Файл: Занятие 1. Тема Экспериментальный метод в истории психологии Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 878
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях — это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам.
Задание № 2.
Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:
№ | Авторы, название статьи | Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы) | Содержание исследования | Практическая значимость исследования | Наиболее интересные факты и выводы |
1 | Зинченко Е.В. Самораскрытие и психическое здоровье личности | Психология здоровья и безопасности человека, 2005 г, 98 с. | Люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным – средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. для лиц женского пола характерен больший объем самораскрытия, чем для лиц мужского пола. | Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням. | Самораскрытие личности является важной составляющей психического здоровья субъекта. Подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности |
2 | Буркова Светлана Алексеевна, Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций | Кафедра психологии и психофизиологии ребенка, СПб 2009 г. | Распределение детей по уровням самооценки по методикам «Лесенка» и Дембо – Рубинштейна показало, что большинство первоклассников имеют высокую самооценку. Однако, уровень искажения информации о себе значительно влияет на детскую самооценку. В ходе исследований было обнаружено, что К высокому уровню искажения относились дети, у которых измененные ответы и на наказание, и на поощрение, к среднему – дети, у которых были измененные реакции либо на поощрение, либо на наказание, к низкому – дети, которые могли называть свои чувства, вспоминая и наказание, и поощрение. | Методика «Лесенка» в большей мере раскрывает представление ребенка об отношении к нему других людей (общая). Методика Дембо – Рубинштейн усиливает оценку себя по заранее заданным качествам (частная). | На формирование самооценки значительное влияние оказывают механизмы, активирующиеся в том случае, когда эмоциональные переживания при наказании угрожают целостности личности. |
3 | Лисова Е.Н, Особенности профессионального становления студентов-психологов | Территория науки, 2006 г. 148. | Особое своеобразие подготовке студентов придает то, что на личность психолога оказывает огромное влияние коммуникация в ситуации «психолог-клиент», независимо от того реальная эта ситуация или проигрываемая на практическом занятии. Такое влияние связано с процессом отражения себя в другом, возможностью увидеть себя глазами другого человека, с постепенным куммулятивным образованием личности как социального качества на основе получаемой информации. В период обучения в вузе у психологов повышаются показатели общительности, экспрессивности и ряд других, студенты приобретают опыт в общении, который компенсирует скрытность и обособленность во внешних проявлениях | Профессиональная самореализация психолога видится студентам 2-3 курса уже не как воздействие, а как взаимодействие с другими людьми посредством определенных психологических знаний, умений и навыков. Ими утверждается, что только в случае, если психолог принимает себя, то им может быть оказана психологическая помощь клиенту. | Люди в какой-то степени не понимают сущность психологической профессии и идут в нее, в основном, за решением своих психологических проблем. В содержании самооценочного, житейского компонентов и компонента «практический опыт» – выбор профессии психолога осуществляют люди с психологическими проблемами, а по окончании вуза должен сформироваться специалист без психологических, субъективных трудностей. Сложный, противоречивый характер профессионального становления студентов-психологов является как основой профессионального развития, так и угрожает стабильности системы профессионального становления, как в ходе самого обучения в вузе, так и после него (в форме профессиональных деструкций и пр.) |
Задание № 3.
Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:
По способу организации | По характеру влияния | По цели исследования | Соответствие реальности |
Лабораторный эксперимент -проводится в лабораторных условиях; | Констатирующий эксперимент - эксперимент, цель которого установить причинно-следственную связь между явлениями; | Поисковый эксперимент - эксперимент направлен на поиск каузальной (причинно-следственной) связи; | Идеальный эксперимент - эксперимент организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные - контролируются |
Естественный эксперимент - проводится в естественных условиях, обычных для участников, которые не проинформированы о влияниях; | Формирующий эксперимент - эксперимент, цель которого сформировать определенные явления. | Подтверждающий эксперимент-эксперимент, направленный на установление вида функциональной количественной связи между явлениями; | Реальный эксперимент - эксперимент, в котором изменяется целый ряд условий в силу реальности (естественности) проведения; |
Полевой эксперимент - эксперимент по схеме естественного, оснащение может использоваться, участники проинформированы об эксперименте. | | Пилотажный эксперимент - пробный эксперимент, первый в серии. | Эксперимент полного соответствия - экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности. |