Файл: Структура экономики России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 Влияние объема продаж конкур-ов на остаточный спрос фирмы тем меньше, чем в большей степени различаются их товары в глазах потреб-ля.Пок-ль дифф-ии продукта – эластичность спроса на товар фирмы.Степень эластичности спроса фирмы зависит от: числа конкур-ов, степени дифф-ии продукта.В долгосрочном периоде прибыль и убытки стремятся к 0, т.е. получают нормальную прибыль.1. Фирма получает эк. прибыль стремление конкур-ов копировать потребит. хар-ристики продукта этой фирмы-Кривая спроса конкур-ой фирмы сдвигается влево вниз, прибыль эк. падает.2. Фирмы несут убытки, сокращается число фирм сокращ. число конкурир. прод. доля АD (совокуп. спроса) растет, кривая спроса конкур-ой фирмы сдвигается вправо вверх, прибыль нормальная.Издержки монопольной конкукр-ии:1. Общество не дополучает объем прод-ии равный Q*Qв, а значит наблюдается недоиспользование ресурсов для произ-ва товара.2. Фирма производит желаемый объем прод-ии (Q*) с издержками, превышающими их min-ые значения фирма всегда будет менее эфф-ой, чем аналогичное предприятие при совершенной конкуренции.3. Фирма работает с избыточными мощностями. Избыт. мощности – это плата за моноп-ую власть при этом чем сильнее дифф-ия продукта, тем больше величина избыточной мощности, тем больше недоиспользованных ресурсов, тем менее эфф-но будет произ-во товара.4. Цена устанавливается боле высокой, чем в условии чистой конкуренции.
37.олигополия:основные хар-ки. Стратегии поведения фирм в условиях олигополии.Олигополия – это рын. ситуация, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых на столько велика в общих продажах, что изменение в кол-ве предполагаемой прод-ии каждого из продавцов ведет к изменению цены.Хар-ки олигополии:1) относительно малое кол-во крупных фирм.(жесткая олигополия – на рынке 2-3 фирмы;расплывчатая – 6-7 фирм, владеющих 70-80%рынка)2) однородный, стандартный продукт (сталь, цинк, AL и др.), но м.б. дифф-ый (производители табачных изд-ий, автомоб-й)3) неценовая конкур-ия: очень типична (конкуренция по мнимым и действительным кач-вам прод.) 4) барьеры: высокие5) информ: доступна только олигополистам
 6) контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью, любое изменение цены предпр-ия вызовет изменение цены конкур-ов.7) всеобщая зависимость фирм во всем (уник. св-во олигополии)Олигополистическая взаимозавис-ть – это зависимость поведения каждой фирмы от поведения (реакции) конкурента.2 формы поведения фирм:- некооперативное – каждая фирма проводит свою политику по расчету цены, объема продаж, и т.д. ценовая война цена сниж. до ур. предел. издержек.
- кооперативное – фирмы совместно добиваются целей, при этом отрасль они превращают в подобие чистой монополии.
38.Соверменные концепции олигополистического взаимодействия.Модели Курно,Штакельберга ,Бертана, Эджуорта.Сущность олигополистич. взаимодейст. (ценообразов.) описыв. модели:
1. Модель диополии Курно (модели Бертрана, Штакильберга, модель Эджуорта)2. Ломаная кривая спроса3. Сговор в отрасли4. Лидерство в ценах5. Ценообразов. по принципу «издержки+»Данные модели объясняют:1. Какие предполож. строят фирмы относит. реакции соперников2. Как при олигополии проявляется тенденция сниж. прибыли из-за конкуренции3. Как олигополист. соперничество приводит фирмы к сговору (цель: снизить конкур., повыс. прибыль)Модель дуополии Курно-Дуополия – это рынок, на кот. раб. 2 фирмы, защищённые от появл. конкурентов, товар однородный.Равновесие Курно – это некооператив. равновесие: кажд. ф. принимает решения, кот. дают наибольш. прибыли при данных действиях своих конкурентов. Процесс приспособ. на рынке проходит ч/з неск. стадий «действия-ответа» до момента, когда ф. поделят прибыли и рынок. В () равновес. Курно цена и объем вып. устанавлив. м/у монопольным и общественно оптимальным ур. (=МС)Модель Штакильберга-2 фирмы на рынке: одна – лидер, другая – последователь.Лидер первым определ. объём вып. max-зир. его прибыли, при этом он учитыв. какой объём вып. д.б. выбрать последователь.Варианты:1. 1 фирма добив. успеха (равн. Штак.)2. 2 фирмы приход. к равновесию Курно3. дисбаланс на рынке (невыгодно никому)Модель БертранаОснована на предположениях:1. товар однородный2. фирмы определ. цену3. объем выпуска определяется рынкомУстановл. равновесия по Бертрану1. если ф. Р по сравн. с Р конкурента, то D на её прод. = 0 2. если ф.

Р по сравн. с Р конкурента, то она переключ. на себя весь рыночный D (при этом ф. должна облад. достаточ. мощностью для удовлетвор. D)3. обе ф. устанавл. одинак. Р делят рыноч. D поровнуРавновесие по Бертрану выраж. в обществ. оптимал. цене (=МС) и объеме выпуска результат Пнорм (как и при соверш. конкуренции).Модель Эджуорта.Фирмы ограничены по мощности Устанавлив. фирмами цены будут всегда выше ур. МС.Эта модель не облад. равновес. состоянием. Отрасль последоват. проход. ч/з периоды падения цен и роста цен.
39.Олигополистическое взаимодействие:ломанная кривая спроса(на основании тайного сговора олигополия).Ломаная кривая D: не основанная на тайном сговоре олигополия.Сущ. 2 взаимосв. черты олигополист. ценообразов.:1. Олигополистич. Р негибкие (жёсткие) цены измен. реже, чем в услов. др. рыночных стр-р.2. Изменение олигополистич. Р означ. что ф. олигополисты измен. Р все вместе.Пример: Рынок представл. 3 фирмами.1 – конкур. будут следовать за измен. ф. А2 – конкур. будут игнорир. измен. ф. А
Кривая предельного дохода имеет разрыв из-за резкого изменения эластичности спроса.Повышение цен, т.е. ситуация хар-зует отрезок D2Р кривой спроса.Снижение цен, т.е. ситуация хар-зует отрезок РD1 кривой спроса.Кривая D высокоэластична выше текущ. цены. D намного менее эластич. ниже текущ. цены.
Ломаная кривая D объясн. негибкость цен в олигополиях. Каждый олигополист основыв. на ломаной кривой D может предполож., что любое измен. в P приведёт к потерям в прибыли. Ф. А будет терять прибыль повыш/пониж Р. Если итоговая приб. явл. удовлетвор. для фирм при существующей Р, то они не будут изменять Р.Ломаная кривая предельного дохода означ., что в определ. пределах значит. измен. МС не будет оказыв. влияние на объем и Р.

40.Олигополистическое взаимодействие: Сговор в отрасли (условия сговора): - нет явно лидирующей фирмы.Тайный сговор – это незакреплён. документально соглашение о фиксир. Р, о распределении рынков. Его цель: огранич. конкуренцию м/у собой, увелич. прибыли, предотврат. вступл. в отрасль конкурентов.Тайный сговор преследуется законом.Каждая ф. считает наиболее выгодным назначить одну и ту же цену Ро, но только если её конкур. будут делать то же самое. Для общества результат будет тем же, как и при чистой монополии (а фирмы уйдут из-под антимонопол. законодат.)Явный сговор – соглашение формализуется.Формы явного сговора:1. картели2. синдикаты3. тресты4. консорциумы5. конгломераты6. холдинги7. ФПР8. транснац. корп.9. многонац. группы(неразборчиво)Картель – это объедин., участники кот., сохраняя производственную, коммерч. самостоятельность, заключают соглашение о ценах, объеме пр-ва, квотах на рынках сбыта определ. товара.Обязат. условие этого соглашения: каждый его участник должен получ. результат не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов.Синдикат – это объединение пр-й с целью орг. совмест. коммерч. деят., сохраняя свою юр., пр-венную самостоят.Трест – пр-ия объедин. в централизовано управляемое пр-венное объединение (потеря своей самостоятельности полной).Концерн – это объедин. пр-й различ., но взаимосвяз. отраслей пром-ти. Контроль хар-зуется единством собственн. и контроля. Цель образования – эфф. исп. сущ. условий возрастания капитала для max-зации. прибыли.Консорциум – форма временного объедин. банков, промышл. пр-ий для решения разовых задач.Конгломерат – это интеграция пр-ий различ. отраслей (пр-ий без всякой пр-венной общности). Пр-ия входящ. в конгломерат самостоят. и контролир. штаб-квартирой по узкому кругу фин. показат.Корпорация (транснац.) – она национальная по капиталу и междунар. по сфере деят.
Многонац. корп. основана на капитале многих наций.
41. Олигоп. взаимод. Лидерс. в ценах. Лидерство в ценах (3 формы):1. доминирующая фирма2. сговор3. барометрическое лидерство
Доминир. фирма (если ф. способна исп. стратегич. преимущества своего положения по сравнению с конкурентами). Проявл. ф. доминант в её рыночной доле и рыночной власти.
Условия лидерства1. Лидер должен обладать преимущ. в издержках, т.е. лидер должен обладать более кач. ресурсами, более эфф. технологией, должен лучше усваивать и исп. накопленный опыт, должен обладать преимущ. экономии на масштабах пр-ва2. Доминир. ф. должна выпускать более качеств. прод.

3. Лидер ценовой должен устанавливать такой ур. цен, чтобы: АТСminтипичной фирмы конкур. < Рэтого ур.Тактика ценового лидера, стремящегося сохранить своё положение.
1. Корректировка цены очень редкая2. О предстоящ. измен. цены конкур. оповещ. ч/з отраслевые издания3. Чаще всего лидер устанавливает цену ниже цены максимизирующей прибыль в краткосрочном периоде, чтобы сделать отрасль менее привлекательной для новых фирм.
42.Олигополистическое взаимодействие: ценообраование по принципу «издержки +»Ц = Ссред + наценка, где:Ц – оптовая цена, Ссред – величина средних издержек, соответств. плановому ур. пр-ва (соотв. исп. произв. мощности на 70-80%). Наценка – устанавлив. в размере определ. % к Сср (как правило, наценка = норме прибыли на капитал. влож. фирмы).Экономич. последствия олигополии те же, что и при монополии.Тайный сговор хуже чистой монополии.
43.Ценовая дикриминация:сущность,мотивы,условия и последствия.Цен дискримин–это назнач фирмой разных цен на один и тот же товар для разных групп потреб-лей.При чем различие в цене не обусловлено различиями в изд-ках и кач-ве товара.Мотив цен-ой дискр-ции: получение прибыли.Последствия цен-ой дискр-ции:-монополист будет произ-ть больший объем прод-ии, потери общества будут сокращаться-монополист будет дифф-ть цену вплоть до установл приемлемой цены для малоимущих.Условия эфф-ти ценовой дискр-ии:-наличие у фирмы рын. Власти-фирма д.б. способна выделить покупателей по признаку их готовности платить разные цены за одинаковый товар-невозможность перепродажи товара.Фак-ры, обеспечивающие невозможность перепрод-специальные св-ва и кач-ва прод-ии-особый вид товара-включение в контракты невозмож. Перепродажи-примен. специ-ых форм контрактов на продажу-высокие транспортные издержки.
44.Типы и методы ценовой дискриминации.Типы ценовой дикриминации хар-ый для отраслевых рынков лп.Ценовая дискриминация – это назначение фирмой разных цен на один и тот же товар для разных групп потреб-лей. При чем различие в цене не обусловлено различиями в изд-ках и кач-ве товара. Совершенная цен дискрим-ия