Файл: Факультет социальнокультурных технологий кафедра библиотечноинформационной деятельности методологическая культура педагога.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методологическая культура педагога
Контрольная работа
Выполнил: Лапчук И.А.,
студент(ка) второго курса
заочной формы обучения
направления подготовки
«Библиотечно-информационная деятельность»
(бакалавриат)
Проверил: Басова Е. А.
Тюмень
2020
Оглавление
1. Понятие методологической культуры | 3 |
2. Сущность и структура методологической культуры педагога | 4 |
3. Уровни и ступени методологической культуры педагога | 5 |
4. Важно учитывать принцип научности | 8 |
5. Цели воспитания в контексте культурологического подхода | 10 |
Библиографический список | 12 |
1. Понятие методологической культуры
Методология педагогики указывает на то, как надо осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность. Такие знания необходимы каждому педагогу. Преподавателю необходимо иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогических работников, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при появлении различных педагогических проблем.
Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.
-
Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса. -
Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач. -
Методическая рефлексия.
Основным критерием владения знаниями и методики методологической культуры учителя является использование педагогом научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе.
2. Сущность и структура методологической культуры педагога
Можно сказать, что проявление у педагога творческого начала означает наличие определенного уровня методологической культуры педагога, т. е. создание нового педагогического опыта, в котором нет действия по шаблону. Таким образом, только в процессе познавательной и практической деятельности педагога формируется его методологическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки педагогов, нестандартные решения в сфере педагогической теории и практики.
Наиболее общим знанием, которое получает педагог, является педагогический принцип. Для выработки нового принципа нужно определить следующие компоненты.
-
Цель, поставленную обществом перед обучением и воспитанием. -
Определенные условия, в которых происходит педагогическое действие. -
Возрастные особенности учащихся. -
Методы обучения, т. е. способы конструирования учебных и воспитательных ситуаций. -
Предмет, являющийся объектом изучения. -
Логику и содержание науки, представляющей данный объект и предмет.
В этих условиях формирования и становления методологической культуры педагога выше сложность работы исследователя, по сравнению с тем, когда он определяет какой-либо отдельный педагогический прием. Следовательно, появляется цепочка и зависимость, когда новые педагогические разработки предполагают новый уровень методологической культуры педагога, более высокий. В свою очередь, возможность исследователя сформировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры.
Определение уровней методологии влияет и на определение уровней методологической культуры, которые соответствуют ей. Выделяются такие уровни методологической культуры:
-
педагогический; -
общенаучный; -
философский.
Только овладев указанными уровнями культуры, педагог может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением любого профессионала в педагогике.
3. Уровни и ступени методологической культуры педагога
Педагогический уровень методологической культуры.
На этом уровне для педагога важными являются следующие знания.
-
В области истории педагогики и современных педагогических теорий. -
Основных законов и признаков, используемых в качестве основополагающих установок в педагогике (например, принципы доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития и т. д.). -
Навыков в применении различных методов ведения урока (словесные, наглядные, проблемные, поисковые и т. д.). -
Навыков практической работы в воспитательной деятельности преподавателя.
Достигнув определенного уровня методологической культуры, преподаватель имеет способность и возможность сформировать передовой опыт своей практической работы, сформулировать проблему исследования и проверить ее с помощью наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, моделирования и т. д.
Общенаучный уровень методологической культуры.
Данный уровень методологической культуры педагога представляет собой применение в педагогике:
-
общенаучных принципов, а именно: редукционизма, эволюционизма, рационализма; -
приемов идеализации, универсализации; -
различных подходов - системного, вероятностного, структурно-функционального и т. д.
На этом уровне происходит выдвижение гипотез, разработка педагогической теории и проверка ее в педагогической практике.
Философский уровень методологической культуры.
Данный уровень методологической культуры педагога предполагает наличие знания различных педагогических теорий, которые базируются на противоположных методологических законах, обусловленных различными мировоззренческими направлениями. На этом уровне выявляются навыки исторического и логического приемов изучения, абстрактного и конкретного принципов, метафизического, диалектического и системного исследования явлений педагогической науки. Поэтому педагог должен свободно ориентироваться в данных принципах и приемах, уметь определять наиболее эффективные методы использования каждой альтернативной теории.
Методологические установки философского уровня определяют методологию низших уровней: общенаучного и педагогического. Таким образом, можно сказать, что высшим уровнем методологической культуры педагога является философский.
При выделении данных уровней методологической культуры отсутствуют критерии оценки и нет представления о последовательности уровней методологической культуры. Но в то же время подобное деление дает возможность педагогу развивать способности и стремиться к самосовершенствованию в своей практической деятельности.
Кроме знаний и умений к методологической культуре относится следующее.
-
Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности. -
Стремление выявить единство и преемственность психолого-педагогического знания в его историческом развитии. -
Критическое отношение к положениям, аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания. -
Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников обучения и воспитания. -
Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания. -
Понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики и психологии.
Здесь отмечается ценностный подход к пониманию методологической культуры, значение которого велико и состоит в следующем.
-
Позволяет определить последовательность методологических знаний, навыков и умений. -
Дает возможность установить последовательность этапов изучения методологической культуры.
Попытки уйти от идеологических влияний на научное исследование не дают возможность определить оценки разных уровней методологической культуры педагога. А искусство давать оценку своим действиям указывает на важный показатель подготовки преподавателя.
При выделении уровней методологической культуры возможен такой момент, что не берется во внимание содержательная часть. Критерием определения степени методологической культуры в этом случае становится умение и способность педагога использовать собственные методологические знания. методологический культура педагог диалектический
Исходя из последнего, выделяются следующие уровни методологической культуры педагога.
-
Накопление знаний. -
Использование знаний. -
Создание знаний, т. е. творчество.
Такое описание уровней методологической культуры педагога дает представление только о способности педагога к методологической деятельности, в то время как содержательная часть остается неосвещенной. Чтобы определить содержание методологической культуры, необходимо выявить признаки и критерии уровней методологической культуры, определить последовательность ценностей данной культуры, постепенно достигая которые преподаватель сможет совершенствовать свою методологическую культуру. В данном случае методологическая культура является механизмом саморазвития педагога.
Первая ступень педагогической методологии.
Уровень однозначной детерминации.
-
Характеризуется как «механистическое мировоззрение». -
Необходим для исследования педагогических явлений. -
Необходим для применения на практике передовых новаторских идей педагогической науки, где на первых порах и нужен механистический подход, т. е. механицизм, механический перевод новой идеи, теории, принципа (педагогического или философского) в познавательную и практическую деятельность.
4. Важно учитывать принцип научности
Низшим уровнем методологической культуры является способность педагога в использовании в качестве методологической установки какого-либо одного принципа, одной идеи, детерминирующей познавательную и практическую деятельность, так как уровень однозначной детерминации предполагает минимальные методологические способности. Такое применение дает возможность получить результат практической педагогической деятельности.
Уровень однозначной детерминации состоит из следующих компонентов. Знания, умения, навыки.
Вторая ступень педагогической методологии - диалектический уровень.
Данный уровень методологической культуры более высокий, который предполагает следующие основные положения и критерии.
-
Умение педагога использовать в своих исследованиях несколько методологических установок. -
Наличие у педагога дополнительных знаний, умений и навыков в отличие от предыдущего уровня. -
Наличие нескольких целей деятельности. -
Знание методик достижения целей.
Например, воспитание и обучение - это процессы, которые имеют разные цели, методологические установки, принципы, задачи, теории, хотя все это достигается в одном учебно-воспитательном действии.
В настоящее время педагогика ставит задачу по созданию условий для самостоятельного развития личности ученика, при котором важными средствами достижения цели являются приобретаемые знания, умения и навыки.
Обучение не может происходить без воспитания. Умение педагога подходить к процессу обучения с точки зрения воспитательного значения как раз и относится к данному уровню методологической культуры. Знания, умения и навыки этого уровня развиваются при обучении в вузе на занятиях по методике преподавания, позже, принимая участие в различных научно-практических конференциях, которые призваны пропагандировать новаторские идеи в педагогической практике, а также на курсах повышения квалификации.