Файл: Кинокритика в интернете как самая развивающаяся область медиакритики.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще одна проблема современной экспертной критики, освящаемая современными критиками — это тенденция к унификации, предсказуемости. Режиссер и кинокритик Олег Ковалов, говоря об оцепенении сознания современных критиков, которое вызвано самоцензурой, и Олег Зинцов, констатирующий апатию кинокритического сообщества. Рассматривая факторы успешности американского киноведения, Александр Прохоров отмечает, что его важной чертой является функционирование в рамках публичной сферы — «в пространстве дискуссии, основывающемся на рациональном знании, на равенстве участников. Рамки дискуссии определяются критериями, установленными в процессе открытого диалога. Горизонтальность, латеральность социальных связей и отсутствие прямого неопосредованного внешнего контроля со стороны государства — одно из важнейших условий существования публичной сферы». Появление Интернета создало условия для демократизации публичной сферы. Экспертное кинокритическое мнение в Интернете сегодня можно прировнять с присутствием в публичной сфере. Л. Е. Кройчик говорит, что критик это — «своеобразный движитель эстетического процесса, модератор, стремящийся поддержать диалог и с художником, и с аудиторией, тем самым облегчая связь художника с аудиторией» [38]. При этом отмечает, что «самая активная часть современной отечественной аудитории — молодежь. Она — завсегдатай залов кинотеатров, обеспечивающий показу кассовый успех; она — главный Пользователь страны» [38]. Игнорирование этого пласта аудитории, воспринимается как дискриминация массовой аудитории. Сегодня экспертная кинокритика активно интегрируется в наиболее востребованные каналы распространения информации, без этого процесса успешное взаимодействие экспертной критики с аудиторией сегодня невозможно. В то же время мы можем утверждать, что сегодня экспертная кинокритика по-прежнему находится за пределами публичной сферы как «рационально критической дискурсивной формации» [45]. В частности, З. Абдулаева утверждает, что журнал «Искусство кино» можно упрекнуть в неумении «продвигать» себя в сложившихся условиях. Практика функционирования современных СМИ показывает, что наличие регулярно обновляемого сайта, еще не гарант эффективного взаимодействия с аудиторией. Для этого необходима системная работа с социальными медиа, в которых экспертное мнение кинокритики сегодня мало представлено. Процесс информационного избытка информации, способствует развитию новых форматов и медиатекстов, которые получают широкое распространение и в кинокритики, способствуя более эффективному взаимодействию в новых реалиях. Новые мультимедийные форматы способствуют переработке объемных текстов в интернет-среде, позволяют сделать их доступней и понятней для аудитории. В
целом кинокритический контент, имеет высокий потенциал визуализации, что позволяет использовать для его подачи и распространения синтез новых, популярных для различных масс пользователей форматов.
Современная российская кинокритика безусловно приспосабливается к новым условиям, стремится не только сохранить независимость от кинобизнеса, но и монетизиировать результаты своей работы. Например, журнал «Сеанс» реализует стратегию формирования и удовлетворения запроса зрителей, путем организации совместно с кинотеатрами ретроспективных кинопоказов, демонстрации фестивальных новинок, при этом используя интерактивные и мультимедийные возможности Интернета и в том числе возможности социальных сетей и медиа. Официальное сообщество журнала «Сеанс» в социальной сети «ВКонтакте» представляет собой самостоятельный дайджест и насчитывает почти 75 тыс. подписчиков. Администраторы сообщества публикуют значительное количество вторичного контента, который позволяет привлечь к сообществу, изданию и его акциям внимание разнообразной по своему составу аудитории и в свою очередь становится материалом для рубрики «Дайджест недели» на сайте журнала. Среди источников: «Медуза», «Кино ТВ», «Коммерсант», «Киноведческие записки», «Новая газета», «Colta», «Wonder», «The film stage», «The New York Times», «Батенька, да вы трансформер», «Cinephilia and beyond», «Indie Wire», «Афиша Daily», «Fandor», «Variety» и др. Можно констатировать факт, что пользователи активнее комментируют материалы именно в сообществе журнала в социальной сети, официальный сайт в этом отношении проигрывает, а модераторы сообщества оперативно реагируют на комментарии пользователей, что также затруднительно на сайте. Предложить контент, который не только бы доносил информацию до пользователей, но и тиражировал её – одна из основных задач официальных сообществ в социальных сетях. Популярности сообществ в социальных сетях также способствует контентная политика, визуальная составляющая (оригинальная верстка постов), узнаваемый бренд-бук или дизайн сообщества, который подчеркивает его уникальность и делает узнаваемым. Люди теряют интерес к традиционным СМИ и на федеральном, и на региональном уровнях. Все хотят быть в курсе здесь и сейчас вместо того, чтобы ждать очередного выпуска новостей на ТВ или заметок в местной газете. Поэтому охваты сообществ в соцсетях превосходят аналогичные показатели СМИ. Еще 10-15 лет назад онлайн-коммуникацию считали прерогативой молодежи. Сейчас средний возраст российского интернет-пользователя вырос. Увеличилось и количество россиян в сети. По данным отчета Digital 2020, уже в январе интернетом в России пользовалось 118 миллионов человек — это 81% населения страны. Из них 70 миллионов или 48% — пользователи соцсетей. Вот поэтому тиражирование кинокритики в социальных сетях и развитие официальных сообществ, которые имеют отношение к институту кинокритики сегодня, как никогда актуально.
Подводя итоги, мы можем сделать вывод, что к ключевым проблемам современной российской кинокритики относятся:
- определение социальной роли кинокритики;
- расширение присутствия и влияния экспертной кинокритики в публичной сфере, эффективное взаимодействие экспертной кинокритики с аудиторией;
- расширение методологической и теоретической платформы современной кинокритики, интеграция в мировой кинопроцесс;
- сохранение независимости кинокритики от кинобизнеса, формирование условий для успешного партнерского взаимодействия с киноиндустрией;
- формирование эффективной редакционной политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе рассматривалась современная российская кинокритика, как один из аспектов медиакритики. А также особенности ее функционирования в современных реалиях и актуальная проблематика.
Искусство, главный объект внимания кинокритики. Она не просто освящает события общественной и культурной жизни в данной сфере, разобраться в которых может журналист «широкого профиля», но прежде всего обращена к явлениям, связанным с художественным творчеством в сфере кино
. Мировая, в том числе и российская, кинокритика уже претерпела ряд значительных изменений. Свободный доступ медиаплощадок, набор инструментов для работы сними, сделали возможным доступ на территорию профессионалов и непрофессионального автора. Это, включая в том числе тенденцию массовости в кинематографе, не могло не отразится и на профессиональной среде. Эксперты-киноведы становятся штатными обозревателями, рецензии - развернутыми аннотациями. Чтобы написать качественную рецензию, необходимо включить ленту в социокультурный контекст, определить ее место в сложном современном медиапространстве. Эта задача не простая для человека, не имеющего за плечами приличный багаж знаний истории и теории кино, литературы, музыки, живописи и прочего.
Профессиональная кинокритика развивается сегодня в традициях, декларирующих неограниченную «свободу интерпретации». В процессе анализа материала, встает вопрос насколько сегодня кинокритика социально значима, ориентирована во внешний мир. Так как критика, в том числе и кинокритика – это в первую очередь форма коммуникации, следовательно и активно развивается она сегодня на площадках, отвечающих основным требованиям времени – интернете. Ее определяют люди, имена и звания которых не известны общественности, а язык изложения может быть довольно специфичен, менее как раз это и кинокритику сегодня «клиентоцентричной» и востребованной.
Процесс трансформации кинокритики происходит на наших глазах, регулярно появляются все новые и новые форматы: аудиоподкасты, микроблогинг, видеоблогинг и тд. То, что сегодня вчерашние «не эксперты» сегодня становятся новыми героями популярной кинокритики, не вызывает сомнений. Актуальной проблемой становится уровень их профессионализма, экспертности, опыта. Нельзя недооценивать тот факт, что это новое поколение непрофессиональных критиков не боится экспериментировать идеями и формами и в этом смысле блогеры неизбежно становятся конкурентами профессиональных критиков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Аксенова А. С. Трансформация отечественного института кинокритики в современном медийном пространстве / А. С. Аксенова // Медиа. Информация. Коммуникация. – 2013. – № 7. – Текст: электронный // URL: http://mic.org.ru/7–nomer–2013/248–transformatsiya–otechestvennogo–instituta–kinokritiki–v–sovremennom–medijnom–prostranstve (дата обращения: 10.03.2021). -
Белякова П. С. Влияние новой журналистики на массовую культуру на примере кинематографа / П. С. Белякова // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. – Брянск : 2016. – С. 77–79. – Текст: электронный. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27222045 (дата обращения: 10.03.2021). -
Босов Д. В. Мейнстрим–кинематограф как фактор формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи: автореферат диссертации кандидата социологических наук / Д. В. Босов. – Текст: электронный. – URL: https://www.dissercat.com/content/meinstrim–kinematograf–kak–faktor–formirovaniya–tsennostnykh–orientatsii–studencheskoi–molod (дата обращения: 10.03.2021). -
Бураченко А. И. История театра и кино 2–е изд. Практическое пособие для вузов / А. И. Бураченко. – Москва: Юрайт, 2019. – 47 с. – ISBN 978–5–534–11592–5. – Текст: непосредственный. -
Быков Л. П. Сквозь призму жанра: литературно–художественная критика: учеб. пособие / Л. П. Быков. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 268 с. – ISBN 978–5–9765–3875–7. – Текст: непосредственный. -
Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках: учеб. пособие / А. Вартанов. – Москва: Наука, 2017. – 320 c. – Текст: непосредственный. -
Версия 2.0 - Кинокритика в Интернет-пространстве // Искусство кино. - 2011. - №4. – Текст электронный. – URL: http://kinoart.ru/archive/2011/04/n4-article12 (дата обращения 19.04.2022) -
Гамбарато Р. Р. Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив / Р. Р. Гамбарато, Е. Г. Лапина–Кратасюк, О. В. Мороз // Шаги/Steps. – 2017. – Т. 3. – № 2. – С. 20–46. – ISBN 2412–9410. – Текст: непосредственный. -
Гиллеспи Д. Ч. Экранизация литературных произведений и политика в области культуры: русский подход к экранизации литературного материала / Д. Ч. Гиллеспи, С. К. Гураль // Вестник Томского университета. – 2016. – № 413. – С. 52–56. – DOI: 10.17223/15617793/413/8. – Текст: непосредственный. -
Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: учеб. пособие / Н. А. Голядкин. – Москва: Аспект пресс, 2017. – 192 c. – ISBN 978–5–7567–0607–9. – Текст: непосредственный. -
Дубинский А. Критика и зритель в пространстве Интернета / А. Дубинский // Киноведческие записки. – 2004. - №1. -
Ефеменко А. А. Кинокритика и киножурналистика: дифференциация творческой деятельности журналиста// Электронная библиотека БГУ. – 2011. – URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/30251/1/88-91.pdf (дата обращения:19.04.2022) -
Зелинский С. А. Информационно психологическое воздействие на массовое сознание / С. А. Зелинский. – Санкт-Петербург: Скифия, 2018. – 480 с. – ISBN 978–5–903463–17–6. – Текст: непосредственный. -
Интернет-сервис «КиноПоиск», раздел «Критика» – Текст: электронный. – URL: hhttps://www.kinopoisk.ru/media/article/ -
(дата обращения 22.09.2021). -
Ишонин А. Эволюция элитарного и массового кино / А. Ишонин // Lumi.re: журнал. – Текст: электронный. – URL: http://www.lumiere–mag.ru/evolyuciya–elitarnogo–i–massovogo–kino/ (дата обращения 20.03.2021). -
Киноведческие записки. – Текст: электронный. – URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/about (дата обращения 05.02.2021). -
Князев А. Г. Основы тележурналистики / А. Г. Князев. – Москва: Изд-во КРСУ, 2018. – 160 с. – Текст: непосредственный. -
Короченский А.П. Статья из сборника: "Саморегулирование журналистского сообщества. Опыт. Проблемы. Перспективы становления в России". – 3-у изд., стереотип. – М.: Галерия, 2004. – 400 с. ISBN: 5-8137–0127–3 – Текст: электронный. – URL: http://evartist.narod.ru/text19/035.htm (дата обращения 19.04.2022). -
Коновалов А. Е. Структурно–функциональные особенности института кинематографа: артхаус vs. Мейнстрим / А. Е. Коновалов // Wschodnioeurop. Czas. Nauk. – 2017. – № 1/2. – С. 30–34. – Текст: электронный. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28317407 (дата обращения: 18.02. 2021). -
Коппола Ф. Живое кино: Секреты, техники, приемы: Художественная литература / Ф. Коппола. – Москва: Альпина Паблишер, 2018. – 250 с. – ISBN 978–5–9614–7083–3. – Текст: непосредственный. -
Корнеев Р. Кинокритики с торрентов / Р. Корнеев // Искусство кино. – 2012. – № 11. – Текст: электронный. – URL: http://kinoart.ru/archive/2012/11/kinokritiki–s–torrentov (дата обращения: 08.03.2021). -
Киноискусство России: опыт позитивной антропологии: монография / А. C. Брейтман. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 185 с. – Текст: электронный. – URL: http://znanium.com/catalog/product/883004 (дата обращения: 10.02.2021). -
Кирия И. В. История и теория медиа / И. В. Кирия, А. А. Новикова. – Москва: Изд. дом Высш. шк. Экономики, 2017. – 423 с. – ISBN 978–5–7598–1614–0. – Текст: непосредственный. -
Критика как PR // Искусство кино. - 2003. - №12. – Текст электронный. URL: http://kinoart.ru/archive/2003/12/n12-article1 -
Лагодная О. Н. Отражение среды будущего в мировом кинематографе / О. Н. Лагодная // Межвузовой научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е. В. Арменского / Моск. ин-т электроники и математики НИУ ВШЭ. – Москва: Дашков и «К», 2016. – С. 392–393. – ISBN 978–5–903463–17–6. – Текст: непосредственный. -
Лигостаева Н. Д. Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества / Н. Д. Лигостаева // Вестник. – 2017. – № 6. – С. 22–26. – ISBN 978–5–903463–17–6. – Текст: непосредственный. -
Мелокян К. Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства современного общества / К. Ю. Мелокян // Вестник Ставропольского университета, 2010. – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinoiskusstvo–kak–faktor–formirovaniyasotsio kulturnogo–prostranstva sovrеmennogo–obschestva/viewer -
Основы экранной культуры: учеб. пособие / А. С. Брейтман. – Москва: НИЦ ИНФРА–М, 2017. – 112 с. – ISBN 978–5–16–105855–8. – Текст: непосредственный. -
Павлова А. Ю. Художественная критика: учеб. пособие / А. Ю. Павлова, Н. В. Сколова. – Москва: Юрайт, 2019. – 133 с. – ISBN 978–5–534–07306–5. – Текст: непосредственный. -
Прокофьева В. Ю. Отечественная сетевая киножурналистика: тенденции и возможности / В. Ю. Прокофьева // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России : сборник научных трудов. – Санкт-Петербург: Скифия, 2016. – С. 197–201. – ISBN 2541–7738. – Текст: непосредственный. -
Ратгауз М. Кому еще нужна кинокритика? / М. Ратгауз // Сеанс. – 2012. – № 12. – Текст: электронный. – URL: http://seance.ru (дата обращения: 01.02.2021). -
Сайт Kritikanstvo.ru – Текст: электронный. – URL: https://kritikanstvo.ru/critics/best/ (дата обращения 22.09.2021). -
Саенкова Л. П. Кинокритика и киножурналистика: типология творческой деятельности – Текст: электронный // Электронная библиотека БГУ. – 2013. – URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/93563/1/71-74.pdf (дата обращения: 19.04.2019) -
Саенкова-Мельницкая Л. П. Функциональные особенности кинокритики в интернет-пространстве – Текст: электронный// Электронная библиотека БГУ. – 2016. – URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/169850/1/72-75.pdf (дата обращения:19.04.2022) -
Смолина Е. «Форма воды»: фильм Гильермо дель Торо о русалочке и Человеке-Амфибии – Текст: электронный// GQ. – 2018. – URL: https://www.gq.ru/entertainment/forma-vody (дата обращения: 19.04.2022) -
Скрытый смысл: создание подтекста в кино: научно-популярное издание / под ред. Л. Сегер. – Москва: Альпина Паблишер, 2018. – 204 с. – ISBN 978–5–91671–840–9. – Текст: непосредственный. -
Степанов В. «В центре внимания»: Дело для Супермена. – Текст электронный. // Журнал «Сеанс». – 2016. – URL: https://seance.ru/blog/reviews/spotlight/ (дата обращения: 19.04.2022) -
Талал А. Миф и жизнь в кино: смыслы и инструменты драматургического языка: справочное пособие / А. Талал. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. – 394 с. – ISBN 978–5–91671–777–8. – Текст: непосредственный. -
Темные времена. – Текст электронный// КиноПоиск. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/972777/ (дата обращения: 19.04.2022) -
Чернышева Н. И. Первые русские журналисты – государственные деятели, дипломаты и писатели / Н. И. Чернышева. – Москва: МГИМО–Университет, 2018. – 144 c. – Текст: непосредственный. -
Чувиляев И. «Говорить про смерть кинокритики – закапывать гусеницу, которая еще не превратилась в бабочку». 5 сетевых кинокритиков и обзорщиков кино – о своей работе / И. Чувиляев. – Текст: электронный. – URL: http:// daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/caterpillar–critics/ (дата обращения 21.02.2021). -
Шубина М. М. Идейно–эстетическое воздействие литературы и киноискусства на человека / М. М. Шубина, А. А. Оганесян // Фундам. и приклад. исслед. в соврем. мире. – 2017. – № 18. – С. 164–166. – ISBN 2307–1354. – Текст: непосредственный. -
Ямпольский М. Что такое кинокритика? – Текст: электронный. – URL: http://os.colta.ru/cinema/events/ details/35533/ expand = yes# expand (дата обращения 22.02.2021). -
Ярская-Смирнова Е.Р. Гендер, власть и кинематограф: основные направления феминистской кинокритики. – Текст электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gender-vlast-i-kinematograf-osnovnye-napravleniya-feministskoy-kinokritiki/viewer (дата обращения 19.04.2022)