Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мертворождение – это гибель плода до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. На смерть указывает отсутствие у плода дыхания либо других признаков жизни – сердцебиения, пульсации пуповины или произвольных движений мускулатуры.
Новорожденный - плод (продукт зачатия), достигший жизнеспособности, т.е. при массе тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, при длине тела 35 см и более или сроке беременности 28 недель и более).
Но во многих странах мира жизнеспособным плод считается при массе тела 500 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, при длине тела 25 см и более или сроке беременности 22 недели и более).
В то же время, если плод (масса от 500 до 999 г) прожил более 168 часов после рождения (7 суток), он считается новорожденным и в случае его смерти подлежит регистрации в органах ЗАГСа.
Понятие «сразу же после родов», выделенное в диспозиции ст.106, имеет четкое медицинское определение. Это – краткий промежуток времени после выделения плаценты (детского места). Время до выделения плаценты после рождения ребенка определяется как роды».
Таким образом, момент начала родов, когда появляется головка, но весь ребенок еще не вышел, ещё не является живорождением, потому не всякие совершенные в этот момент женщиной деяния по уничтожению плода можно квалифицировать как убийство, ведь ребенок может родиться мертвым. Однако, на наш взгляд, если в это время женщина в это время намеренно повредила головку ребенка острым предметом - это уже можно квалифицировать как убийство, хотя на практике трудно доказать. В этом случае, конечно, надо провести экспертизу для определения того, был ли плод при этом живым или мертвым.
2.2 Объективная сторона
Объективная сторона данного преступления), выражается в причинении смерти новорожденному ребенку путем действия (например, удушение или нанесение ран и ушибов) или бездействия – оставление новорожденного без помощи и кормления, т.е. сознательными действиями матери, направленными на лишение жизни младенца, во-вторых, преступным результатом в виде смерти новорожденного и причинно-следственной связью между ними. Диспозиция ст.106 УК имеет сложную конструкцию, которую, составляют четыре самостоятельных условия, образующих объективную сторону рассматриваемого состава преступления: 1) убийство матерью своего новорожденного ребенка во время родов 2) убийство матерью новорожденного ребенка сразу же после родов; 2) убийство матерью своего новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации; 3) убийство матерью своего новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. «Некоторые из этих преступлений (например, убийство во время родов) могут быть совершены путем только действия, другие – как в форме действия (утопление, удушение, сожжение, нанесение ран и т.д.), так и бездействия (отказ от кормления, непринятие мер к защите ребенка от воздействия низких температур и т.п.)».
Убийство новорожденного во время или сразу же после родов не связывается законодателем с каким-либо особым психологическим состоянием роженицы. Можно лишь предполагать, что законодатель имел в виду именно такое состояние матери-убийцы, но в диспозиции нормы свою мысль четко не выразил.
Неясность уголовного закона порождает ситуации, ставящие судебную практику в тупик. Возникает вопрос можно ли квалифицировать по ст. 106 УК заранее обдуманное убийство новорожденного сразу же после родов женщиной, неоднократно рожавшей до этого и не испытывающей особого психологического дискомфорта от подобной процедуры? По букве закона – да, по смыслу – нет. Поэтому некоторые авторы, в частности, А.И. Коробеев, считают, что в таком случае убийство новорожденного сразу же после родов не следует квалифицировать по данной статье, и целесообразно было бы квалифицировать как простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Такая точка зрения оправданна, потому что на практике некоторые матери-убийцы заранее планируют свое преступление и не испытывают психических страданий по этому поводу. На то же указывает и В.М. Лебедев: «Убийство новорожденного ребенка матерью, которая находилась в нормальном состоянии во время или сразу после родов, влечет уголовную ответственность на общих основаниях».
Психотравмирующая ситуация - это определенная обстановка совершения преступления, в условиях которой оказывается мать новорожденного ребенка. «Решающее значение в этом случае приобретает психологическое значение ситуативных воздействий, имеющих место как до начала родов, так и в их процессе, а также после их окончания до истечения месячного срока. Например, отказ отца ребенка признать его своим, зарегистрировать брачные отношения, оказывать помощь и поддержку, трагические события с близкими людьми и другие схожие обстоятельства, негативно воздействуя на психику матери, могут подвигнуть мать на убийство новорожденного ребенка». Этот феномен также имеет свои характеристики. Возникновение ситуаций такого рода определяют характер психической травмы, с одной стороны, и особенности личности, на которую воздействует эта травма, - с другой.
Длительность воздействия психотравмирующих факторов обусловлена не только непосредственно ситуацией родов, но в большей степени отношением личности к этой ситуации.
Большое значение придается внешней стороне психотравмирующей ситуации, когда выключаются ряд привычных сенсорных раздражителей и притоки внешний впечатлений. Таким образом, можно определить анализируемый феномен как своеобразный срыв высшей нервной деятельности».
Еще одним признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является убийство матерью своего новорожденного ребенка, совершенное в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Утверждается, что психическое расстройство, не исключающее вменяемости, обусловлено индивидуальными особенностями роженицы, пережившей глубокие психические потрясения, что отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья женщины и способно вызвать послеродовые психозы (депрессия, бредовые состояния и т.п.). Однако виновная при этом способна отдавать отчет своим действиям и руководить ими, поэтому и подлежит уголовной ответственности.
Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является время совершения убийства. К вопросу о времени и условиях совершения деяния надо подходить индивидуально, назначать экспертизу, чтобы установить наличие в момент совершения убийства отклонения от нормального состояния, так как убийство через значительный промежуток времени не может объясняться специфическим состоянием женщины.
«… единственным смягчающим обстоятельством при детоубийстве может быть предусмотренное в законе «особое психическое состояние женщины» в момент родов и непосредственно после них, обусловленное экстремальной ситуацией – родами. Продолжительность этого состояния женщины следует определять в каждом конкретном случае с помощью специалистов, учитывая индивидуальные особенности женщины и условия психотравмирующей ситуации. Здесь необходима судебно- психиатрическая экспертиза. В любом случае, время, в течение которого преступление следует квалифицировать по данной статье, не должно превышать месячного срока, потому что этим сроком определяется период новорожденности.
2.3 Субъективная сторона
Субъективная сторона убийства характеризуется психическим отношением субъекта к своим действиям (бездействию) и последствиям – наступившей смерти потерпевшего. Убийство относится к числу тех немногих преступлений, которые могут быть совершены как с прямым, так и с косвенным умыслом. «Умысел при этом должен быть внезапно возникшим».
Субъективная сторона убийства матерью новорожденного ребенка представлена чаще всего прямым умыслом. Возможен и косвенный умысел. Психическое отношение матери-убийцы к своим действиям (бездействию) и последствиям видно из желания наступления смерти новорожденного ребенка или сознательно допускает наступление этой смерти. Умысел при этом не обязательно должен быть внезапно возникшим.
Вина, как определенная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию, составляет ядро субъективной стороны преступления, хотя и не исчерпывает полностью ее содержания. Вина, как обязательный признак любого преступления, здесь выступает в форме умысла.
Вину матери-убийцы в причинении смерти своему новорожденному ребенку можно определить ее психическим отношением в форме умысла.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев умышленные детоубийства совершаются непосредственно после родов. Но в отдельных случаях это может происходить и во время родов, когда мать помогает себе при отсутствии посторонней помощи, грубо прикасаясь к ребенку руками. Здесь, по моему мнению, речь может идти и о неосторожном либо даже случайном причинении матерью смерти ребенку без наличия умысла на его убийство, что должно исключать уголовную ответственность.
Примером может служить прекращение уголовного дела за отсутствием вины по факту убийства ребенка во время родов семнадцатилетней М., которая рожала в комнате общежития без посторонней помощи. В заключении судебно-медицинской экспертизы было указано определенно, что ребенок родился живым, но задушен руками. При дополнительном допросе эксперта следователь задал ему вопрос: "Могла ли М. задушить ребенка во время родов, если рожала одна и была в этом не опытна?" Эксперт ответил: "Да, могла, если ребенок шел правильно". Дело было прекращено, так как при такой ситуации умысел на убийство ребенка роженицей был поставлен под сомнение, поскольку мать могла причинить смерть ребенку в результате болевого стресса, пытаясь оказать сама себе помощь, что и вытекало из ее показаний.
Умысел на убийство ребенка, возникший заранее в абстрактном виде, конкретизируется непосредственно в момент родов под влиянием болевого и психологического стресса. Тем не менее она, как правило, скрывает беременность и старается рожать одна без свидетелей и акушеров, которые могут помешать ей в реализации задуманного преступления. Это предродовое поведение беременной не может выступать в качестве прямого доказательства ее умысла на последующее убийство ребенка, но, несомненно, является существенной косвенной уликой в системе доказательств ее умысла на совершение этого преступления. Умысел характеризует в данном случае и т. наз. «ошибка в объекте преступного посягательства». Это означает, что женщина зачастую воспринимает только что родившегося ребенка не как человека, а продолжает воспринимать его как плод, т.е. часть своего тела и считает допустимым избавиться от него.
Детоубийство, по моему мнению, может быть совершено не только путем действия, но и путем бездействия матери во время родов или сразу же после них - например, когда ребенок оказывается в опасном для жизни состоянии и мать, осознавая это, ничего не предпринимает для его спасения, при условии, что она в этот момент в силу своего физического состояния способна принять меры к его спасению. «Для состава преступления не имеет значения, заранее возник умысел на убийство ребенка или внезапно в момент родов, но заранее возникший умысел увеличивает общественную опасность убийства». Однако другие авторы считают, что «Умысел при этом должен быть внезапно возникшим», иначе нельзя говорить об особом психическом состоянии женщины и нет оснований применять данную статью. Неосторожное причинение смерти не влечет ответственности по ст.106 УК, поскольку из определения убийства следует, что это есть умышленное причинение смерти.
Мотивы детоубийства могут быть самыми различными, в законе они не оговариваются. Это может быть стыд перед окружающими, тяжелое материальное положение, страх перед родителями и т.д. Как правило, несколько таких мотивов объединяются в один общий, дополняя и усиливая друг друга. В литературе высказываются мнения, что все эти мотивы накопились у женщины за долгие века преследования ее по религиозной и социальной линиям за внебрачную беременность. Но, думается, что в наше время сформировались и новые мотивы, основанные, напротив, на отходе от требований религии и культуры, на корысти и эгоизме.
Кроме вины, мотива и цели, субъективная сторона детоубийства обязательно содержит эмоциональный признак. Именно в нем заключается основная специфика этого вида убийства и отличие от других его видов и форм. Психологи говорят, что родовой акт сильно сказывается на нервной и сосудистой системах женщины и может привести к более или менее выраженным изменениям психики. По свидетельству самих рожениц, болезненные физиологические процессы при родах и эмоциональное состояние сливаются в один настолько бурный процесс, что могут полностью подчинить волю женщины и изменить ее действия в направлении скорейшего избавления от всех этих мук.
2.4 Субъект преступления. Суррогатная мать как субъект
Субъект преступления – это лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное в соответствии с законом понести за него уголовную ответственность. К основным признакам субъекта относятся: физическое лицо, вменяемость, достижение определенного законом возраста (ст.19 УК).