Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данное преступление имеет специальный субъект. «Субъектом преступления, предусмотренного ст.106 УК РФ, может быть только мать ребенка, достигшая 16 лет».
Специальный субъект – это лицо, совершившее преступление и обладающее помимо общих дополнительными признаками, относящееся к служебному положению, полу, национальности и т.д. В связи с распространением в последнее время института суррогатного материнства следует рассмотреть суррогатную мать как возможный субъект данного преступления. Субъектом данного преступления может быть только мать. Но с какого момента женщина становится матерью? В данном случае необходимо различать фактическое и юридическое материнство. Фактически женщина становится матерью с момента рождения, юридически, согласно ч. 1 ст. 48 Семейного кодекса, с момента установления рождения ребенка от матери органом записи актов гражданского состояния. Учитывая, что женщина становится матерью с момента юридического закрепления рождения ребенка органами записи актов гражданского состояния, появляется юридическая проблема. Если женщина родила ребенка и, сразу же после родов, либо в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, но до записи ее в качестве матери, убила его, тогда возникает весьма интересная ситуация. Действия женщины в таком случае будут квалифицированы по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку новорожденный бесспорно находится в беспомощном состоянии, либо по ст. 107 УК, в случае аффективного состояния женщины. Однако, во-первых, женщина убивает ребенка, которого сама родила, и, во-вторых, в основе убийства лежали все те психофизиологические детерминанты, которые учтены в качестве субъективного критерия статьей 106 УК РФ. Справедливость требует квалифицировать ее действия именно по данной статье, однако юридически женщина не имеет статуса специального субъекта преступления (хотя имеет его фактически), следовательно, квалификация по признакам либеральной нормы исключена. Такой вариант развития событий возможен в том случае, если суррогатная мать вынашивает эмбрион для дальнейшего признания ребенка собственным. Другая ситуация: когда убийство совершает биологическая мать после передачи ей ребенка суррогатной матерью. В этом случае не может иметь место психотравмирующая ситуация, вызванная беременностью или родами.
Парадоксальность ситуации заключается в том, что квалификация деяния в случае признания материнства только при наличии юридически значимых действий ставится в зависимость не от субъективных критериев, не от императива вины, являющегося основополагающим принципом решения вопросов уголовной ответственности, а от фактической регистрации женщины в качестве матери. Следует заметить, что Семейный кодекс закрепляет наличие материнства только после записи в книге записей рождения (ч. 1 ст. 48 Семейного кодекса), значит, женщина считается матерью с момента соответствующей записи. Вопрос об ответственности суррогатной матери за убийство новорожденного не урегулирован должным образом в настоящее время.
Возраст. Частью 2 ст.20 Уголовного Кодекса РФ убийство отнесено к числу преступлений, за совершение которых ответственность наступает для лиц уже с 14-тилетнего возраста, но по ст.106 УК РФ уголовная ответственность матери новорожденного ребенка наступает с достижением 16-ти лет. Это объясняется тем, что скорей всего, мать новорожденного ребенка в 14 лет, не осознает фактический характер своих действий (бездействия) либо руководить ими, как и то, что 14-тилетняя девочка не может осознавать всю ответственность материнства, саму сущность материнства. При этом сущность данного деяния не осознается в полной мере несовершеннолетней матерью-убийцей, так как в плане материнства она не достигла должной эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.
Кроме того, к основным признакам субъекта относится и вменяемость (ст.19 УК). Раскрывая понятие невменяемости, наука уголовного права пользуется двумя критериями: медицинским (биологическим) и юридическим (психологическим). Юридический критерий определяет суд, когда он дает оценку лицу, совершившему общественно опасное деяние, как не способному осознавать характер своих действий или руководить ими. Медицинский критерий раскрывает причины этой неспособности: болезненное состояние психики человека или отставание в психологическом развитии лица, совершившего общественно опасное деяние. При этом медицинский критерий должен обязательно сочетаться с юридическим. Только при этом условии лицо может быть признано невменяемым. При квалификации данного преступления имеются в виду психические аномалии, свидетельствующие об ограниченной вменяемости (ст.22 УК РФ), которая в данном случае оказывается обстоятельством, влияющим на квалификацию преступления. Психические аномалии необходимо отграничивать от так называемых послеродовых психозов, заболеваний шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, спровоцированных беременностью и родами. При квалификации деяния в таких случаях необходимо проведение судебно-психиатрической экспертизы, которая бы дала конкретные ответы на возникающие вопросы. Например, установить наличие в момент совершения убийства отклонения от нормального состояния, так как убийство через значительный промежуток времени не может объясняться специфическим состоянием женщины. Если заключением судебно-психиатрической экспертизы мать–убийцу признают невменяемой, то есть, то что она не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики, она не будет подлежать уголовной ответственности. В отношении нее могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
2.5 Соучастие
Еще одним вопросом при квалификации детоубийств является правовая оценка соучастников. Очевидно, они не могут нести ответственность по той же статье уголовного закона, что и исполнительница преступления, так как ст.106 УК создана специально для детоубийц-матерей. Соучастники несут ответственность по общему закону: соисполнитель - по ч.1 ст.105 УК, подстрекатель и пособник - по этой же статье с добавлением соответственно чч.4 и 5 ст.33 УК. При квалификации действий соисполнителя, при условии, если он был один, отягчающий признак группы, полагаю, отсутствует. Соучастниками могут выступать отец ребенка, родители и другие члены семьи роженицы, а также при убийстве ребенка суррогатной матерью подстрекателем и (или) пособником может быть мать биологическая.
Сложности возникают при квалификации этого преступления, поскольку групповой квалифицирующий признак отсутствует. «… стали встречаться факты, когда в умерщвлении новорожденного ребенка, наряду с матерью, участвуют другие лица (сожители, подруги, родственники). Квалификация убийства матерью новорожденного ребенка с участием другого лица имеет особенности. Состав привилегированный, более мягкая санкция за совершение преступления, в сравнении с убийством, квалифицируемым по ст.105 УК РФ, предусмотрена с учетом эмоционального состояния женщины во время родов и сразу после них. Казалось бы, для соучастника, который признаками специального субъекта не обладает, квалификация должна реализовываться по правилам пособничества совершению преступления. Однако такое решение было бы ошибочным. Субъект выступает «соисполнителем» убийства, но он не является субъектом состава, предусмотренного ст.106 УК РФ. По этой причине с учетом правил конкуренции общего и специального состава его действия надлежит квалифицировать по ст.105 УК (соответственно по ее частям и пунктам)». Так, Кызылским городским судом Республики Тыва были осуждены родные сестры. Младшая Л. помогала при родах своей старшей сестры К. в туалете средней школы №2 города Кызыла, после чего, они, выбросив родившегося живым ребенка в туалет (где позже его уже нашли мертвым), скрылись от места преступления. По их показаниям судом установлено, что данное преступление Л. совершила по причине того, что ее жених оставил ее, отказавшись не только узаконить брачные отношения, но и от признания отцовства у женщины, которая уже имеет другого внебрачного ребенка. Кроме того, она была материально не обеспеченной. Умысел ее возник до родов, и когда начались схватки, она позвала на помощь свою младшую сестру, которую позже осудили за соучастие в убийстве. Сестра в данном случае несет ответственность по ст. 105 УК РФ.
2.6 Убийство двух и более новорожденных детей
Затруднения на практике могут возникать также при квалификации убийства матерью при родах не одного, а двух и более детей. Квалификации содеянного по п."а" ч.2 ст.105 УК не логична, так как ее санкция слишком отличается от санкции ст.106 УК. В то же время это обстоятельство в некотором роде отягчает вину детоубийцы, поэтому некоторые авторы, в частности, Сердюк, считают необходимым ввести в ст. 106 квалифицирующий признак убийство двух и более детей. На мой взгляд, это не совсем целесообразно. Потому что при простом убийстве двух и более лиц убийца имеет целью убить не одного человека, а женщина-убийца, не желающая оставить в живых новорожденного ребенка не может выбирать сколько детей у неё родится – один или больше. Однако если имела место множественность таких преступлений (если женщина ранее уже убивала своего новорожденного ребенка), тогда целесообразно выделить именно множественность как квалифицирующий признак данного преступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышесказанного следует, что законодатель учитывая специфику этого вида убийства, счел возможным выделить его в самостоятельный состав. Для его наличия необходимо, установление объекта – новорожденного ребенка, субъекта – женщины, матери этого новорожденного ребенка, объективной стороны – действий (бездействий) в определенное время, и субъективной стороны в форме прямого или косвенного умысла.
Анализ действующего уголовного законодательства и фактически сложившаяся судебная практика по уголовным делам позволяют сделать следующие выводы: 1. Вопросы о соотношении понятий «новорожденность», «во время родов», «сразу же после родов» все чаще будут возникать на практике, требуя уточнения тех положений, которые являются дискуссионными. 2. проблемы разграничения ст.106 УК РФ от смежных составов преступлений существует.
Говоря о проблеме квалификации и разграничения убийства матерью новорожденного ребенка от смежных составов преступлений и исходя из изложенного, при рассмотрении вопросов об уголовной ответственности, квалификации убийства матерью новорожденного ребенка необходимо сделать следующие выводы:
1. В отношении определения объекта законодателем должны быть четко изложены границы периода новорожденности. Правильнее было бы разъяснить начало понятия «роды» как времени с момента начала родовых схваток, указывающих на то, что ребенок - живой человек, что он уже готов к достижению жизнеспособности, и конец понятия «роды» - как времени до выделения плаценты (детского места) после рождения ребенка. А началом понятия «сразу же после родов», указать время после выделения плаценты и конец - в течение суток. Желательно было бы получить разъяснение Пленума ВС РФ с изложением четких границ периодов таких понятий, как «во время родов», «после родов», «новорожденный».
-
В отношении определения субъекта нужно установить достигла ли мать- убийца 16-ти лет, вменяема ли она. -
В отношении определения объективной стороны, необходимо, чтобы умышленное причинение смерти ребенка произошло во время родов или сразу же после родов, в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства. -
В отношении определения субъективной стороны установить виновно ли совершило лицо данное преступление, а также мотивы и цели совершения преступления, потому что они влияют на назначение срока наказания.
5. Так как статья 106 УК лишена квалифицирующих признаков, при убийстве матерью двух и более детей, целесообразно дополнить данную статью частью второй следующего содержания: «то же деяние, совершенное неоднократно».
При выявлении убийства матерью новорожденного ребенка в отсутствии признаков объективной стороны, таких как убийство в условиях психотравмирующей ситуации, в состоянии психического расстройства, правильнее будет квалифицировать данное деяние по пункту «в»ст.105 УК, для назначения виновной справедливого сурового наказания, как убийства с отягчающими обстоятельствами.
Необходимо также отграничить возможность уголовной ответственности по данной статье для суррогатной и биологической матери.
Список литературы
Основная литература:
-
Поляков С. А. Уголовное право России: общая часть :учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017. 2. Детков А. П., Федорова И. Н. Уголовное право России [учебное пособи]
Дополнительная литература:
1. Краткий курс по уголовному праву. Общая часть [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Москва: РИПОЛ классик, 2017. 2. Круглов В. А. Уголовное право.
1 Кривошеин П. Убийство матерью новорожденного ребенка: научно-практический журнал «Уголовное право» // Гл. ред. Янис П.С. – М.: АНО «Юридические программы», 2005, №3, с.38.
1 Сердюк Л. Детоубийство: вопросы правовой оценки// Российская юстиция, №11, 2003, с.43-45.
1 Сердюк Л. Детоубийство: вопросы правовой оценки// Российская юстиция, №11, 2003, с.43-45.