Файл: Урок толерантности. Дом общечеловеческих ценностей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Публикация: Урок толерантности. «Дом общечеловеческих ценностей»

Оренбургская область, Кваркенский район, с.Кваркено.
Автор публикации: Демченко Наталья Васильевна

- Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Кваркенский Центр внешкольной работы» (МАУДО «Кваркенский ЦВР);

-Педагог дополнительного образования


Цель: воспитание толерантности (терпимости) через общечеловеческие ценности.

Задачи:

- знакомство воспитанников с понятием «толерантность»;

- развитие коммуникативных навыков, творческого потенциала воспитанников;

- формирование толерантных установок по отношению к разным людям, формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Оборудование: презентация, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, мы живём в общем доме, все мы разные, но планета у нас одна. И как раз потому, что нас так много, и что мы живём все рядом – необходимо жить в мире и согласии, в дружбе и уважении, протягивать друг другу руку помощи. Именно поэтому мы не можем делать всё, что вздумается. Плохо, когда люди воюют, ссорятся, не умеют мирно договариваться. Нужно учиться жить в мире и согласии с детства.

Ребята, сегодня у нас очень серьезная тема занятия. Мы будем говорить о толерантности. Садитесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать.

II. Основная часть.

Воспитатель: Начать наше занятие я хочу со слов из сочинения школьника. «Каждый из нас единственный. А все вместе – спасение мира. Добро и зло неразделимы. Подобно любви и ненависти. Их объединяет терпимость. Всеобщая терпимость и есть спасение».

А терпимость это и есть толерантность. Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Толерантность должна стать нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка. Давайте проверим, толерантны ли вы?

Воспитатель: Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, и выясним уровень вашей толерантности.

1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я


а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) подружусь с ним

2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я

а) не буду с ним играть

б) толкну, стукну его

в) попрошу объяснить, что он делает

3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я

а) не буду с ним общаться

б) толкну, стукну его

в) постараюсь отвечать лучше

4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь, какой он неуклюжий

в) подружусь с ним

5. Если одноклассник верит в другого Бога, я

а) не буду с ним общаться

б) посмеюсь над ним

в) попрошу рассказать о его вере

Ответы: а) по 2 балла

б) по 1 баллу

в) по 3 балла

Вывод:

От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.

От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!

15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.

16 ноября – Международный день толерантности (терпимости).

В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости.

Сегодня мы попробуем создать дом толерантности, где будут жить в мире и согласии, любви и доверии, где царит радушие и гостеприимство, добро и справедливость, дружба и братство, терпение и понимание. Но для этого потребуется материал с особыми свойствами – миролюбие, терпимость, любовь, трудолюбие, дружба, вежливость и другие свойства, то есть общечеловеческие ценности.

- С чего же начинается строительство дома? (Ответы детей)

Правильно, с закладки фундамента. Вместе, дружно, сообща, кирпич за кирпичиком мы создадим этот дом. Фундаментом нашего дома будет «мир, миролюбие».

В нашем доме должен быть мир. Ведь все мы хотим, чтобы на нашей планете был мир. Только от нас самих зависит её дальнейшая судьба.

Дети XXI века, жители разных стран и континентов, участники проекта «Мы пишем «Книгу мира» считают, что важнейшая задача человечества – сохранить мир на нашей планете. Чувство ответственности за существование жизни на земле, за будущее людей планеты заставило детей написать

«Книгу мира». Основная цель книги – объединение детей планеты для решения одной важной задачи – сохранения мира на Земле. Итак, фундамент нашего дома-мир. Его никто не сможет разрушить, потому что единство – это большая сила.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю игру «Что есть что». На столах перед вами разложены карточки. Я зачитаю по очереди определения, а вы должны быстро подобрать к ним слова - понятия.

1.Проявление заботы, внимания, уход за кем-то. (Заботливость)

2.Легкое установление контактов. (Общительность)

3.Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость. (Воспитанность)

4.Отзывчивость, дружеское отношение к людям. (Доброта)

5.Взаимная расположенность, привязанность друг к другу. (Дружба)

6.Почтительное отношение. (Уважение)

8.Сострадание (Милосердие)

9.Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги. (Скромность)

10.Любовь, привычка к труду, усердие в работе. (Трудолюбие)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали. А сейчас, мы с вами

заложим первый кирпичик нашего дома – кирпичик «вежливости».

Как же прожить в нашем доме без вежливости? Вежливость облегчает нашу жизнь. Вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» - все желания маленького героя исполнялись, как только он стал вежливым. Но вежливость – это не просто «волшебные слова». Это в первую очередь внимание к людям, вы не сказали ни слова – просто придержали тяжёлую дверь в магазине, пропустили вперёд пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжёлую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких «спасибо» и «пожалуйста» понял, что вы – человек вежливый. Конечно, слова тоже не стоит забывать, но всё же главное поступки.

Стоит запомнить простую истину: «Ничто не стоит нам так дёшево не ценится так дорого, как вежливость»

Конкурс «Ежели вы вежливы»

Воспитатель: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику.

- Вы встретились на улице и приветствуете друг друга

1. Доброе утро. 2.Здорово. 3.Привет. 4.Здравствуйте. 5.Хелло.

Какие слова приветствия, по-вашему, наиболее вежливы ? (Варианты ответа 1, 4).

- Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.


      1. Позовите Машу. 2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу. 3. Можно позвать Машу. 4. Здравствуйте, извините, Маша дома?(Варианты ответа2,4).

- В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

      1. Тот, кому 8 лет. 2.Тот, кому 11 лет. 3.Тот, кто вежливее. 4.Уступать дорогу не обязательно. (Вариант ответа- 3).

- Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?

      1. Простите меня, я выхожу! 2. Разрешите пройти. 3.Извините, можно пройти? (Варианты ответа-3).

- Вашему вниманию предлагаются выражения, которыми пользуются при обращении к незнакомому человеку или просто когда мы не знаем имени. Как бы вы начали фразу?

      1. Простите, пожалуйста… 2. Эй, мужик… 3.Я хочу узнать… 4. Будьте добры, скажите… (Варианты ответа-1,4).

- Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

  1. Скажите, сколько сейчас часов? 2.Вы не подскажете, который час? 3.Скажите, пожалуйста, который час? 4.Сколько времени? (Вариант ответа-3).

Для того чтобы построить дом, нам нужно будет потрудиться. Значит, мы не сможем обойтись без кирпичика «трудолюбие».

Вспомните пословицы о труде. (Ответы детей)

  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

  • Без труда нет добра;

  • Труд человека кормит, а лень портит;

  • Терпение и труд – всё перетрут.

Как вы думаете, доброта нужна в доме? (Ответы детей).

Следующий кирпичик – кирпичик «доброты».

Вот что пишет Сойнова Полина, чьё сочинение напечатали в «Книге мира», ей восемь лет: «Мой мир - это мир доброты. Здесь живут добрые люди. А живут они в маленьких домиках, которые выкрашены в яркие цвета. Заборов здесь нет, вместо них растут кусты. Люди живут и радуются, им очень нравится жить в таком мире. Вместе с людьми живут животные, их никто не обижает. В небе летают птицы и поют свои песни людям. Утро начинается с весёлого пения птиц. Люди просыпаются и принимаются за свои добрые дела. Здесь нет зависти, обид и ссор. Все друг дугу помогают. Сильный здесь не обидит слабого, а если надо, поможет. Вот такой мой мир мечты».

Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Давайте попробуем выработать правила доброты.


Правила доброты:

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других; не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

«Литературная викторина»

Назовите художественное произведение, из которого взят отрывок.

«Доброе утро! - крикнул он издали. - Доброе утро! Если это утро - доброе. В чём я лично сомневаюсь. Но это неважно. - Поздравляю тебя с днём рождения! Это ты меня? Конечно тебя. С моим днём рождения? Да. Значит у меня настоящий день рождения? - Конечно, и я принёс тебе подарок»

(А. Милн. «Винни – Пух и все, все,все»)

Бенгт рассчитывал, что девочка разозлиться, а ещё лучше – заплачет; и уж никак не ожидал, что она будет спокойно и даже дружески глядеть на них. Убедившись, что словами её не проймёшь, Бенгт толкнул девочку.

- Не могу сказать, чтобы ты вежливо обходился с дамами, заметила она и, схватив Бенгта своими сильными руками, подбросила его в воздух так высоко, что он повис на ветке берёзы. Затем она схватила другого мальчишку и закинула его на другую ветку. Так она раскидала всех мальчишек и воскликнула: «Эй, вы трусы! Впятером нападаете на одну девчонку – это подлость! (А. Линдгрен. «Пеппи – Длинный чулок»)

«Однажды какой-то проезжий слушал – слушал его и вдруг закричал:

-Всё это выдумки! Ничего этого не было, о чём ты рассказываешь. Старичок насупился и важно ответил:

- Те графы, бароны, князья и султаны, которых я имел честь называть лучшими своими друзьями, всегда говорили, что я самый Правдивый человек на земле»

(Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)

«Он сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Он схватил кофейник и выпил всё какао из носика, поперхнулся, пролил какао на скатерть».

(А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино)

«Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его, издали, сейчас же переходила на другую сторону улицы. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли спокойно пройти мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут её или, ещё того хуже, за косу дёрнут».

(Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»).

Воспитатель: На нашей огромной планете живут народы разных национальностей. Не все пока живут в мире, где-то идёт война. А мы с вами сейчас заложим следующий кирпичик