Файл: Информационная карта программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информационная карта программы

1. Учреждение

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития, творчества детей и юношества»

2. Полное название программы

Экология. Природа. Человек.

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Лобузнова Е.Н. – методист Центра по работе с одаренными детьми

4. Сведения о программе

4.1. Нормативная база:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования;

- Положение об учреждениях дополнительного образования;

- Устав ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

4.2.Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Эколого-биологическая

4.4. Тип программы

Экспериментальная, дистанционная

4.5. Вид программы

Образовательная

4.6. Возраст обучающихся по

программе

14-16 лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты и авторы отзывов




6. Заключение методического совета

Протокол заседания №___ от «__» _______ 20__ г.

Программа «Экология. Природа. Человек» - дистанционная образовательная программа дополнительного образования детей. Программа направлена на формирование прочных знаний в области экологии, навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения путем вовлечения обучащихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.


Пояснительная записка

Мы считаем человека «царем» природы….

Приспособляя богатства природы в

пользу себе еще не известно, господствуем ли

мы над ней илинаоборотприрода

заставляет нас подчиняться ее законам.

М. Пришвин

Экологическое образование в наше время становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человечества. Без знания экологических закономерностей немыслим переход современного общества к устойчивому развитию, формированию информационно-экологического общества. Становится общепризнанным, что в модели образования 21 столетия знание об окружающей среде, о взаимоотношениях общества и природы будут принизывать всю систему образования.

Изучение экологии ориентировано на воспитание экологической ответственности, развитие экологического мышления и сознания, нацелено на понимание природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, на воспитание экологической культуры.

Формирование прочных знаний и навыков экологически целесообразного поведения и принципов отношения к окружающей среде у подрастающего поколения осуществляется путем вовлечения обучащихся в реальную исследовательскую деятельность по изучению, мониторингу и охране окружающей среды.

Направленность программы «Природа и Человек» - экологическая.

Актуальность программы определяется возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования; нереализованным потенциалом школы в формировании экологической культуры обучающихся. 

Новизна программы состоит в использовании новых форм обучения с использованием современных информационных технологий.

Цель программы - повышение уровня экологической культуры обучающихся, состоящей в умении компетентно анализировать экологическую ситуацию вокруг себя, в осознании личной ответственности за сохранность окружающего мира во всей его ценности и гармонии, понимании механизмов взаимодействия организма человека с окружающей средой

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование знаний о современной экологической картине мира, мировоззренческих понятий для осмысления окружающей действительности через активные формы творческого познания мира, общения с природой;



раскрытие оптимального варианта решения в проблеме взаимодействия природы и общества;

- формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

- формирование умения оценивать состояние окружающей среды, восстанавливать (где это можно) утраченное равновесие природы.

- обучение основным методам сбора и обработки научного материала;

- освоение приемов представления научного материала;

- формирование навыков исследований природных объектов.

Воспитательные:

- воспитание нравственного восприятия природы;

- побуждение к действиям, направленное на бережное отношение к окружающему миру;

- понимание ответственности человечества и каждого человека за будущее;

- формирование общей культуры личности, потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем;

- воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие:

- развитие творческого потенциала обучающегося;

- развитие познавательной, творческой и общественной активности обучающихся;

- развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей;

- развитие коммуникации, поиска информации, его анализа и применение в практической деятельности по выявлению и решению проблем окружающей среды и содействия устойчивому развитию местных сообществ.

- развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира.

Особенностью программы является то, что все темы раскрывают основные закономерности природы и очень тесно связанны с деятельностью человека. Дается объективная оценка состояния природной и окружающей среды области, а также с современных позиций обозначены некоторые направления в ее улучшении.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей 14-16 лет и рассчитана на 1 год обучения (35 часов).

Форма организации учебно-воспитательного процесса: очная

Содержание программы, формы, методы и приёмы соответствуют возрастным особенностям детей. По мере освоения программы обучающиеся начинают самостоятельно анализировать собранный материал, осваивают методики исследований в природе.

При реализации программы используются следующие методы обучения:

    1. Репродуктивный

    2. Метод проблемного изложения

    3. Частично-поисковая работа

    4. Поисковый метод

    5. Эвристический

Реализация курса достигается через теоретические и практические занятия. В рамках программы планируется проведение теоретической подготовки, решение тестовых заданий, экологических ситуаций.


В состав учебно-методического комплекса для реализации программы входят следующие компоненты:

1) обучающий курс, структурированный по учебным темам. Темы будут размещаться на странице группы последовательно. Информация по теме будет представлена как текстовый материал, содержащий наглядные иллюстрации, схемы, фотографии по теме, анимации, прямые ссылки в интернет по дополнительным интересующим темам.

2) Задания по каждой теме, направленные на усвоение материала и проверку, контроль его понимания, осмысления.

3) Творческие задания, направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем; выполнение проектов индивидуально, в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные).

Осуществление дистанционного экологического образования подталкивает школьников к самостоятельному обретению, добыванию, «открытию» знаний (только в этом случае они станут для них значимыми); пробуждает интерес детей и их постоянную потребность в приобретении новой образовательной информации; позволяет молодежи, независимо от места их проживания и учебы, получать и передавать приобретенные знания с применением современных информационных технологий; учиться анализировать и обобщать экологическую информацию; вступать в отношения сотрудничества и коммуникации для эффективного взаимодействия со всеми участниками проекта; вести наблюдения и исследования на местности, касающиеся природных явлений и процессов; применять экологические знания в повседневной производственной и бытовой деятельности, включая правила поведения в окружающей среде, адаптацию к условиям территории проживания, оценку хозяйственной и экологической обстановки в своей местности.

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметными результатами освоения программы являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметными результатами освоения программы являются:

1) выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

2) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

3)объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

4) наиболее распространенных растений и животных Тамбовской области;

5) сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

6) выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

7) овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

8) знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

9) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

10) проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Выделяются и используются следующие виды контроля за работой обучающихся:

  1. вводный – проводится перед началом работы (проверка готовности к освоению курса, проблемные вопросы и задания, тестирование и анкетирование);

  2. текущий – проводится в ходе учебного процесса. Выполнение контрольного упражнения – экологические игры, конкурсы, выполнение индивидуальных заданий;

  3. промежуточный – проводится при завершении больших тем и разделов;

  4. итоговый – проводится после изучения курса (в виде проекта, тестирования).