Файл: Тема Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце. Система образов повести. Цели.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(гл.8 «Моё открытие, черти б его съели…стоит ровно один ломаный грош…»)
- Меняется ли авторское отношение к персонажу? Почему вы так считаете?
2) Образ Шарика. Слайд № 18.
18) Шарик. «Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито…»
- Каким образом писатель вводит в повесть образ Шарика? Когда это происходит?

- Что мы узнаём из «потока сознания»?

- Что умеет делать этот пёс?

- Докажите, что сознание пса политизировано.

- Какие чувства у вас вызывает Шарик? Почему?

- Какими качествами наделил Булгаков этого персонажа?

- Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает автор по отношению к этому персонажу?

- А какие мысли, поступки Шарика выглядят недостойными с точки зрения нравственности?

- Каким было «социальное положение» Шарика до встречи с профессором?

(бездомный, безродный)

- Каким оно стало после встречи с Преображенским?

(превращается в господина)
Слово учителя: Из мира тьмы, вражды, голода и стужи пёс попадает в мир, совершенно не похожий на тот, в котором он жил. В квартире профессора живут по другим законам: здесь работают, вежливо разговаривают, относятся друг к другу с уважением.

Шарик, как ребёнок, осматривает обстановку, удивляется, замечает то, к чему привыкли обитатели квартиры. И делает выводы о том, как с кем общаться.

- К кому он относится с симпатией? Почему?

- Можно сказать, что пёс уважает Преображенского?

- Какое место в доме стало его любимым настолько, что он назвал его раем?

- Как автор объясняет, почему Шарику удалось стать постоянным обитателем кухни, хотя ранее ему было запрещено появляться там?

- Как он называет Зину? Почему?

- Как называет Борменталя? Почему?

- Получается, Зине и Борменталю он обиды не прощает, а профессора и Дарью Петровну прощает. Почему?

- Что он думает о себе? Зачитайте (часть 3).

(«Я – красавец. Быть может, неизвестный собачий принц-инкогнито…»)

- А как его описывает доктор Борменталь в дневнике? Зачитайте. (Часть 5)

- Почему Шарик стал о себе высокого мнения в доме профессора?

(Если им дорожат, значит, неспроста)
- О каком отношении Шарика к хозяину свидетельствуют замечания автора о собаке:

«Глаза его теперь не менее двух раз в день наливались благодарным слезами по адресу пречистенского мудреца»?

- Какие эмоции и мысли вызвал ошейник? Зачитайте.

(Сначала расстроился, сгорал от стыда, а потом увидел зависть в глазах встречных псов и изменил своё мнение.
«Ошейник – всё равно что портфель».

То был как арестант, а потом «последовал …как барин»)
Вывод: В натуре Шарика сочетаются жалость и сострадание к машинисточке, рассудительность, чувство собственного достоинства и в то же время наглость, угодливость, хитрость, эгоистичность. Таким образом, и этот персонаж выписан Булгаковым многопланово.

3) Образ Шарикова. Слайд №19.
19) Полиграф Полиграфович Шариков. «Я не господин, господа все в Париже!»
Шариков – это человек, полученный искусственным путём. Время его «сотворения» - с 24 декабря по 6 января, то есть от Сочельника до Рождества.

- Органы какого человека пересадил профессор в тело собаки?

(Клима Чугункина)

- Какого он происхождения, какой образ жизни вёл? Зачитайте. (Часть 5)

(Алкоголик, играет на балалайке по трактирам, судили 3 раза, но оправдали)

- Что унаследовал «новый человек» от Клима Чугункина?

- Что в нём от Шарика?

- Зачитайте описание внешнего облика человека-собаки. Часть 6.

- Какие положительные качества присущи «гомункулу»?

- Какие поступки Шарикова вызывают недовольство профессора, Борменталя и других обитателей квартиры?

- В какое состояние он приводит своего «создателя» и Борменталя?

- Кто оказывает пагубное влияние на Шарикова? (Швондер)

- Чтол можем сказать о нём?
Вывод:

Физическое (Преображенский) и идеологическое (Швондер) насилие над личностью.

- Чем опасна любая форма?


Демонстрация Слайда №20.
20) Теория и жизнь. «Ведь я пять лет сидел, выковыривал придатки из мозгов… И вот теперь спрашивается – зачем?»

- Какие чувства по отношению к профессору испытывает Шариков? Испытывает ли он благодарность за то, что профессор дал ему жизнь?

- Какие меры предлагал Борменталь, чтобы дать покой профессору?

- Почему предложение Борменталя было отвергнуто профессором Преображенским? Зачитайте. Часть 8.


- Врачи, учёные, превращаются в преступников. Причём они обдумывают преступление хладнокровно. Какое событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения учёных?


- Булгаков пишет: «Преступление созрело и упало, как камень, как это обычно бывает… Шариков сам пригласил свою смерть…» Почему?

Человек - неповторимая индивидуальность. Никакая форма насилия не может привести к успеху. В контексте произведения скрыта ещё одна немаловажная мысль: революция - своего рода насильственная операция, проведённая над обществом - объявила пролетариат хозяином жизни. Эксперимент с социализмом очень напоминает читателю искренние попытки профессора Преображенского насильственно улучшить человеческую породу.



4) Письменная работа по группам.

1 гр. записывает качества характера Шарикова;

2 гр. – Шарика;

3 и 4 гр. – профессора Преображенского.

Проверка работ.
5)Демонстрация фрагмента фильма В.Бортко «Собачье сердце».

Часть 10 (эпилог)
6)Итоговая беседа.

- Какая сцена завершает повесть?

- О чём думает Шарик?

- Булгаков выбирает открытый финал для своего произведения. С какой целью?
III. Домашнее задание: подготовить письменный ответ на вопрос «Можно ли считать преступлением повторную операцию, превратившую Шарикова в собаку?»