ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 417
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Учебная», «Справочная», «Научная» и «Научно-популярная»,
внутри рубрик издания размещены по алфавиту.
Доц. каф. ГиСЭД,
канд. истор. наук
М. О. Мельцин
12
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
Историческая наука делает свои выводы в результате анализа,
исследования и сопоставления исторических источников. Историческим
источником может стать любой остаток прошлого, связанный с деятельностью
(или даже только с жизнедеятельностью) людей. Мы говорим «может
стать», потому что реально историческим источником становится
лишь такой остаток прошлого, связанный с деятельностью людей, который
попал в поле зрения историка-исследователя.
Разработкой приемов выявления, классификации, комплексной обработки
исторических источников занимается источниковедение. Традиционное
источниковедение, сложившееся в конце XIX — начале XX вв., делит
источники на три группы — устные, письменные и вещественные 1.
Под устными источниками понимаются рассказы очевидцев и фольклорные
произведения, существующие в устной форме. Исследовательская
работа с устными источниками в их исходном состоянии практически
невозможна, т. к. они существуют, пока произносится текст.
Научное исследование, предполагающее, как минимум, неоднократное
возвращение к материалу, ознакомление с ним других исследователей,
сопоставление с другими источниками, ставит перед собирателем проблему
фиксации устного источника. Собственно, это единственная
задача, которую реально можно ставить применительно к устному
источнику, после чего он переходит уже в другую категорию.
Под письменными источниками обычно понимаются любые тексты
в узком смысле этого слова, т. е. зафиксированные знаками письменности
(буквами, цифрами или иероглифами).
Под вещественными источниками понимаются любые предметы, сделанные
или обработанные человеком или хранящие следы воздействия
человека 2, а также останки самого человека.
Эта классификация, возникшая около ста лет назад, в настоящий момент
нуждается в уточнении. Во-первых, под нее не подпадают источники,
записанные нетекстовым способом, которых на протяжении XX в. становилось
все больше и больше. Это и аудиозаписи всех видов, и
кинопленки, и видеозаписи, и записи на электронных носителях. Формально,
они должны быть отнесены к вещественным, в то время как сама
вторая часть слова «-записи» указывает на их в каком-то смысле «письВведение
13
Введение
менный» характер. Во-вторых, многие бесспорно вещественные источники
несут на себе символическую (знаковую) информацию, не являющуюся
в узком смысле текстом. Определенный рисунок татуировки у ряда
племен свидетельствует об определенном социальном положении. В окружающем
нас обществе это явление особенно заметно в униформе: определенное
количество звездочек на погоне указывает на конкретное звание
их носителя, лампасы на форменных брюках свидетельствуют
о генеральском чине. Умение «читать» эти знаки во многом сродни умению
читать обыкновенные тексты. В-третьих, отделение письменных источников
от вещественных вообще невозможно. Любой письменный источник
является одновременно и вещественным: текст обязательно
написан на каком-то носителе — бумаге, бересте, папирусе, пергамене,
камне, глине, дереве, ткани 3. С другой стороны, значение источников,
на которых имеется текст, не сводится к этому тексту, но лишь в очень
малой степени этим текстом определяется. Имя мастера-ремесленника на
сделанной вещи (равно как и современный фирменный «лейбл») делает
ли эту вещь письменным источником? А надпись на оружии? Наконец,
такой специфический источник, как монеты,— безусловно, письменный
и в то же время вещественный.
Все это приводит к выводу, что разумнее делить исторические
источники на две категории — устные, в отношении которых решается
задача максимально адекватной фиксации, и вещественные, т. е.
существующие в материальном виде. В свою очередь, среди этих последних
можно выделить подгруппу символических (или текстовых
в широком смысле этого слова), т. е. таких, при создании которых преследовалась
цель что-либо сообщить. Остальные вещественные
источники (иконические) создавались без этой цели.
Осуществив поиск и выявление исторического источника, исследователь
переходит к его научной критике. Научную критику исторического
источника принято делить на этапы внешней и внутренней критики.
Внешняя критика призвана дать информацию о происхождении
источника — времени и месте его возникновения (или
этапах его формирования,
если источник формировался на протяжении длительного
времени и/или в разных местах), социальной среде, в которой он возник
(в идеале — конкретном создателе или создателях), о задачах создания
источника. Часто внешнюю критику связывают с установлением подлинности
источника. В принципе, неподлинных источников не бывает —
бывают источники, в задачи создания которых входило выдать их
за созданные не в то время, не в том месте, не с той целью или не тем
человеком, которым они были созданы на самом деле. Внешняя критика
призвана правильно атрибутировать источник по этим параметрам.
Внутренняя критика предполагает работу уже с самой информацией,
содержащейся в источнике. На основе сопоставления и совместного
анализа разных источников исследователь переходит к исторической
реконструкции — восстановлению собственно ткани исторических
событий. При работе с символическими источниками ставится задача
14
М. О. Мельцин. Вспомогательные исторические дисциплины
установления степени соответствия жизненных явлений их отражению
в источнике (достоверности источника). При этом учитывается
национальная, культурная, религиозная, социальная, политическая
принадлежность его создателя и задачи создания источника, разрыв во
времени между событиями и созданием источника, о них сообщающего,
и многое другое. При работе с иконическими источниками такая задача
не стоит — применительно к ним едва ли можно говорить о внутренней
критике, хотя они могут привлекаться для внутренней критики символических
источников.
Вспомогательные исторические дисциплины — это дисциплины, разрабатывающие
специфические методики и технические приемы критики
исторических источников. Иными словами, именно вспомогательные
исторические дисциплины позволяют проделать путь от исторического
источника к историческому построению. Для того, чтобы писать историю,
необходимо овладение комплексом вспомогательных исторических
дисциплин.
Формирование вспомогательных исторических дисциплин началось
еще в средние века, но сперва эти дисциплины носили не научный,
а практический характер. Для того, чтобы отличать фальшивую монету
от настоящей, поддельный документ от подлинного
, чтобы узнавать
рыцаря по гербу, чтобы уметь переводить одни единицы измерения в другие
и т. д., необходимо было обладать определенными познаниями и навыками.
Научные цели стали ставиться позже. В России начало научной
разработки этих дисциплин относится к середине XIX в., когда
П. М. Строев впервые стал формировать нормы археографии — правил
публикации исторических документов. На протяжении полутора столетий
многие дисциплины были тщательно и глубоко разработаны.
Огромный вклад в русскую геральдику внесли А. Б. Лакиер, Ю. В. Арсеньев,
В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Н. А. Соболева, Г. В. Вилинбахов,
М. Ю. Медведев; в сфрагистику — А. В. Орешников, Н. П. Лихачев,
В. Л. Янин, Н. А. Соболева, Е. И. Каменцева; в нумизматику —
гр. И. И. Толстой, А. В. Орешников, Н. П. Лихачев, И. Г. Спасский,
В. М. Потин, Г. А. Федоров-Давыдов, В. Л. Янин, А. С. Мельникова,
В. В. Уздеников; в фалеристику — И. Г. Спасский, И. В. Можейко,
В. Г. Бурков, В. А. Дуров; в униформологию — А. В. Висковатов,
Г. С. Габаев, В. В. Звегинцев, В. М. Глинка, Л. Е. Шепелёв и др. Бросается
в глаза, что некоторые исследователи оставили свой след в разработке целого
ряда дисциплин — это естественно, ведь многие из них взаимосвязаны,
да и в исследовательской работе историка необходимо привлечение
самых разных дисциплин. В этой связи необходимо отметить вклад
историка, разработавшего на высоком научном уровне систему вспомогательных
исторических дисциплин в целом,— палеографа, нумизмата,
сфрагиста, генеалога, историка академика Николая Петровича Лихачева
(1862–1936).
15
Обзор вспомогательных исторических дисциплин
Традиционно под вспомогательными историческими дисциплинами
принято понимать целый комплекс областей научного знания, используемых
в ходе исторического исследования. Обычно речь идет о тех научных
дисциплинах, которые занимаются не глобальной реконструкцией
исторических и культурных процессов, а скорее концентрируют свое
внимание на локальном предмете исследования. Например, хронология
изучает системы счисления времени у разных народов в разные исторические
эпохи; геральдика изучает историю бытования гербов и т. д. Привести
исчерпывающий список подобных дисциплин невозможно, во-первых,
потому что все время появляются новые области научного знания,
как в результате разделения дисциплин, так и в результате слияния их
друг с другом. Во-вторых, предмет истории тоже изменяется со временем,
скажем, в советское время она преимущественно занималась социально-
экономическими процессами, а сейчас возрождается интерес
к истории культуры, повседневности, краеведению и т.п. В связи с этим
история часто обращается к дисциплинам, являющимся разделами других
наук (ономастика, текстология) и просто к другим научным областям,
таким как музееведение, искусствоведение, этнография.
Вспомогательные исторические дисциплины, которые также называют
специальными, имеют каждая свою историю становления, поскольку
многие из них возникали из практики конкретных прагматических
разработок. Если бы мы захотели создать подробную классификацию этих
дисциплин, нам пришлось бы проводить довольно сложное и громоздкое
исследование. Тем не менее для более удобной ориентации в них можно
предложить несколько упрощенную схему систематизации вспомогательных
исторических дисциплин, которая позволит выделить среди них
определенную группу — дисциплины, изучающие визуальные символические
системы.
1. Дисциплины, начинавшиеся с изучения конкретных материальных
объектов, того, «что можно взять в руки». Таковы нумизматика
с бонистикой, фалеристика, сфрагистика, геральдика, вексиллология,
униформология, оружиеведение, некрополистика, эпиграфика, папирология,
берестология, кодикология (с палеографией и филиграноведением),
дипломатика, летописеведение, хронография и др. Например,