Файл: Занятие 1. Тема Экспериментальный метод в истории психологии Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 876
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экспериментальная психология
Группа ММ19П191
Студент
Г.М.Романюта
МОСКВА 2023
Практическое занятие №1. Тема 1. Экспериментальный метод в истории психологии
Задание № 1.
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
1 | Владимир Михайлович Бехтерев | Основал самую первую психологическую лабораторию (1885 г.) при психиатрической клинике Казанского университета |
2 | Николай Александрович Бернштейн | В 1910 году А.Н. Бернштейн и его единомышленники организовали в Москве Общество экспериментальной психологии, целью которого считали приложение лабораторно-психологических исследований к клинике, «объективно-психологическое исследование душевнобольных», построение «экспериментальной симптоматологии душевных болезней». Ими были созданы первые тесты на русском языке: «экспериментально-психологические схемы», в которых диагностировалось восприятие и узнавание реальных предметов, их цветных и схематических изображений, осмысление, обобщение, комбинаторная способность, соображение и память. |
3 | Александр Федорович Лазурский | Разработал свой метод естественного эксперимента и наблюдения. Он также являлся основоположником дифференциальной психологии в России. Совместно с А.П. Нечаевым он создал одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии Лазурский на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию Психоневрологическом институте В.М. Бехтерева. |
4 | Николай Николаевич Ланге | Создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Первая крупная психологическая работа Ланге - «Элементы воли» была опубликована в 1890 г. в журнале «Вопросы психологии и философии». Ланге стал автором моторной теории внимания. |
5 | Алексей Николаевич Леонтьев | Автор одной из трактовок деятельностного подхода в психологии, согласно которому основным предметом исследования в психологии признается деятельность, опосредствующая все психические процессы. |
6 | Александр Романович Лурия | Родоначальник отечественной нейропсихологии. Особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций. |
7 | Петр Яковлевич Гальперин | Автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). |
8 | Лев Семенович Выготский | Создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание). |
9 | Иван Михайлович Сеченов | Основоположник отечественной научной психологии, который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) дал физиологическую трактовку основным психологическим процессам. Его естественнонаучная теория психологической регуляции в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни. |
10 | Георгий Иванович Челпанов | Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. В исследованиях восприятия пространства и времени он отточил технику экспериментирования и получил богатый эмпирический материал. Г.И. Челпанов активно внедрял экспериментально-психологические знания в подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 г. он читал курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и в семинарии при Московском психологическом институте. Опубликованный в 1915 г. учебник Г.И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» выдержал не одно издание. |
11 | Иван Петрович Павлов | В его учении о высшей нервной деятельности единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, где в качестве условного раздражителя выступает слово. |
12 | Сергей Леонидович Рубинштейн | Сформулировал принцип единства сознания и деятельности сознания, в своей работе «Принцип творческой самодеятельности» (1922г.) |
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
1 | Эрнст Вебер | Закон Вебера-Фехнера (Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Этот закон получил его имя. Исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики, представляющей собой экспериментальную психологию того времени. Им были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили название «классических»: метод минимальных изменений (или метод границ), метод средней ошибки (или метод подравнивания) и метод постоянных раздражителей (или метод констант). |
2 | Густав Теодор Фехнер | |
3 | Герман Людвиг Гельмгольц | С помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций. До настоящего времени переиздаются его работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875). |
4 | Джон Уотсон | Считается основателем бихевиоризма. Он разработал простую схему, на которой наглядно объяснил, как действует животное и человек — стимул провоцирует рефлекс. |
5 | Герман Эббингауз | Экспериментально занимался исследованием закономерностей и свойств процесса запоминания. Он сформировал метод бессмысленных слогов. Главный его труд — это монография «О памяти». |
6 | Эдвард Титченер | Создатель крупнейшей психологической школы в Корнуэльском университете. Лидер структурализма. |
7 | Вильгельм Вундт | Организатор первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), преобразованной позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину |
8 | Джеймс Маккин Кеттелл | Родоначальник тестовых методик, применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.) |
9 | Фрэнсис Гальтон | Применил тестирование для изучения индивидуальных различий. положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Для обоснования своих выводов он впервые в научной практике привлек статистические данные и в 1877 г. предложил для обработки массовых данных метод корреляций. |
Задание № 2.
Подготовьте доклад на одну из тем.
Значение открытий в области физиологии нервной системы для становления экспериментальной психологии (И. Прохазка, Ч. Белл).
О том, что все в организме человека взаимосвязано, догадывались еще эскулапы древнейших времён. Но только во второй половине 18 века, чешский физиолог и анатом Иржи Прохазка доказал это опытным путём, описав структуру нерва и введя понятие нервного рефлекса.
В его «Трактате о функциях нервной системы», он провозгласил ее связующим центром организма. Это открытие шло в противовес существующим на тот момент представлениям о рефлексе как механизме деятельности лишь низших отделов нервной системы.
Но за что же благодарны Прохазке психологи?
Его исследования и открытия в области структуры нерва и нервной деятельности, доказали, что психика не что-то эфемерное, а такой же рефлекторный процесс, как сужение зрачка глаза при ярком свете.
Кроме того, ученый установил, что рефлекс вызывается не любым раздражением, а только таким, которое превращается в чувствование (как осознанное, так и неосознанное). Чувствование - это как «компас жизни», оно помогает организму не только выявлять потребности, но и распознавать вредные и полезные для себя воздействия на основе прежнего опыта, то есть вырабатывать адаптивное поведение.
Таким образом, все формы психической деятельности, начиная от элементарных (ощущение) и кончая сложными (мышление), Прохазки подчиняет задачам приспособления организма к условиям жизни. Согласно представлениям чешского физиолога, именно это и есть психическое.
Причем уровень развития нервной системы и ее функций повышается по мере развития взаимоотношений организма со средой. В доказательство тому служит весь животный мир. Ведь чем шире спектр потребностей и многообразнее контакты со средой, тем сложнее поведение особи.
Такие, казалось бы, элементарные для понимания современного человека знания, в то время не нашли нужного отклика в научных кругах, и подлинное признание учения Иржи Прохазки состоялось более чем полвека спустя.
Интересно и то, что открытия чешского ученого не только актуальны по сей день, но и стали основой для дальнейших исследований в этой области для целой плеяды физиологов.
Так, психофизиологическая концепция рефлекса теоретически была развита в теории И. М. Сеченова, идеи и догадки которого подкрепил научной концепцией условного рефлекса И.П. Павлов.
На основании этих знаний, уже в 20-х годах прошлого столетия А.А. Ухтомским было дано определение термина и понятия «доминанты» как основного принципа координации рефлекторной деятельности мозга.
Замечательный английский анатом, физиолог, патофизиолог и врач Чарльз Белл (1774—1842) экспериментально установил (а точнее подтвердил факт, известный еще в античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции:
- передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией,
- задние — чувствительные (1807).
Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги, каждая часть которой получала анатомическое обоснование: проведение возбуждения по чувствительному нерву, затем его переработка в нервном центре и передача по эфферентному нерву к органу движения. Тем самым было» установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс. Параллельно оно было совершено французским физиологом Мажанди (1822) и вошло в науку под двойным именем — «закон Белла-Мажанди».
Белл показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения. Он впервые выделил нервы, которые ведут or мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения. Так Белл сформулировал идею нервного круга или, как он называл, «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы5 опять в мозг. Разрыв в какой-либо части круга приводит к тем или иным нарушениям движения: при повреждении двигательного нерва наступает паралич, при нарушении того нерва, который ведет от мышцы к мозгу,. наблюдаются различные нарушения координации движения.
Идея нервного круга, сформулированная Беллом в 1826 г., не получила развития и была введена в оборот в 30-е гг. XX в. в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия об обратной связи. Современники восприняли только ту часть его учения о мышечном чувстве, где говорится о такой его функции, как ощущение усилия во время движения. Белл описал факт, который теперь называется реципрокной иннервацией мышц-антагонистов: когда мышцы-разгибатели расслабляются, мышцы-сгибатели сокращаются. Открытия Ч. Белла углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше понять нервный механизм поведения.
Задание № 3.
Ответьте на следующие вопросы
1.Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
на возникновение
экспериментальной психологии?
Ответ: Ученые: И.М. Сеченов (1829-1905), основатель отечественной физиологии открыл явления торможения в ЦНС, суммацию возбуждения в нервных центрах. В труде «Рефлексы головного мозга» излагаются основы рефлекторной теории”
И.П. Павлов (1849-1936), физиолог, врач разработал учение об условных рефлексах, открыл новую главу физиологии - физиологию высшей нервной деятельности, развил представление об основных типах нервной системы, создал учение об анализаторах, заложил основы экспериментальной патологии ВНД.
В.М. Бехтерев (1857-1927), невролог, физиолог - первооткрыватель ряда образований мозга, установил локализацию в двигательных областях коры центра заученных движений, вкусового центра у человека, определил роль таламуса как передаточного звена между корой и стволом мозга, разработал учение о компенсаторных свойствах мозга.
2.Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость...
Ответ: скорость распространения возбуждения в нервах (1850).
3.Френология – это наука о... .
Ответ: Френология — одна из первых псевдонаук в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа.
4.Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?
Ответ: Большое влияние на развитие экспериментальной психологии оказала и френология австрийского анатома Ф. Галля, исходившего из принципа локализации способностей в различных участках головного мозга. В своих работах, вышедших в начале XIX в., в частности в книге «Исследования нервной системы», Галль предложил «карту головного мозга», в которой попытался разместить все умственные качества, которые были разработаны психологией способностей, при этом для каждой способности указывался соответствующий орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа. Поэтому исследование поверхности черепа позволяет диагностировать индивидуальные особенности человека.
Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей. Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.