Файл: Урок толерантности. Дом общечеловеческих ценностей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Публикация: Урок толерантности. «Дом общечеловеческих ценностей»
Оренбургская область, Кваркенский район, с.Кваркено.
Автор публикации: Демченко Наталья Васильевна
- Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Кваркенский Центр внешкольной работы» (МАУДО «Кваркенский ЦВР);
-Педагог дополнительного образования
Цель: воспитание толерантности (терпимости) через общечеловеческие ценности.
Задачи:
- знакомство воспитанников с понятием «толерантность»;
- развитие коммуникативных навыков, творческого потенциала воспитанников;
- формирование толерантных установок по отношению к разным людям, формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Оборудование: презентация, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мы живём в общем доме, все мы разные, но планета у нас одна. И как раз потому, что нас так много, и что мы живём все рядом – необходимо жить в мире и согласии, в дружбе и уважении, протягивать друг другу руку помощи. Именно поэтому мы не можем делать всё, что вздумается. Плохо, когда люди воюют, ссорятся, не умеют мирно договариваться. Нужно учиться жить в мире и согласии с детства.
Ребята, сегодня у нас очень серьезная тема занятия. Мы будем говорить о толерантности. Садитесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать.
II. Основная часть.
Воспитатель: Начать наше занятие я хочу со слов из сочинения школьника. «Каждый из нас единственный. А все вместе – спасение мира. Добро и зло неразделимы. Подобно любви и ненависти. Их объединяет терпимость. Всеобщая терпимость и есть спасение».
А терпимость это и есть толерантность. Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Толерантность должна стать нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка. Давайте проверим, толерантны ли вы?
Воспитатель: Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, и выясним уровень вашей толерантности.
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь над ним
в) попрошу рассказать о его вере
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
16 ноября – Международный день толерантности (терпимости).
В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости.
Сегодня мы попробуем создать дом толерантности, где будут жить в мире и согласии, любви и доверии, где царит радушие и гостеприимство, добро и справедливость, дружба и братство, терпение и понимание. Но для этого потребуется материал с особыми свойствами – миролюбие, терпимость, любовь, трудолюбие, дружба, вежливость и другие свойства, то есть общечеловеческие ценности.
- С чего же начинается строительство дома? (Ответы детей)
Правильно, с закладки фундамента. Вместе, дружно, сообща, кирпич за кирпичиком мы создадим этот дом. Фундаментом нашего дома будет «мир, миролюбие».
В нашем доме должен быть мир. Ведь все мы хотим, чтобы на нашей планете был мир. Только от нас самих зависит её дальнейшая судьба.
Дети XXI века, жители разных стран и континентов, участники проекта «Мы пишем «Книгу мира» считают, что важнейшая задача человечества – сохранить мир на нашей планете. Чувство ответственности за существование жизни на земле, за будущее людей планеты заставило детей написать
«Книгу мира». Основная цель книги – объединение детей планеты для решения одной важной задачи – сохранения мира на Земле. Итак, фундамент нашего дома-мир. Его никто не сможет разрушить, потому что единство – это большая сила.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю игру «Что есть что». На столах перед вами разложены карточки. Я зачитаю по очереди определения, а вы должны быстро подобрать к ним слова - понятия.
1.Проявление заботы, внимания, уход за кем-то. (Заботливость)
2.Легкое установление контактов. (Общительность)
3.Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость. (Воспитанность)
4.Отзывчивость, дружеское отношение к людям. (Доброта)
5.Взаимная расположенность, привязанность друг к другу. (Дружба)
6.Почтительное отношение. (Уважение)
8.Сострадание (Милосердие)
9.Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги. (Скромность)
10.Любовь, привычка к труду, усердие в работе. (Трудолюбие)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали. А сейчас, мы с вами
заложим первый кирпичик нашего дома – кирпичик «вежливости».
Как же прожить в нашем доме без вежливости? Вежливость облегчает нашу жизнь. Вспомните рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» - все желания маленького героя исполнялись, как только он стал вежливым. Но вежливость – это не просто «волшебные слова». Это в первую очередь внимание к людям, вы не сказали ни слова – просто придержали тяжёлую дверь в магазине, пропустили вперёд пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжёлую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких «спасибо» и «пожалуйста» понял, что вы – человек вежливый. Конечно, слова тоже не стоит забывать, но всё же главное поступки.
Стоит запомнить простую истину: «Ничто не стоит нам так дёшево не ценится так дорого, как вежливость»
Конкурс «Ежели вы вежливы»
Воспитатель: Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику.
- Вы встретились на улице и приветствуете друг друга
1. Доброе утро. 2.Здорово. 3.Привет. 4.Здравствуйте. 5.Хелло.
Какие слова приветствия, по-вашему, наиболее вежливы ? (Варианты ответа 1, 4).
- Вы звоните по телефону и собираетесь позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.
-
Позовите Машу. 2. Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу. 3. Можно позвать Машу. 4. Здравствуйте, извините, Маша дома?(Варианты ответа2,4).
- В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?
-
Тот, кому 8 лет. 2.Тот, кому 11 лет. 3.Тот, кто вежливее. 4.Уступать дорогу не обязательно. (Вариант ответа- 3).
- Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?
-
Простите меня, я выхожу! 2. Разрешите пройти. 3.Извините, можно пройти? (Варианты ответа-3).
- Вашему вниманию предлагаются выражения, которыми пользуются при обращении к незнакомому человеку или просто когда мы не знаем имени. Как бы вы начали фразу?
-
Простите, пожалуйста… 2. Эй, мужик… 3.Я хочу узнать… 4. Будьте добры, скажите… (Варианты ответа-1,4).
- Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?
-
Скажите, сколько сейчас часов? 2.Вы не подскажете, который час? 3.Скажите, пожалуйста, который час? 4.Сколько времени? (Вариант ответа-3).
Для того чтобы построить дом, нам нужно будет потрудиться. Значит, мы не сможем обойтись без кирпичика «трудолюбие».
Вспомните пословицы о труде. (Ответы детей)
-
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; -
Без труда нет добра; -
Труд человека кормит, а лень портит; -
Терпение и труд – всё перетрут.
Как вы думаете, доброта нужна в доме? (Ответы детей).
Следующий кирпичик – кирпичик «доброты».
Вот что пишет Сойнова Полина, чьё сочинение напечатали в «Книге мира», ей восемь лет: «Мой мир - это мир доброты. Здесь живут добрые люди. А живут они в маленьких домиках, которые выкрашены в яркие цвета. Заборов здесь нет, вместо них растут кусты. Люди живут и радуются, им очень нравится жить в таком мире. Вместе с людьми живут животные, их никто не обижает. В небе летают птицы и поют свои песни людям. Утро начинается с весёлого пения птиц. Люди просыпаются и принимаются за свои добрые дела. Здесь нет зависти, обид и ссор. Все друг дугу помогают. Сильный здесь не обидит слабого, а если надо, поможет. Вот такой мой мир мечты».
Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Давайте попробуем выработать правила доброты.
Правила доброты:
- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
- прощать ошибки других; не жадничать;
- не завидовать;
- жалеть других.
«Литературная викторина»
Назовите художественное произведение, из которого взят отрывок.
«Доброе утро! - крикнул он издали. - Доброе утро! Если это утро - доброе. В чём я лично сомневаюсь. Но это неважно. - Поздравляю тебя с днём рождения! Это ты меня? Конечно тебя. С моим днём рождения? Да. Значит у меня настоящий день рождения? - Конечно, и я принёс тебе подарок»
(А. Милн. «Винни – Пух и все, все,все»)
Бенгт рассчитывал, что девочка разозлиться, а ещё лучше – заплачет; и уж никак не ожидал, что она будет спокойно и даже дружески глядеть на них. Убедившись, что словами её не проймёшь, Бенгт толкнул девочку.
- Не могу сказать, чтобы ты вежливо обходился с дамами, заметила она и, схватив Бенгта своими сильными руками, подбросила его в воздух так высоко, что он повис на ветке берёзы. Затем она схватила другого мальчишку и закинула его на другую ветку. Так она раскидала всех мальчишек и воскликнула: «Эй, вы трусы! Впятером нападаете на одну девчонку – это подлость! (А. Линдгрен. «Пеппи – Длинный чулок»)
«Однажды какой-то проезжий слушал – слушал его и вдруг закричал:
-Всё это выдумки! Ничего этого не было, о чём ты рассказываешь. Старичок насупился и важно ответил:
- Те графы, бароны, князья и султаны, которых я имел честь называть лучшими своими друзьями, всегда говорили, что я самый Правдивый человек на земле»
(Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)
«Он сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Он схватил кофейник и выпил всё какао из носика, поперхнулся, пролил какао на скатерть».
(А. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино)
«Если какая-нибудь малышка встречала на улице малыша, то, завидев его, издали, сейчас же переходила на другую сторону улицы. И хорошо делала, потому что среди малышей часто попадались такие, которые не могли спокойно пройти мимо малышки, а обязательно скажут ей что-нибудь обидное, даже толкнут её или, ещё того хуже, за косу дёрнут».
(Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»).
Воспитатель: На нашей огромной планете живут народы разных национальностей. Не все пока живут в мире, где-то идёт война. А мы с вами сейчас заложим следующий кирпичик