Файл: Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация работы в общеобразовательных организациях по профилактике деструктивного и асоциального поведения обучающихся
«Даже если человек страдает сам из-за себя,
разве не лучше, чтобы ему помогли,
если кто-то на это способен?»
Серен Къеркегор.
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний.
Анализ ситуации в муниципальном районе показал небольшой рост подростковой преступности, следовательно, рост учащихся, стоящих на профилактических учетах. Это говорит о необходимости усиления профилактической работы.
Деструктивное поведение
– это поведение, ведущее к саморазрушению.
Асоциальное поведение (или антиобщественное поведение) – это поведение, которое противоречит социальным нормам. На основании ст.151 УК РФ под антиобщественным поведением понимается: злоупотребление алкогольными напитками и одурманивающим веществом, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.
Разграничить эти понятия сложно, т.к. одно вытекает из другого. Главная задача классного руководителя первичная профилактика, которая охватывает всех учащихся в классе. Говоря о профилактике деструктивного и асоциального поведения, следует говорить о профилактике сохранения здоровья.
Подумайте и запишите на своих листочках, что Вы понимаете под понятием ЗДОРОВЬЕ? У Вас 2 мин. (записываем на доске все варианты).
По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (разделим все варианты по определению)
В работе по первичной профилактике рекомендуется рассматривать понятие «Здоровье» как единое целое, включающее в себя 6 основных аспекта: Физический, Духовный, Социальный, Интеллектуальный, Эмоциональный и Личностный. Только прорабатывая все аспекты можно добиться положительных результатов.
Чаще всего, говоря о Здоровье, мы подразумеваем только Физический аспект.(В планах по профилактике включают мероприятия по профилактике ЗОЖ. Взглянем на доску) Что можно отнести к физическому аспекту? Мероприятия, пропагандирующие занятия спортом, режим дня, гигиена, правильное питание, отказ от употребления ПАВ.
Социальный аспект. При данном аспекте подросток изучает окружающую среду (Кто меня окружает, что меня окружает) Задача педагога научить правильно, безопасно влиться в окружающую среду. Должны научить навыкам эффективного общения, безопасному поведению (дома, на улице, на дороге, на воде, в природе). Люди преуспевают, только если преуспевают их отношения с другими людьми.
Эмоциональный аспект.
В период подросткового созревания у детей часто меняется настроение, раскрывая эмоциональный аспект, классный руководитель должен научить справляться со своими чувствами и эмоциями. Лишь поговорив о своих переживаниях, подросток не замкнется. Самый эффективный способ это метод активного слушания.
Духовный аспект. На подростка навалились переживания (поругался с родителями, как справиться с на хлынувшей обидой? Пойти, что-нибудь сломать назло родителям? В этом случае следует привлекать детей к творчеству, найдя себе занятие по душе, ребенок будет выплескивать свой негатив на нем.
Интеллектуальный аспект. В нашем мире очень много информации (век информационных технологий) Подросток теряется в потоке информаций. Задача педагога, научить правильному отбору информации. Дети должны:
-
Понимать, какая ему нужна информация -
Уметь найти необходимую информацию -
Применить знания на практике
Личностный аспект. В период полового созревания у ребенка начинает формироваться собственное мнение, свое «Я». В это время важно считаться с его мнением.
«Я»:
означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше "я", чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.
любовь к себе - это признание своих достоинств и значит понимание того, за что тебя любят и уважают другие люди. Любовь к себе – это понимание того, за что можно любить и уважать окружающих, а так же умение это делать. (Обязательно, хвалите детей!!! Ты любишь себя, значит, ты сделаешь домашнее задание.)
Все подростки стремятся самоутвердиться, если этого не происходит, он становиться изгоем: замыкается в себе, не может высказать свои переживания, как следствие становиться потенциальным подростком «группы риска».
В каждом классе и на информационных досках для учащихся должна висеть информация о детском телефоне доверия (ящики доверия). Классный руководитель обязательно должен донести до каждого ребенка эту информацию.
Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции деструктивного и асоциального поведения.
Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!
«Понять!» - структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.
«Принять!» - выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.
«Помочь!» - применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).