Файл: Учебник Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А. В. Гриненко 2е издание, переработанное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

442 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц
В первом случае возбуждение уголовного дела не имеет ни­
каких особенностей, поскольку на момент вынесения поста­
новления лицо, совершившее деяние, еще не установлено. По­
этому особенности, установленные в ст. 448 УПК РФ, проявля­
ются лишь в случаях, когда разрешается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица из числа ука­
занных в ч. 1 ст. 447 Кодекса.
Если же уголовное дело было возбуждено по факту совер­
шения деяния, то аналогичные процедуры используются при привлечении лица, обладающего специфическим статусом, в качестве обвиняемого. На лиц, которые ранее допрашивались в качестве свидетелей, в полной мере распространяется закре­
пленное в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ правило о свидетель­
ском иммунитете. Также у них имеется возможность пользо­
ваться помощью адвоката, в том числе и в ходе допросов (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).
Решения о возбуждении уголовных дел в отношении отдельных
категорий лиц принимаются следующим образом.
1. В отношении члена Совета Федерации и депутата Госу­
дарственной Думы решение принимает Председатель Следст­
венного комитета при прокуратуре РФ на основании заключе­
ния коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Го­
сударственной Думы признаков преступления и с согласия Со­
вета Федерации (для его члена) или Государственной Думы
(для депутата).
2. В отношении Генерального прокурора РФ решение при­
нимается Председателем Следственного комитета при прокура­
туре РФ. Основанием для возбуждения в отношении его уго­
ловного дела является заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятое по представлению Прези­
дента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.
3. В отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ уголовное дело возбуждает исполняющий обязанности Председателя Следственного комитета при проку­
ратуре РФ на основании заключения коллегии из трех судей
Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президен­
та РФ.
4. В отношении судьи Конституционного Суда РФ, судьи
Верховного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи суда субъекта РФ, федерального судьи суда районного

§ 2. Особенности возбуждения уголовного дела 443 звена решение о возбуждении уголовного дела принимает
Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Дальнейшие различия зависят от того, в суде какого уровня ра­
ботает тот или иной судья. В отношении судьи Конституцион­
ного Суда РФ Генеральный прокурор РФ возбуждает уголовное дело на основании заключения коллегии, состоящей из трех су­
дей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи призна­
ков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ.
Если это судья Верховного Суда РФ или судья Высшего Арбит­
ражного Суда РФ, то требуется заключение коллегии, состоя­
щей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и согласие Высшей квалифика­
ционной коллегии судей Российской Федерации. В отношении иных судей Председатель Следственного комитета при проку­
ратуре РФ возбуждает уголовное дело на основании заключе­
ния коллегии, состоящей из трех судей суда субъекта РФ или военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей субъекта РФ (или соответствующей квалифика­
ционной коллегии судей военных судов).
5. Председатель Следственного комитета при прокуратуре
РФ единолично разрешает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении следующих категорий лиц: а) Председателя
Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной па­
латы РФ; б) Уполномоченного по правам человека в Россий­
ской Федерации; в) Президента РФ, прекратившего исполне­
ние своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; г) члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса.
6. В отношении депутата законодательного (представитель­
ного) органа государственной власти субъекта РФ вопрос о воз­
буждении уголовного дела разрешает руководитель следствен­
ного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей суда этого же субъекта РФ.
7. В отношении прокурора, руководителя следственного ор­
гана, следователя уголовное дело возбуждает вышестоящий ру­
ководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения дея­
ния. В отношении адвоката уголовное дело возбуждает руково-


444 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц
1
Тем самым законодатель в ч. 2 ст. 448 УПК РФ установил воз­
можность участия защитника еще до возбуждения уголовного дела. дитель следственного органа Следственного комитета при про­
куратуре РФ по району, городу.
8. Руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ самостоятельно возбуждает уголовные дела в отношении: а) депутата, члена вы­
борного органа местного самоуправления, выборного должно­
стного лица органа местного самоуправления; б) члена избира­
тельной комиссии, комиссии референдума с правом решающе­
го голоса.
9. Уголовное дело возбуждается следователем: в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной
Думы — с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа госу­
дарственной власти субъекта РФ — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре
РФ по субъекту РФ.
Если вынесению постановления предшествует получение за­
ключения, то руководитель следственного органа направляет представление в суд. Данное представление рассматривается в закрытом судебном заседании с участием руководителя следст­
венного органа, лица, в отношении которого вынесено пред­
ставление, и его защитника
1
. Срок рассмотрения такого пред­
ставления и дачи заключения — не более 10 суток со дня его поступления в суд. Получив заключение о наличии в действиях лица признаков преступления, руководитель следственного органа возбуждает уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК РФ.
Порядок получения согласия иных государственных орга­
нов, указанных в ч. 1 ст. 448 УПК РФ, регламентирован ч. 4—7 этой же статьи.
§ 3. Особенности задержания, избрания меры
пресечения и производства отдельных
следственных действий
Задержание подозреваемого согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ представляет собой меру процессуального принуждения, кото­
рая применяется органом дознания, дознавателем, следовате-

§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий 445 лем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фак­
тического задержания лица по подозрению в совершении пре­
ступления.
Основания и процессуальный порядок задержания подозре­
ваемого установлены в гл. 12 УПК РФ. Особенности задержа­
ния установлены для некоторых лиц из числа указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ. К ним относятся: 1) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы; 2) судья федерального суда, ми­
ровой судья; 3) прокурор; 4) Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ; 5) Уполномо­
ченный по правам человека в Российской Федерации; 6) Прези­
дент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Закрепленные в ст. 449 УПК РФ особенности задержания не распространяются на следующих лиц: 1) депутат законода­
тельного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного само­
управления, выборное должностное лицо органа местного са­
моуправления; 2) судья Конституционного Суда РФ; 3) судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 4) кандидат в
Президенты РФ; 5) следователь; 6) адвокат; 7) Председатель
Следственного комитета при прокуратуре РФ; 8) руководитель следственного органа; 9) член избирательной комиссии, комис­
сии референдума с правом решающего голоса; 10) зарегистри­
рованные кандидаты в депутаты. В отношении их задержание осуществляется по общим правилам, установленным в дейст­
вующем законодательстве.
Первая группа лиц обладает иммунитетом против задержа­
ния. Сразу же после установления их личности данные лица незамедлительно освобождаются. Исключение составляют слу­
чаи, когда лица задержаны на месте преступления, т. е. по ос­
нованию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Однако и в данном случае задержание не исключает применения к лицам особого порядка разрешения вопроса об их заключении под стражу.
Особенности избрания меры пресечения и производства от­
дельных следственных действий в отношении лиц из числа ука­
занных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ установлены в ст. 450 УПК РФ.
Они состоят в следующем.
Судебное решение об избрании меры пресечения в виде за­
ключения под стражу принимается: 1) в отношении судьи Кон­
ституционного Суда РФ — с согласия Конституционного Су­
да РФ; 2) в отношении судей иных судов — с согласия соответ-


446 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц ствующей квалификационной коллегии судей; 3) в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Пре­
зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий,
Уполномоченного по правам человека в Российской Федера­
ции — с согласия соответственно Совета Федерации или Госу­
дарственной Думы; 4) в отношении зарегистрированного кан­
дидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Прези­
денты РФ — с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 5) в отношении заре­
гистрированного кандидата в депутаты законодательного (пред­
ставительного) органа государственной власти субъекта РФ — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Для избрания иных мер пресечения из числа указанных в гл. 13 УПК РФ процедура согласования не применяется.
К иным лицам, не указанным в ч. 2—3, 4 1
ст. 450 УПК РФ, лю­
бые меры пресечения применяются в общем порядке.
Однако в любом случае для применения мер пресечения не­
обходимо наличие установленных законом оснований (ч. 1 ст. 97 УПК РФ) и соблюдение надлежащей процедуры.
Среди следственных действий, которые производятся в рам­
ках досудебного производства по уголовному делу, законода­
тель предусмотрел особую процедуру обыска. Данное следст­
венное действие осуществляется в отношении члена Совета
Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномочен­
ного по правам человека в Российской Федерации по судебно­
му решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Малоэффективным будет обыск в жилище депутата Государственной Думы или члена Совета Фе­
дерации, если они в момент обсуждения вопроса находились в зале заседания. Поэтому реально обыск может производиться лишь после того, как в отношении данных лиц будет примене­
на мера пресечения в виде заключения под стражу или домаш­
него ареста.
При необходимости заключения под стражу судьи Консти­
туционного Суда РФ или судьи иного суда Председатель След­
ственного комитета при прокуратуре РФ после получения су­
дебного решения в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, направляет данное решение вместе со своим представлением в соответствующий орган (в Конституционный Суд РФ или в квалификационную коллегию судей). Эти документы рассмат-


§ 4. Особенности направления уголовного дела в суд 447 риваются в срок не более пяти суток, после чего должно быть принято мотивированное решение о даче согласия или об отка­
зе в этом.
В отношении иных лиц из числа указанных в ч. 1 ст. 447
УПК РФ действует более широкое правило, закрепленное в ч. 5 ст. 450 Кодекса. Если следственные и иные процессуальные действия в соответствии с УПК РФ осуществляются только на основании судебного решения, то в отношении лица, указанно­
го в ч. 1 ст. 477 УПК РФ, это возможно только с согласия соот­
ветствующего суда (ч. 1 ст. 448 УПК РФ содержит перечень этих судов). В данном случае следует иметь в виду два момента:
1) это требование распространяется лишь на случаи, когда ранее в отношении лица не было возбуждено уголовное дело или оно не было привлечено в качестве обвиняемого с соблюдением процедуры, установленной ст. 448 УПК РФ; 2) этот порядок не распространяется на лиц, для возбуждения уголовного дела в отношении которых или для их привлечения в качестве обви­
няемых согласия суда не требуется (Председатель Счетной пала­
ты РФ, его заместитель, аудиторы Счетной палаты РФ; Прези­
дент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; Упол­
номоченный по правам человека в Российской Федерации; депутат, член выборного органа местного самоуправления, вы­
борное должностное лицо органа местного самоуправления; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; член Центральной избирательной комиссии
РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ; адвокат; зарегистрированный кандидат в депутаты Государствен ной Думы, зарегистрированный канди­
дат в депутаты законодательного, представительного органа го­
сударственной власти субъекта РФ).
§ 4. Особенности направления уголовного дела в суд
и судебного разбирательства
После предварительного расследования в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, принимается решение об окончании досудебного производства в одной из форм: 1) пре­
кращение уголовного дела; 2) составление обвинительного за­
ключения и направление уголовного дела прокурору для утвер­
ждения обвинительного заключения и последующей передачи уголовного дела в суд.

448 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц
Прокурор, приняв решение об утверждении обвинительного заключения, направляет уголовное дело в суд в соответствии с правилами о подсудности (ст. 31—36 УПК РФ).
Однако согласно ст. 452 УПК РФ уголовное дело в отноше­
нии члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, поданному до нача­
ла судебного разбирательства, рассматривается Верховным Су­
дом РФ. Это единственный случай, когда Верховный Суд РФ может выступать в качестве суда первой инстанции.
О возможности подачи такого ходатайства и его последстви­
ях лицо должно быть уведомлено во время производства пред­
варительного следствия.
В остальном судебное разбирательство производится по об­
щим правилам, установленным в УПК РФ.


1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37