Файл: Учебник Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор А. В. Гриненко 2е издание, переработанное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 500
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
442 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц
В первом случае возбуждение уголовного дела не имеет ни
каких особенностей, поскольку на момент вынесения поста
новления лицо, совершившее деяние, еще не установлено. По
этому особенности, установленные в ст. 448 УПК РФ, проявля
ются лишь в случаях, когда разрешается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица из числа ука
занных в ч. 1 ст. 447 Кодекса.
Если же уголовное дело было возбуждено по факту совер
шения деяния, то аналогичные процедуры используются при привлечении лица, обладающего специфическим статусом, в качестве обвиняемого. На лиц, которые ранее допрашивались в качестве свидетелей, в полной мере распространяется закре
пленное в ч. 1 ст. 51 Конституции РФ правило о свидетель
ском иммунитете. Также у них имеется возможность пользо
ваться помощью адвоката, в том числе и в ходе допросов (ч. 5 ст. 189 УПК РФ).
Решения о возбуждении уголовных дел в отношении отдельных
категорий лиц принимаются следующим образом.
1. В отношении члена Совета Федерации и депутата Госу
дарственной Думы решение принимает Председатель Следст
венного комитета при прокуратуре РФ на основании заключе
ния коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Го
сударственной Думы признаков преступления и с согласия Со
вета Федерации (для его члена) или Государственной Думы
(для депутата).
2. В отношении Генерального прокурора РФ решение при
нимается Председателем Следственного комитета при прокура
туре РФ. Основанием для возбуждения в отношении его уго
ловного дела является заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятое по представлению Прези
дента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.
3. В отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ уголовное дело возбуждает исполняющий обязанности Председателя Следственного комитета при проку
ратуре РФ на основании заключения коллегии из трех судей
Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президен
та РФ.
4. В отношении судьи Конституционного Суда РФ, судьи
Верховного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи суда субъекта РФ, федерального судьи суда районного
§ 2. Особенности возбуждения уголовного дела 443 звена решение о возбуждении уголовного дела принимает
Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Дальнейшие различия зависят от того, в суде какого уровня ра
ботает тот или иной судья. В отношении судьи Конституцион
ного Суда РФ Генеральный прокурор РФ возбуждает уголовное дело на основании заключения коллегии, состоящей из трех су
дей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи призна
ков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ.
Если это судья Верховного Суда РФ или судья Высшего Арбит
ражного Суда РФ, то требуется заключение коллегии, состоя
щей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и согласие Высшей квалифика
ционной коллегии судей Российской Федерации. В отношении иных судей Председатель Следственного комитета при проку
ратуре РФ возбуждает уголовное дело на основании заключе
ния коллегии, состоящей из трех судей суда субъекта РФ или военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей субъекта РФ (или соответствующей квалифика
ционной коллегии судей военных судов).
5. Председатель Следственного комитета при прокуратуре
РФ единолично разрешает вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении следующих категорий лиц: а) Председателя
Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной па
латы РФ; б) Уполномоченного по правам человека в Россий
ской Федерации; в) Президента РФ, прекратившего исполне
ние своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; г) члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса.
6. В отношении депутата законодательного (представитель
ного) органа государственной власти субъекта РФ вопрос о воз
буждении уголовного дела разрешает руководитель следствен
ного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей суда этого же субъекта РФ.
7. В отношении прокурора, руководителя следственного ор
гана, следователя уголовное дело возбуждает вышестоящий ру
ководитель следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения дея
ния. В отношении адвоката уголовное дело возбуждает руково-
444 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц
1
Тем самым законодатель в ч. 2 ст. 448 УПК РФ установил воз
можность участия защитника еще до возбуждения уголовного дела. дитель следственного органа Следственного комитета при про
куратуре РФ по району, городу.
8. Руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ самостоятельно возбуждает уголовные дела в отношении: а) депутата, члена вы
борного органа местного самоуправления, выборного должно
стного лица органа местного самоуправления; б) члена избира
тельной комиссии, комиссии референдума с правом решающе
го голоса.
9. Уголовное дело возбуждается следователем: в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной
Думы — с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа госу
дарственной власти субъекта РФ — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре
РФ по субъекту РФ.
Если вынесению постановления предшествует получение за
ключения, то руководитель следственного органа направляет представление в суд. Данное представление рассматривается в закрытом судебном заседании с участием руководителя следст
венного органа, лица, в отношении которого вынесено пред
ставление, и его защитника
1
. Срок рассмотрения такого пред
ставления и дачи заключения — не более 10 суток со дня его поступления в суд. Получив заключение о наличии в действиях лица признаков преступления, руководитель следственного органа возбуждает уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК РФ.
Порядок получения согласия иных государственных орга
нов, указанных в ч. 1 ст. 448 УПК РФ, регламентирован ч. 4—7 этой же статьи.
§ 3. Особенности задержания, избрания меры
пресечения и производства отдельных
следственных действий
Задержание подозреваемого согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ представляет собой меру процессуального принуждения, кото
рая применяется органом дознания, дознавателем, следовате-
§ 3. Особенности производства отдельных следственных действий 445 лем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фак
тического задержания лица по подозрению в совершении пре
ступления.
Основания и процессуальный порядок задержания подозре
ваемого установлены в гл. 12 УПК РФ. Особенности задержа
ния установлены для некоторых лиц из числа указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ. К ним относятся: 1) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы; 2) судья федерального суда, ми
ровой судья; 3) прокурор; 4) Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ; 5) Уполномо
ченный по правам человека в Российской Федерации; 6) Прези
дент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.
Закрепленные в ст. 449 УПК РФ особенности задержания не распространяются на следующих лиц: 1) депутат законода
тельного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного само
управления, выборное должностное лицо органа местного са
моуправления; 2) судья Конституционного Суда РФ; 3) судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ; 4) кандидат в
Президенты РФ; 5) следователь; 6) адвокат; 7) Председатель
Следственного комитета при прокуратуре РФ; 8) руководитель следственного органа; 9) член избирательной комиссии, комис
сии референдума с правом решающего голоса; 10) зарегистри
рованные кандидаты в депутаты. В отношении их задержание осуществляется по общим правилам, установленным в дейст
вующем законодательстве.
Первая группа лиц обладает иммунитетом против задержа
ния. Сразу же после установления их личности данные лица незамедлительно освобождаются. Исключение составляют слу
чаи, когда лица задержаны на месте преступления, т. е. по ос
нованию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ. Однако и в данном случае задержание не исключает применения к лицам особого порядка разрешения вопроса об их заключении под стражу.
Особенности избрания меры пресечения и производства от
дельных следственных действий в отношении лиц из числа ука
занных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ установлены в ст. 450 УПК РФ.
Они состоят в следующем.
Судебное решение об избрании меры пресечения в виде за
ключения под стражу принимается: 1) в отношении судьи Кон
ституционного Суда РФ — с согласия Конституционного Су
да РФ; 2) в отношении судей иных судов — с согласия соответ-
446 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц ствующей квалификационной коллегии судей; 3) в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Пре
зидента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий,
Уполномоченного по правам человека в Российской Федера
ции — с согласия соответственно Совета Федерации или Госу
дарственной Думы; 4) в отношении зарегистрированного кан
дидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Прези
денты РФ — с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации; 5) в отношении заре
гистрированного кандидата в депутаты законодательного (пред
ставительного) органа государственной власти субъекта РФ — с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Для избрания иных мер пресечения из числа указанных в гл. 13 УПК РФ процедура согласования не применяется.
К иным лицам, не указанным в ч. 2—3, 4 1
ст. 450 УПК РФ, лю
бые меры пресечения применяются в общем порядке.
Однако в любом случае для применения мер пресечения не
обходимо наличие установленных законом оснований (ч. 1 ст. 97 УПК РФ) и соблюдение надлежащей процедуры.
Среди следственных действий, которые производятся в рам
ках досудебного производства по уголовному делу, законода
тель предусмотрел особую процедуру обыска. Данное следст
венное действие осуществляется в отношении члена Совета
Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномочен
ного по правам человека в Российской Федерации по судебно
му решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Малоэффективным будет обыск в жилище депутата Государственной Думы или члена Совета Фе
дерации, если они в момент обсуждения вопроса находились в зале заседания. Поэтому реально обыск может производиться лишь после того, как в отношении данных лиц будет примене
на мера пресечения в виде заключения под стражу или домаш
него ареста.
При необходимости заключения под стражу судьи Консти
туционного Суда РФ или судьи иного суда Председатель След
ственного комитета при прокуратуре РФ после получения су
дебного решения в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, направляет данное решение вместе со своим представлением в соответствующий орган (в Конституционный Суд РФ или в квалификационную коллегию судей). Эти документы рассмат-
§ 4. Особенности направления уголовного дела в суд 447 риваются в срок не более пяти суток, после чего должно быть принято мотивированное решение о даче согласия или об отка
зе в этом.
В отношении иных лиц из числа указанных в ч. 1 ст. 447
УПК РФ действует более широкое правило, закрепленное в ч. 5 ст. 450 Кодекса. Если следственные и иные процессуальные действия в соответствии с УПК РФ осуществляются только на основании судебного решения, то в отношении лица, указанно
го в ч. 1 ст. 477 УПК РФ, это возможно только с согласия соот
ветствующего суда (ч. 1 ст. 448 УПК РФ содержит перечень этих судов). В данном случае следует иметь в виду два момента:
1) это требование распространяется лишь на случаи, когда ранее в отношении лица не было возбуждено уголовное дело или оно не было привлечено в качестве обвиняемого с соблюдением процедуры, установленной ст. 448 УПК РФ; 2) этот порядок не распространяется на лиц, для возбуждения уголовного дела в отношении которых или для их привлечения в качестве обви
няемых согласия суда не требуется (Председатель Счетной пала
ты РФ, его заместитель, аудиторы Счетной палаты РФ; Прези
дент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; Упол
номоченный по правам человека в Российской Федерации; депутат, член выборного органа местного самоуправления, вы
борное должностное лицо органа местного самоуправления; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; член Центральной избирательной комиссии
РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ; адвокат; зарегистрированный кандидат в депутаты Государствен ной Думы, зарегистрированный канди
дат в депутаты законодательного, представительного органа го
сударственной власти субъекта РФ).
§ 4. Особенности направления уголовного дела в суд
и судебного разбирательства
После предварительного расследования в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, принимается решение об окончании досудебного производства в одной из форм: 1) пре
кращение уголовного дела; 2) составление обвинительного за
ключения и направление уголовного дела прокурору для утвер
ждения обвинительного заключения и последующей передачи уголовного дела в суд.
448 Глава 28. Производство по делам отдельных категорий лиц
Прокурор, приняв решение об утверждении обвинительного заключения, направляет уголовное дело в суд в соответствии с правилами о подсудности (ст. 31—36 УПК РФ).
Однако согласно ст. 452 УПК РФ уголовное дело в отноше
нии члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, поданному до нача
ла судебного разбирательства, рассматривается Верховным Су
дом РФ. Это единственный случай, когда Верховный Суд РФ может выступать в качестве суда первой инстанции.
О возможности подачи такого ходатайства и его последстви
ях лицо должно быть уведомлено во время производства пред
варительного следствия.
В остальном судебное разбирательство производится по об
щим правилам, установленным в УПК РФ.
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37