ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24.Фирма-центральный эле-т отрасли.Альтернативные цели фирмы. Фирма-это обособленный агент рынка,кот обладает произв и финансовыми свободами,зарегестр как юр лицо,осущ свою деят-ть во внешней эконом среде.Признаки фир-мы:самост эконом агент,сущ-ие и рост прибыли осущ за счет прибыли,первичная еденица бизнеса.Сущ 3 осноных похода к опред фирмы:технологическая концпеция,контрактная коцепц,стратегич концепция.Классификация фирм:размер,ф-ма собственности,место в произв цепочке,хар-р влияния на рынок,организационно-правоваяа форма.Цели:про-во товаров и оказание услуг.Альтернативные цели ведут к нарушению условий организации про-ва,след,сниж эффект про-ва,сниж инвсет,след,снижение конкурености прод-ии.
25.Рыноч власть: понятие, причины возник.Рын власть – это способ фирмы или гр. фирм цену и поддерживать её выше ур., обусловленного конкуренцией.Причины возникновения рын власти:1Налич барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли в сочетании с высокой конкуренцией производ(продавцов) в отра2Неполнота и асимметричность инфо.Барьеры входа на рынок и выхода с него.Бар входа на рынок – это факторы, затруд. появление новых фирм в отр.Бар выхода с рынка – это высок. невозвратные издержки, огранич уход из отрасли (расходы на рекламу, узко специализированное оборудование).Барьеры входа/выхода м.б.:1Нестратегические (они обусловлены объектив. хар-ристиками отраслевого рынка).2Стратегические (они обусловлены действием фирм на отраслевом рынке).Нестратегические барьеры:1Высокий ур. капиталоёмкости, экономия на масштабе пр-ва.2Наличие на рынке вертикально интегрированных фирм (вертикал. интеграция – это объединение пр-ий различных стадий пр-венного проц-а).3Наличие на рынке диверсифицир. фирмы (диверсифицированная фирма – крупная фирма с низкими издержками пр-ва, кот. работает на разных отраслевых рынках => может назначить цену ниже с/с на одном из рынков)4Дифференциация прод,она обеспечивает притягательность конкретной торговой марки для определ. гр. потребителей => новым фирмам необходимо завоёвывать хорошую репутацию.5Эластичность и темпы роста спроса; чем более эластичен спрос, чем ниже темпы роста спроса, тем выше барьеры входа в отрасль6Иностр конкуренции(барьеры зависят от размеров импортных таможенных пошлин, если они растут => растёт цена на импортные товары).7Институциональные (административные)барьеры: гос. регулирование цен, лицензии, патенты, система сертификации.Стратегические бар ьеры:1Стратегическоценообразование.2Стратегич. политика в области инноваций.3Долгосроч. контракты с поставщиками ресурсов, с покупателями прод.4Сохранение незагруженных мощностей.5Дифференциация продукта6Все способы увеличения мин эффективного объёма выпуска для отрасли.Концентрация продавцов отражает относительную величину и кол-во фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше ур. концентрации.При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше они отличаются др. от. др. по размерам, тем ниже ур. концентрации.Неполнота инфо. вызвана причинами:1Получение инфо. требует спец. усилий и затрат.2Не всегда инфо. надёжна.3Часть совокупной инфо. теряется.4Не все эк. агенты обладают достаточными знаниями, навыками для адекватной переработки поступившей инфо.5Инфо. м.б. эксклюзтивной.6Инфо. доступная всем распростр-ся в течение определённого времени.Асимметричность инфо. – ситуация, когда одни эк. агенты влад. большей инфо., чем др.Рын власть – это обладание критическим объёмом инфо., позволяющим контролировать решения кон-ов по ценам и объёмам выпуска продукции.
26. Измерение рыночной власти. Показатели конц-ии производителей.Измеряют рыночную власть с помощью след. Пок-ей:1Показатели хар-зующие размеры фирмы относительно размера рынка:-доля продаж фирмы в рыночном объёме продаж-доля занятых на пр-ии в численности занятых в пр-ве данного продукта по отрасли-доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм на рассматриваемом рынке-доля добавленной стоимости на пр-ии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке (добавленная стоимост: наш труд + прибыль)2. Показатели концентрации, основанные на сопоставлении размеров фирмы с размерами рынка, на кот. она действует:-индекс концентрации крупнейших:Ск = yi yi – размер фирмы к – кол-во фирм, для кот. рассчит. этот показатель -индекс Герфиндаля-ГиршманаIHH = yi2 i = 1, …, n yi – доля i-ой фирмыn – общее число фирм в отрасли.Если IHH < 1000 – рынок не концентрирован и объединение возможно. Если IHH 1000 – 1800 – рынок умеренно концентрирован, если IHH = 1400 возможна проверка целесообразности слияния. Если IHH > 1800 – рынок высоко концентрирован -дисперсия рыночных долейОна служит для измерения степени неравенства размера фирм, действ. на рынке.yi – доля фирмы на рынке;ycp – средняя доля фирмы на рынке;n – число фирм на рынке. 4) Индекс Хана и Кея НК= а-параметр величина кот опред вес крупнейших предпри-й по отношению к мелким. 5) Индекс Холла Тайдмона НТ Ri-ранг i-ой фирмы на рынке 6)Дисперсия(σ2) рын долей служит для измерения степени неравенства размера фирм действ на рынке. Чем выше σ2 тем больше неравномерность в распред-е долей фирм.
27.Показатели монопольной власти. Показатели монопольной власти явно или не явно оценивают или величину прибыли экономической, или разницу м/у ценой и предельными издержками.МС – приращение затрат при выпуске доп. ед. изделия1. Коэфф. Бэйна (он показывает величину Пэкон, приходящейся на 1 руб. собственного капитала):
(Пбухг – Пнорм) / Собств. капитал фирмы, р/р (рубль с рубля).2. Коэфф. Лернера (измен. от 0 до 1)L = (P – MC) / P(для упрощ. расчётов) L = (P – ATC) Q / P Q = = Прибыль / Совокуп. доход.
Если расчёт для отрасли, тоL = IHH / Ed (Ed – эластичность спроса).В условиях совершенной конкуренции L=0.
3. Коэфф. Тобина
q = P / CP – рыночная стоимость активов фирмы (определяется на фондовых биржах);
С – восстановит. стоимость активов фирмы (равна расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам).
Если q > 1, то это свидетельствует о получаемой или ожидаемой прибыли экономической, т.е. сверх прибыли. Фирмы с высоким знач. q обладают уникальными технологиями или выпуск. уникальный продукт. Фирмы с небольшим значением q действуют на конкурентных рынках. Коэфф рын власти = оценка бренда фирмы/оценка мат активов фирм.
28.Следствия рыночной власти. «-»: 1-Фирмы обогащаются за счет потребителя. 2-Снижение экономич эффективности, аллокативная неэффективность, непроизводственная эффект-сть. 3-Фирмам приходится расходовать средства на достижения рын власти и удержания ее. «+»: 1-Рын власть- усл-е развития тех прогресса.
29. Рынок чистой монополии. Виды монополий.Чистая (абсолютная) монополия:Кол-во продавцов – 1.Продукт – уникальный, не имеющий близких хороших заменителейНеценовая конкуренция (реклама, тов. знак, к-л св-ва товара и т.д) отсутствует.Монополист осуществляет значительный контроль.Информ – доступна только монополисту.Барьеры входа, выхода очень высоки.Примеры монополии: телевидение. водоснабжение, газовые и элект-ие компании.Монопсония – существует только 1 покупатель, он диктует цену.Двустороння монополия – на рынке работает монополист и монопсонист.Квазимонопольные рынки – рынки с низкой концентрацией продавцов, при этом продавцы обладают монопольной властью.
Виды монополии:Естественная – возникает когда одна крупная фирма может снабжать весь рынок имея более низкие средние издержки (на ед. прод-ии), чем имел бы ряд более мелких конкур-щих между собой фирм. Возникает, когда нет возможности конкуренции.Гл. причина возникновения естественной монополии – технология произ-ва продукта, обеспеч-щая полож-ый эффект от масштаба произ-ва.Пример: водо-, газо-, электроснабжение.Временная:- региональная – монополисты в регионах- искусственная – возникают на основе сговора и давления конкурентов.- случайная – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.
30.Монополия на отраслевом рынке.Результат жеятельности монополий. Последствия монополий.1. Общество несет потери от недоиспользования ресурсов.2. Монополия перераспределяет богатства в свою пользу, наблюдается снижение общественного благосостояния.3Для монополиста свойственная Х–неэфф-ть – это неспособность произ-ть прод-ию с min-о-возможными издержками4. Монополист идет на значительные затрата для сохранения своих привилегий (излишние затраты по рекламе => цена повысится и т.д.)5. У монополиста:1. Cнижается стимул к научно-техническому прогрессу, 2. Научно-иссл-кие работы могут быть барьерами входа на рынок.
6. Только монополист владеет достаточными фин-ами для занятия научными разработками, только монополист имеет возможность вкладывать средства произ-ва в развитие произ-ва, не опасаясь переизбытка инвестиций в отрасли.
31.Естественные монополии:причины возникновения.Необходимость гос регулирования естес монополий. Естественная монополия существует в отраслях, в кот. одна ф. может снабжать весь рынок, имея более низкие С. на ед. прод., чем имел бы ряд конкурир. фирм.Главная причина созд. естест. монополии – это технология пр-ва прод., обеспечив. положит. эфф. от масштаба пр-ва. Примеры: водоснабж., газоснабж., электроэнерг.
Постоянные изд. (очень), их сниж. достиг. за счёт расшир. объема пр-ва и сбыта.Естеств. монополии созд. гос-вом.Формы гос. регулир. естеств. моноп.1. Регулирование цены по методу «издержки +»2. Ограничение доходности на капитал естеств. монополии3. Стимулир. конкуренции на рынке естественной монополии:a. определ. рынка естеств. монополии (цель: сферы деят., где конкур. действит. невозможна) газпром-транспортировкаb. развитие конкуренции в потенциально конкурентных сегментах деят. естеств. монополииc. разукрупнение фирм производит.d. Развитие конкур. за право доступа в отрасль Недостатки (проблемы) регулир.1. Издержки и эфф. (фирмы не заинтер. в сниж. изд)2. Недостатки комиссии
32.Структурное регулирование естественных монополий.
33.Ценовое регулирование естественных монополий.
34.Демонополизация отрасли с естественной монополией
Метод демонополизации-рузукрупнение монополий..1.изменение технологии-снижение миним эффект выпуска в отрасли-сниж мин ур-ня средних общ издержек-появление на рынке новых фирм 2.расширение спроса. Монополии бывают:глобальные естественные и локальные естественные.
35.Чистая конкуренция:основыне характеристики.Фирма на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Издержки монополистической конкуренции.Отличие практики от теории.1) фирм много и они относительно небольшие2) барьеры: нет) продукт: однородный, стандартизированный.4) неценовая конкур-ия отсутствует5) отдел. произ-ль, отдел. покуп. не влияют на цену.
6) цена формируется, когда АD=АS (рыночная цена)7) информация доступна всем.Примеры: рынок ценных бумаг, зерна.Поведение фирмы на рынке совершенной конкур.Фирма является ценополучателем.(изменяющаяся мощность – это долгосрочный период неизмен-ая мощность – краткосрочный период) Максимизация прибыли в краткоср-ом периоде. При фиксированной цене фирма решает 3 вопроса:- стоит ли произ-ть?- если да, то какое кол-во?- какой фин-ый результат будет получен?
36.Рынок монополистической кокуренции:основные характеристики.Фирма на рынке монополистической конкуренции в крато и долго периодах.Издержки монополитической конкуренции.
1) кол-во фирм и размеры: относительно большое число, небольших предпр-ий2) тайный сговор невозможен.
3) продукт дифференцированный4) ф. проводит политику по определ. объёма выпуска и назнач. цены, не оглядываясь на конкурентов5) неценовая конкур.: приобретает важнейш. значение6) барьеры: низкие.
7) информ: относительно доступна.Поведение в краткосроч. и долгосроч. периодахМонопольную власть дает дифф-ия продукта и приверженность покупателей к торговой марке.Наличие у фирмы рын. власти хар-ет величина остаточного спроса (разница между рыноч. D и S конкурентного окружения).