 20-е Преображенский сыт, богат, имеет возможность жить так, как хочет?

Но в размеренную жизнь профессора вторгаются представители новой власти.

Ребята 4-й группы подошли к осмыслению сцены беседы Преображенского с домкомовцами творчески. Давайте посмотрим инсценирование эпизода повести (часть 2) в их исполнении.
- Как отзывается профессор о пролетариате?


(Конец части 2. «Да, я не люблю пролетариата».)

- Почему он не любит пролетариат? Как объясняет своё отношение к представителям новой власти?

(Часть 3. Сцена обеда. «Недорезанные большевиками помещики», «не читайте до обеда советских газет», «пропал калабуховский дом», с 1903 до 1917 не было случаев воровства, а в марте 17 в 1 день украли все калоши, 3 трости, пальто, самовар швейцара; электричество гаснет раз в месяц)
- Как относится к профессору доктор Борменталь?
- Какие качества профессора Преображенского, на ваш взгляд, достойны уважения людей?

- А есть ли что-то в его характере или поступках, что вызывает осуждение?
Слово учителя. М.Булгаков в отличие от режиссёра фильма «Собачье сердце» Владимира Бортко, не идеализирует своего героя.
- Обратимся к эпизоду «Операция по пересадке гипофиза». Часть 4.

Как автор называет Преображенского, производящего операцию? (Жрец)

А в конце 3 части «божеством», причём описывает внешний вид профессора, используя церковную терминологию: колпак – патриарший куколь, фартук – епитрахиль.

Здесь слышится уже не ирония, а сарказм. Человек видит себя в роли бога.
- Какими глаголами автор описывает действия Преображенского во время операции?

Зачитайте.

- Какие сравнения использует?
- На чьей стороне симпатии Булгакова?
- Почему автор дает негативную характеристику профессора? Разве Булгаков-врач не понимает, что профессия медика заслуживает уважения, так как она требует мастерства, концентрации сил, выносливости?

- Ради чего затевался эксперимент профессора?

Слово учителя: Операция не во имя спасения человека или животного, а ради эксперимента. И эксперимент этот сопряжён с вмешательством человека в сферу природного, а для верующих - божественного.

Хирург Преображенский взял на себя миссию вершителя судеб. Так чем же он отличается от тех, кто взял на себя миссию строителей нового общества? Ведь революционеры тоже начали с уничтожения прежних устоев жизни, избавились от дворян и помещиков, которых без разбору назвали буржуями. Потом начали осуществлять «чистку своих рядов».

Преображенский, подобно Всевышнему, создаёт «своего» человека.
- Как встречает это открытие научное общество? Обычные люди?

- Что думает сам профессор о своём «детище»?
- Каков вывод профессора относительно результатов его эксперимента? Зачитайте.