Файл: Разработка технологической карты урока по математике Содержание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как :

-учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата;

-используются эффективные методы работы с информацией;

-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Структура технологической карты:

1-й этап. «Самоопределение к деятельности. Организационный момент».

Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельность».

Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. «Постановка учебной задачи». Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют тему урока.

4-й этап. «Построение проекта выхода из затруднения». Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства.

5-й этап. «Первичное закрепление». Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)». Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Пошаговый алгоритм составления технологической карты.

ШАГ 1:

-четко определить и сформулировать для себя тему урока
;

-определить место темы в учебном курсе;

-определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

ШАГ 2:

-определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

ШАГ 3:

спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:

-узнавание нового материала;

-воспроизведение;

-применение знаний в новой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

-творческий подход к знаниям;

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий.

  1. задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  2. задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  3. творческие задания;

ШАГ 4:

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то , что вызовет удивление, восторг учеников-одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

ШАГ 5:

Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом. Как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

ШАГ 6:

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

-что контролировать;

-как контролировать;

-как использовать результаты контроля.

ШАГ 7:

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, и так далее. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

ШАГ 8:

Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Устоявшейся формы подобной технологической карты пока не существует. Но можно построить технологическую карту по типам урокам по ФГОС:

  1. Урок усвоения новых знаний.

  2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

  3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

  4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

  5. Урок контроля знаний и умений.

  6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

  7. Комбинированный урок.

Технологическая карта четко разделяет урок на несколько больших блоков. Структура урока по ФГОС несколько отличается по наполненности хода занятия от традиционного урока. Элементами структуры современного урока являются: вызов, освоение новых форм деятельности, рефлексия, организация окончания урока. Оценивание и самооценивание деятельности, продолжение работы по формированию компетенций в процессе выполнения домашнего задания.



Насыщенность занятия требует от учителя большой самоотдачи и четкого соблюдения временных рамок для каждого вида деятельности. Этому надо учиться.

В ходе занятия закрепление новых знаний. Превращение их в умения происходит не одномоментно и коллективно-убедительно. Каждый учащийся имеет собственный алгоритм работы памяти и мышления, сложные действия должны быть закреплены, а компетенции сформированы в результате усвоения целой темы, а то и раздела учебного материала. Часть компетенций носит обще-учебный характер, который не может быть сформирован только в одном учебном курсе. Текущая проверка знаний и умений должна проходить комплексно, включать в себя часть материала из предыдущих тем и разделов. И самое главное – уровень обученности проявляется не столько через знание формул или овладения понятийным аппаратом, сколько через умение применять теоретические знания в ходе практической работы, лабораторного анализа, творческого и исследовательского процесса во время и вне урока.

Согласно Концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии-на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся( действий целепологания, организации, контроля и регулирования).

Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.

Логика конструирования технологисемкой карты (по Т.И.Шамовой):

  1. Определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся;

  2. Определение первого и заключительного учебных занятий;

  3. Разбиение содержания изучаемой темы на блоки;

  4. Определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий;

  5. Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий;

  6. Составление заданий для самоконтроля учащихся;


Примеры форм технологических карт уроков:

Вариант 1.

Этапы урока

Время,

мин

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение























Вариант 2.

Этапы урока

Время,

мин

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Примечания




















Вариант 3.

Деятельность

учителя

Этапы урока

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Замечания и корректировка действий учителя на уроке

















Вариант 4.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Примечания
















Выводы:

Технологическая карта-от слова технология «способ действия», « способ взаимодействия работника с инструментом» - не детализирует каждое действие учителя или учащихся. Она несет обобщенную информацию учителя конкретного класса, конкретного дня и этапа обучения.

Технологическая карта-как чертеж в руках инженера, нарисовано-что делать, а от учителя зависит - как он это сделает. Учитель, готовящий технологическую карту урока, сам себе и инженер-проектировщик, и программист, и исполнительный рабочий, и контролер-оценщик. Профессия такая .

Технологическая карта урока ориентирует учителя и обучающихся на деятельностный подход к обучению, на обобщенные результаты в виде «готового продукта», с одной стороны, и формирующихся компетенций – с другой.

Характер взаимодействия(основа)-горизонтальные отношения сотрудничества, а не властная вертикаль указаний.

Основная задача технологической карты урока- скомбинировать виды деятельности учащихся и учителя в целостный, коллективный набор действий, создающий процесс взаимообучения , взаимодействия. Основной компонент-нацеленность на результат, формирование компетенций, то есть личности, способной реализовать себя. Компетенции общеучебные и профессиональные-результат знаний, умений, приложенных в конкретном процессе деятельности с получением на выходе «полезного продукта», который ценен для работодателя.

Заключение.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

В принципе, ничего сложного или недостижимого ФГОС не требуют-всего лишь обучить , сформировать грамотного работника, способного ориентироваться в частой смене видов деятельности, в густом потоке информации, который должен обладать полезными свойствами, такими как стрессоустойчивость, грамотность, коммуникабельность, социальная ответственность, аналитически развитый ум, креативность мышления, когнитивные интересы, проявленные в действии, внимании, умении концентрировать произвольное внимание на достаточно долгий период, память, в том числе на сложные формулы и длинные тексты. Нравственные ориентиры-трудолюбие, патриотизм, доброжелательность….

Список литературы.

1.Рекомендации по разработке технологической карты урока.

2. Требования ФГОС ООО к реализации предметной области «Математика».

3.Примерная программа по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.

4.Технологические карты уроков. Математика. 5 класс. l полугодие.

5. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока.

6. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации.

7. Логинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.

8.http://festival. 1 september.ru/articles/630119/

9.http://www.proshkolu.ru/


1. ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Шаблон технологической карты урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3.Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результа