Файл: Факультет социальнокультурных технологий кафедра библиотечноинформационной деятельности методологическая культура педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данный уровень методологической культуры необходим и в научном педагогическом познании, и в практической деятельности. Например, при определении положений по основному содержанию образования необходимо сформулировать критерии выбора образовательных дисциплин, при этом учесть взаимовлияние и взаимоотношения обучения естественно-научного и гуманитарного. В образовательном процессе педагог должен помнить и применить многочисленные приемы, методы, принципы и методологические установки. Это, в частности, касается организации трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания и т. д.

Диалектический уровень методологической культуры является особенным именно для педагогической науки.

Например, в естествоведческих науках процесс изучения явления можно объяснить одним из методологических понятий, в то время как в педагогике такое объяснение является признаком и критерием низкого уровня методологической культуры, при котором нет основного определения явлению, а положения представляются в виде одного принципа. Примером могут служить принципы воспитывающего и развивающего обучения. Воспитывающее обучение - это принцип обучения и воспитания, сочетание обучения и развития - принцип развивающего обучения. Соединение таких разных целей в одном принципе называли диалектикой.

Диалектический уровень формируется соединением противоположных начал, хотя в данном примере принципы и не считаются противоположными.

Методологической культурой педагога является определение внутренней, специфической области явления.

Диалектический уровень методологической культуры формирует умение педагога использовать в своей педагогической работе противоположные идеи и положения, сочетая несколько направлений образования в одном учебно-воспитательном процессе.

5. Цели воспитания в контексте культурологического подхода

Культурологический подход рассматривается как обучение в контексте культуры, опора образования на характер и ценности культуры. Выделяя ценностное значение образования, определяются три составляющих компонента.

  • Государственная ценность образования.

  • Общественная ценность образования.

  • Личностная ценность образования.

Государственная ценность образования представляет собой моральный, экономический, интеллектуальный, научный, технический, духовно-культурный потенциал любого государства.


Общественная ценность образования определяется обучением и образованием грамотных и профессиональных специалистов, которые способны разрешить большой круг поставленных обществом профессиональных и социально-значимых задач в конкретно-исторических условиях жизни людей.

Личностная ценность образованияявляется осознанной необходимостью проявления человеком его разнообразных познавательных потребностей и стремления к совершенному развитию своих способностей.

Последний тезис непосредственно согласуется с идеями культурологического подхода, завоевывающего все больше сторонников в системе образования.

Культурологический принцип дает возможность сочетать в образовательном процессе общеобразовательной школы общекультурный, специальный и психолого-педагогический компоненты благодаря выбору содержания обучения по принципу «от человека образованного к человеку культурному». Это имеет эффективный результат, если учитывается анализ предметного и внепредметного содержания обучения с позиции развития цельной культуры личности.

Культурологический подход происходит с помощью введения следующих факторов.

  • Наполнение содержания традиционных учебных дисциплин, ограниченных рамками программных требований (стандартов образования).

  • Появление новых дисциплин культурно-гуманитарного цикла (философии, психологии, культурологии и т. д.).

  • Наполнение дисциплин естественнонаучного круга общечеловеческими проблемами, ценностями.

  • Формирование междисциплинарных связей.

Реализация подхода характеризуется следующими показателями.

  • Поворот образовательного процесса к человеку, как основному его предмету и цели.

  • Наполнение содержания образовательного процесса задачами и проблемами человека.

  • Представление организации образовательного процесса как целостной системы совместной деятельности учителей и учащихся.

  • Формирование образовательного процесса в рамках мировой, национальной культуры.

  • Формирование индивидуальности и самобытности личности ребенка, развитие личностных характерных особенностей.

  • Эффективное повышение профессионального мастерства и педагогической культуры учителей.

Потребности настоящего времени требуют наполнить новым содержанием культурологический принцип.


В культурологической концепции содержание образования включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Компонентом культуры в данном случае можно считать знания, которые в образовании значимы и с точки зрения самооценки личности.

Компетентность подразумевает наличие определенных научных знаний и предполагает возможность проводить соответствующую практическую деятельность, т. е. означает владение способами деятельности и приобретенный опыт как репродуктивной, так и творческой деятельности в сфере рассматриваемой компетенции. Важно отметить, что подобную деятельность нельзя произвести без сформулированного мотивационного положения, основополагающим фактором которого являются ценностные отношения развития личности. Кроме того, компетентность определяется развитием специфических особенностей личности, которые так необходимы для проведения практической деятельности.
Библиографический список

1.Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. Москва: Юрайт, 2020. 128 с.

2.Блинов В. И. Москва: Юрайт, 2019. 354 с.

3.Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. Москва: Юрайт, 2019. 236 с.

4.Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. Москва: Юрайт, 2016. 478 с.

5.Есекешова М., Сагалиева Ж. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Москва: Фолиант, 2018. 256 с.

6.Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебник для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019. 178 с.

7.Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. Москва: Юрайт, 2019. 178 с.

8.Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Учебное пособие для вузов. В 2-х частях. Часть 2. Общественная педагогия. Москва: Юрайт, 2019. 272 с.

9.Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. Москва: Юрайт, 2019. 720 с.

10.Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. Москва: Юрайт, 2019. 472 с.

11.Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019. 156 с.

12.Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2019. 128 с.

13.Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. Москва: Юрайт, 2019. 128 с.