ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория. Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения.
Тема 4.4. Качество питьевой воды
Теория. Источники питьевой воды. Стандарты на общий состав и свойства питьевой воды. Основные показатели качества питьевой воды. Надзор за качеством питьевой воды. Загрязнение питьевой воды. Виды примесей. Виды загрязнений воды и их влияние на здоровье. Гигиеническая оценка влияния питьевой воды на здоровье.
Практика. Оценка качества воды из различных источников.
Тема 4.5. Использование и охрана недр
Теория. Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.
Тема 4.6. Почвенные ресурсы, их использование и охрана
Теория. Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная водная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.
Тема 4.7. Современное состояние и охрана растительности
Теория. Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охране и воспроизводство лугов, лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга растений.
Тема 4.8. Рациональное использование и охрана животных
Теория. Прямое и косвенное воздействие человека и животных
, их последствия. Причины вымирания животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время. Рациональное использование и охрана промысловых животных. Красная книга животных.
Практика. Презентация «Исчезнувшие навсегда».
Тема 4.9. Экологические проблемы Ставропольского края
Теория. Качество природной среды и состояние природных ресурсов области. Атмосферный воздух. Поверхностные и подземные воды. Состояние земельных ресурсов.
Практика. Выявление несанкционированных свалок. Их влияние на природу.
Тема 4.10. Особо охраняемые природные территории Тамбовской области
Теория. ООПТ Ставропольского края: заповедники, заказники, памятники природы. Рекреационные ресурсы.
Раздел 5. Экология человека
Тема 5.1. Место человека в системе живой природы
Теория. Систематическое положение человека: признаки типа, класса, отряда и вида, свойственные человеку (биогенетический закон). Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице в каждой из систематических групп различного иерархического уровня.
Тема 5.2. Химические загрязнения среды и здоровье человека
Теория. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь.
Тема 5.3. Биологические загрязнения и болезни человека
Теория. Биологические загрязнители, вызывающие у человека различные заболевания. Болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний.
Тема 5.4. Влияние звуков на человека
Теория. Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.
Тема 5.5. Физические факторы среды и самочувствие человека
Теория. Ритмичность в природе. Биоритмы. Суточные ритмы. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.
Тема 5.6. Питание и здоровье человека
Теория. Роль пищи в сохранении здоровья. Рациональное питание. Роль витаминов и минеральных веществ в питании. Экологически чистые продукты.
Практика. Определение качества продуктов питания.
Тема 5.7. Ландшафт как фактор здоровья
Теория. Природный ландшафт. Городской ландшафт. Населенный пункт как экосистема. Требование к экосистеме современного города. Экологические проблемы современного города и их влияние на человека.
Тема 5.8. Проблемы адаптации человека к окружающей среде
Теория. Влияние производственной деятельности на биологическую эволюцию человека. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации.
Тема 5.11. Здоровье среды
Теория. Окружающая среда, обеспечивающая экологическую безопасность человека и других живых существ через снижение экологических рисков.
Практика. Составление экологического паспорта помещения (классной комнаты). Исследование микроклимата в учебных помещениях: определение температуры, влажности, скорости движения, атмосферного давления воздуха и теплового излучения.
Тема 5.12. Экологический паспорт микрорайона
Теория. Составление экологической карты микрорайона.
Практика.Физико-географическая характеристика исследуемой территории: микроклимат, географическое положение, земельные площади, типы почв, типичные виды растений и животных. Социальные факторы. Характеристика ключевых участков, экологическая оценка природных сред и объектов. Комплексная оценка состояния окружающей среды на основе анализа факторов экологической опасности, наиболее значимых в данной местности, по основным компонентам природно-антропогенного комплекса.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Название раздела | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1. | Введение | Теоретическое занятие | Репродуктивный | Схемы, таблицы, иллюстрации, презентация | Входной контроль знаний, умений и навыков |
2. | Организм и среда | Теоретические и практические занятия | Репродуктивный, проблемный методы | Схемы, таблицы, видеофрагменты, фотографии | Тестирование |
3. | Сообщества и популяции | Теоретические и практические занятия | Репродуктивный, проблемный, поисковые методы | Схемы, таблицы, видеофрагменты, иллюстрации | Практические задания. Тестирование |
4. | Экосистемы | Теоретические и практические занятия | Репродуктивный, проблемный, поисковый методы | Схемы, таблицы, видеофрагменты, фотографии | Тестирование |
5. | Экологические проблемы и их решения | Теоретические и практические занятия | Репродуктивный, проблемный, поисковый методы | Схемы, таблицы, видеофрагменты, фотографии | Тестирование |
6. | Экология человека | Теоретические и практические занятия | Репродуктивный, проблемный, поисковый, исследовательский методы | Схемы, таблицы, видеофрагменты, инструкции | Практические задания |
7. | Итоговое занятие | Практическое занятие | Поисковый, исследовательский методы | Схемы, таблицы, инструкции | Оценка проектных работ |
Литература
-
Вишнякова В.Ф. «Экология Ставропольского края» Ставрополь.2000 г. -
Белозеров В.С. « Экология и социальная география Ставропольского края» Ставрополь 1996 г. -
Черногоров А.Л., Шаповалов В.А и др. «История городов и селСтавропольского края» Ставрополь 2002 г. -
Ивановский В.А. «Занимательное краеведенье» Москва – Ставрополь. 2003 г. -
Алексеев А.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г. Практикум по экологии: Учебное пособие/ Под ред. Алексеева С.В. – М.: АО МДС, 1996. -
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг/ Под ред. Ашихминой Т.Я. – М.: «Агар», 2000. -
Буйволов Ю.А. Физико-химические методы изучения качества природных вод. – М., ЦСЮН, 1994. -
Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с. -
Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. Учебное пособие. М., изд-во “ Армпресс”, 2004. -
Методика рекогносцировочного обследования малых водоемов: Методическое пособие/ Богомолов А.С., Засадько Д.Н. – М.: Экосистема, 1998. -
Муравьев Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2000. -
Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 1999. -
Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб.: Химия, 1997. -
Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга / Изд. 2-е, перераб. и дополн.– Под ред. д.б.н. В.В. Скворцова. – СПб.: Крисмас +, 2006. -
Основы экологии: Проб. Учеб. для 9 кл. общеобраз. учреждений/ Н.М. Чернова, В.М. Галунин, В.М. Константинов. – М., Просвещение, 1995. -
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. -
Сентемов В.В., Перевощиков В.П. Исследовательский экологический практикум// Химия в школе. – 1999. - №3. -
Швец И.М., Добротина Н.А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2004. -
Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма.- М: Знание, 1979.
-
Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире. – М.: Ридерз Дайджест, 1997. -
Асланиди К.Б. и др. Экологическая азбука для детей и подростков. –М: Изд. МНЭПУ, 1995. -
Биология. Энциклопедический словарь школьника / Сост. П. Кошель -М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2000. -
Верзилин Н.М. По следам Робинзона - М.: Просвещение, 1994. -
Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. – М: Мысль, 1971. -
Занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт. – сост. Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев. – СПб.:Крисмас+, 2003. -
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль. «Академия развития», 1998. -
Я познаю мир. Дет. энциклоп.: Экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ».