Файл: Разработка технологической карты урока по математике Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Разработка технологической карты урока по математике»

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………. 3

  2. Обоснование необходимости проекта……………………………5

  3. Актуальность темы………………………………………………...6

  4. Цель и задачи проекта……………………………………………..7

  5. Планируемые результаты…………………………………………8

  6. Основная часть. Разработка технологической карты урока…9

  7. Заключение………………………………………………………….19

  8. Список литературы………………………………………………..21

  9. Приложение…………………………………………………………22


Введение.

На сегодняшний день об уроке написано много книг и статей. Со временем меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, где участники образовательного процесса: учитель и ученик. Для каждого из них урок интересен тогда, когда он и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий прямое отношение к интересам современного человека.

В связи с внедрением ФГОС второго поколения перед учителем встает вопрос: что должно измениться в современном уроке, как изменится деятельность учителя по сравнению с традиционной системой преподавания?

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС включает в себя требования:

-к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, к финансовым, к материально-техническим и иным условиям.

В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить учиться.

Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:


-формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

-построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных. Психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Так что же такое современный урок?

Если в традиционном уроке учитель пользовался конкретным конспектом урока, то на современном этапе он должен составлять сценарный план урока, который предоставляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения в зависимости от сложившейся на учебном занятии ситуации. Для этого учитель должен подготовить технологическую карту урока.

Наша проектная работа посвящена методам разработки технологической карты урока математики в 5 классе общеобразовательной школы.
Обоснование необходимости проекта.

Особенность ФГОС нового поколения-деятельностный характер. Который ставит главной задачей развитие личности ученика. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием «Закона об образовании в Российской Федерации» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования». Эти требования сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Главной же частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия(УУД), которые разделены на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя, реализующего новый стандарт. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей на умение применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается на ряду с усвоением конкретных знаний научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками. Графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.



В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения происходят и изменения в основных этапах урока: при объяснении и закреплении материала учитель предоставляет больше времени для самостоятельной работы учащихся. Выступая при этом в роли консультанта. Меняется главная цель учителя на уроке, приоритет отдается организации деятельности учащихся. Учителя должны уметь составить технологическую карту.

Технологическая карта урока -это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Актуальность темы.

За последнее время изменения в обществе кардинально меняют представление о целях образования и путях их реализации.

Без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком, т.к.:

- в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики;

-в послешкольной жизни-получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования, связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы. строительство, статистика и т.д.;

-изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений(универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Цель проекта:

Разработать технологическую карту урока математики в 5 классе.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС ООО к технологической карте урока.

  2. Ознакомить со структурой составления технологической карты урока.

  3. Научить составлять технологическую карту урока.

Предполагаемый проектный продукт:

Разработка технологической карты урока математики в 5 классе.

Целевая группа проекта:

  • Учащиеся 5 класса МКОУ "Эндирейская СОШ №1"

Планируемые результаты.

Умение разработать технологическую карту урока математики намного облегчит подготовку учителя к современному уроку. Так как обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений.

Основная часть. Разработка технологической карты урока. Что означает термин «технологическая карта»?

Технологическая карта-форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.( политехнический энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1989).

Технологическая карта-это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.

Технологическая карта (ТК) должна отвечать на вопросы:

1.Какие операции необходимо выполнять?

2.В какой последовательности выполняются операции?

3.С какой периодичностью необходимо выполнять операции?

4.Сколько уходит времени на выполнение каждой операции?

5. Результат выполнения каждой операции?

6.Какие необходимы инструменты и материалы для выполнения операции?

Методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:

  • она имеет статус документа;

  • в ней записан весь процесс;

  • указаны операции, их составные части;

  • названы материалы;

  • перечислено оборудование;

  • указаны инструменты;

  • обозначение технологические режимы;

  • рассчитано время;

  • определен квалификационный статус исполнителей.

Конструируя технологическую карту урока, мы мысленно пройдем все ступени деятельности, которая приведет к намеченному результату.
Технологическая карта в образовании.

На сегодняшний день наиболее «удачным» сценарием современного урока выбрано его обобщенно-графическое выражение, а именно технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Технологическая карта-это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени основного общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.


Технологическая карта урока-это способ графического проектирования урока., таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При составлении технологической каты мы структурируем урок по следующим параметрам:

1.Название этапа урока.

2.Цели этапа урока.

3.Содержание этапа.

4. Деятельность учителя.

5. Деятельность учащихся.

6.Формы работы .

7.Результат.

Этапы работы над технологической картой:

  1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

  2. Формулировка целей урока(содержательные и деятельностные).

  3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

  4. Формулировка целей каждого этапа урока.

  5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

  6. Выбор форм работы на уроке:

-индивидуальная;

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Обучение с использованием технологической карты позволяет:

-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

-определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

-осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;

-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

-определить возможности реализации межпредметных знаний;

-на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.