Файл: Разработка технологической карты урока по математике Содержание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как :
-учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата;
-используются эффективные методы работы с информацией;
-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Структура технологической карты:
1-й этап. «Самоопределение к деятельности. Организационный момент».
Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап. «Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельность».
Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап. «Постановка учебной задачи». Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют тему урока.
4-й этап. «Построение проекта выхода из затруднения». Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства.
5-й этап. «Первичное закрепление». Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону». Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. «Рефлексия деятельности (итог урока)». Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Пошаговый алгоритм составления технологической карты.
ШАГ 1:
-четко определить и сформулировать для себя тему урока
;
-определить место темы в учебном курсе;
-определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
ШАГ 2:
-определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
ШАГ 3:
спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:
-узнавание нового материала;
-воспроизведение;
-применение знаний в новой ситуации;
-применение знаний в незнакомой ситуации;
-творческий подход к знаниям;
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий.
-
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; -
задания, способствующие осмыслению материала учеником; -
творческие задания;
ШАГ 4:
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то , что вызовет удивление, восторг учеников-одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
ШАГ 5:
Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом. Как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
ШАГ 6:
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
-что контролировать;
-как контролировать;
-как использовать результаты контроля.
ШАГ 7:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, и так далее. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
ШАГ 8:
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Устоявшейся формы подобной технологической карты пока не существует. Но можно построить технологическую карту по типам урокам по ФГОС:
-
Урок усвоения новых знаний. -
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). -
Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). -
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. -
Урок контроля знаний и умений. -
Урок коррекции знаний, умений и навыков. -
Комбинированный урок.
Технологическая карта четко разделяет урок на несколько больших блоков. Структура урока по ФГОС несколько отличается по наполненности хода занятия от традиционного урока. Элементами структуры современного урока являются: вызов, освоение новых форм деятельности, рефлексия, организация окончания урока. Оценивание и самооценивание деятельности, продолжение работы по формированию компетенций в процессе выполнения домашнего задания.
Насыщенность занятия требует от учителя большой самоотдачи и четкого соблюдения временных рамок для каждого вида деятельности. Этому надо учиться.
В ходе занятия закрепление новых знаний. Превращение их в умения происходит не одномоментно и коллективно-убедительно. Каждый учащийся имеет собственный алгоритм работы памяти и мышления, сложные действия должны быть закреплены, а компетенции сформированы в результате усвоения целой темы, а то и раздела учебного материала. Часть компетенций носит обще-учебный характер, который не может быть сформирован только в одном учебном курсе. Текущая проверка знаний и умений должна проходить комплексно, включать в себя часть материала из предыдущих тем и разделов. И самое главное – уровень обученности проявляется не столько через знание формул или овладения понятийным аппаратом, сколько через умение применять теоретические знания в ходе практической работы, лабораторного анализа, творческого и исследовательского процесса во время и вне урока.
Согласно Концепции Т.И.Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающую в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии-на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся( действий целепологания, организации, контроля и регулирования).
Различают технологическую карту темы и технологическую карту учебного занятия.
Логика конструирования технологисемкой карты (по Т.И.Шамовой):
-
Определение конечных результатов изучения предстоящей учебной темы в действиях учащихся; -
Определение первого и заключительного учебных занятий; -
Разбиение содержания изучаемой темы на блоки; -
Определение в каждом содержательном блоке количества и типов учебных занятий; -
Прогнозирование целей и содержания каждого учебного занятия в блоке учебных занятий; -
Составление заданий для самоконтроля учащихся;
Примеры форм технологических карт уроков:
Вариант 1.
-
Этапы урока
Время,
мин
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Методы, приемы и формы обучения
Прогнозируемый результат образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Вариант 2.
-
Этапы урока
Время,
мин
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Методы, приемы и формы обучения
Примечания
Вариант 3.
-
Деятельность
учителя
Этапы урока
Деятельность учащихся
Методы, приемы и формы обучения
Замечания и корректировка действий учителя на уроке
Вариант 4.
-
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Примечания
Выводы:
Технологическая карта-от слова технология «способ действия», « способ взаимодействия работника с инструментом» - не детализирует каждое действие учителя или учащихся. Она несет обобщенную информацию учителя конкретного класса, конкретного дня и этапа обучения.
Технологическая карта-как чертеж в руках инженера, нарисовано-что делать, а от учителя зависит - как он это сделает. Учитель, готовящий технологическую карту урока, сам себе и инженер-проектировщик, и программист, и исполнительный рабочий, и контролер-оценщик. Профессия такая .
Технологическая карта урока ориентирует учителя и обучающихся на деятельностный подход к обучению, на обобщенные результаты в виде «готового продукта», с одной стороны, и формирующихся компетенций – с другой.
Характер взаимодействия(основа)-горизонтальные отношения сотрудничества, а не властная вертикаль указаний.
Основная задача технологической карты урока- скомбинировать виды деятельности учащихся и учителя в целостный, коллективный набор действий, создающий процесс взаимообучения , взаимодействия. Основной компонент-нацеленность на результат, формирование компетенций, то есть личности, способной реализовать себя. Компетенции общеучебные и профессиональные-результат знаний, умений, приложенных в конкретном процессе деятельности с получением на выходе «полезного продукта», который ценен для работодателя.
Заключение.
Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.
В принципе, ничего сложного или недостижимого ФГОС не требуют-всего лишь обучить , сформировать грамотного работника, способного ориентироваться в частой смене видов деятельности, в густом потоке информации, который должен обладать полезными свойствами, такими как стрессоустойчивость, грамотность, коммуникабельность, социальная ответственность, аналитически развитый ум, креативность мышления, когнитивные интересы, проявленные в действии, внимании, умении концентрировать произвольное внимание на достаточно долгий период, память, в том числе на сложные формулы и длинные тексты. Нравственные ориентиры-трудолюбие, патриотизм, доброжелательность….
Список литературы.
1.Рекомендации по разработке технологической карты урока.
2. Требования ФГОС ООО к реализации предметной области «Математика».
3.Примерная программа по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.
4.Технологические карты уроков. Математика. 5 класс. l полугодие.
5. Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока.
6. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации.
7. Логинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.
8.http://festival. 1 september.ru/articles/630119/
9.http://www.proshkolu.ru/
1. ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Шаблон технологической карты урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3.Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4.Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результа |