ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт Финансов, Экономики и Управления

(наименование института полностью)

Экономика

(Наименование учебного структурного подразделения)

38.03.01 Экономика

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Финансовый менеджмент

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 2
по учебному курсу « Психология »

(наименование учебного курса)
Практическое задание № 2


Обучающегося

Кузнецова Вероника Алексеевна







(И.О. Фамилия)




Группа

ЭКбвд-2006бс













Преподаватель










(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023 г

Составить сводную таблицу основных психических познавательных процессов

Процесс

Особенности процесса

Физиологическая основа процесса

Виды

процесса

Свойства процесса

Функции

процесса

Ощущения – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при соответствующем воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Следует отметить, что ощущения человека — это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных.

1. Экстерорецептивные
2. Интерорецептивные
3. Проприоцептивные

1.Качество
2. Интенсивность
3. Длительность
4. Последовательные образы
5. Пороги ощущений.
6. Адаптация
7. Сенсибилизация

Позволяет видеть, чувствовать, обонять различные предметы

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения. Восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения.

Специальных органов восприятия не существует, материал для него дают анализаторы. При этом первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых концов анализатора. Поскольку любой объект внешнего мира выступает как сложный комплексный раздражитель, то в основе восприятия лежат сложные системы нервных связей между различными анализаторами. Можно сказать, что физиологической основой восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора, так как не все анализаторы играют одинаковую роль: обычно один из них является ведущим.

1. Простые – зрительные, слуховые, осязательные. Каждый человек владеет всеми простыми видами восприятия, но одна из этих систем обычно развита лучше других, что соответствует трем основным сферам сенсорного опыта: визуальной, аудиальной и кинестетической.

2. Сложные виды восприятия выделяются в том случае, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько анализаторов: зрительно-слуховые; зрительно-слуховые-осязательные; зрительно-двигательные и слухо-двигательные.

3. Специальные виды восприятия различают в зависимости от воспринимаемого объекта: времени, пространства, движений, отношений, речи, музыки, человека человеком и т. п.

1. Предметность
2. Апперцепция
3. Константность
4. Осмысленность.
5. Избирательность
6. Целостность

1. Отражается сложный образ предмета.

2. Он дополняется и опосредуется прошлыми знаниями человека об этом предмете и его жизненным опытом.

З. Восприятие зависит, от особенностей воспринимающего субъекта.

4. Правильность восприятия проверяется в практической деятельности человека, а с другой стороны — практическая деятельность человека — основа восприятия.

Воображение - это процесс преобразования представлений,

отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых

представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя

другими психическими процессами — памятью и мышлением. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.


Отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта

Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще – в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа

Пассивное воображение подчинено субъективным, внутренним факторам и характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не реализуются или вообще не могут быть реализованы. В процессе пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

Активное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное. По степени самостоятельности и оригинальности продуктов деятельности различают воссоздающее и творческое воображение.

1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей.

2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.

3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.

4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.

5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

1. представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими при решении задач;

2. регулирования эмоциональных отношений;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

4. формирование внутреннего плана человека;

5. планирование и программирование деятельности человека.

Память- это психологический процесс запечатления и сохранения, воспроизведения того, что человек отражал, делал и переживал.

В когнитивной сфере память занимает особое место, без нее невозможно познание окружающего мира. Деятельность памяти необходима при решении любой познавательной задачи, так как память лежит в основе любого психического явления и связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Без включения памяти в акт познания все ощущения и восприятия будут восприниматься как впервые возникшие и постижение окружающего мира станет невозможным

В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

На первой стадии, непосредственно после воздействия раздражителя, в мозгу происходят кратковременные электрохимические реакции, вызывающие обратимые физиологические изменения в клетках. Эта стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и является физиологическим механизмом кратковременной памяти – следы есть, но они еще не упрочились. На второй стадии происходит биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ, которая приводит к необратимым химическим изменениям в клетках. Это механизм долговременной памяти – следы упрочились, могут существовать долго.

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память бывает образной, эмоциональной и словесно-логической.

2. По степени волевой регуляции, наличию или отсутствию цели и специальных мнемических действий различают непроизвольную память, когда информация запоминается сама собой – без постановки цели, без приложения усилий, и произвольную память, при которой запоминание осуществляется целенаправленно с помощью специальных приемов.

3. По продолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память.

1. Объем памяти
2. Длительность памяти
3. Быстрота
4. Точность

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;
- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;
- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.


Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного

процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и

преобразования человеком действительности.

Особенность мышления — это неразрывная

связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение, прежде всего в

том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не

имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Речь является орудием

мышления. Следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и

речи, эти два феномена — не одно и то же.

Физиологической основой мышления является деятельность всей коры головного мозга, а не какого-то одного его участка. В качестве специфического нервно-физиологического механизма мышления выступают временные нервные связи во второй сигнальной системе во взаимодействии с первой, которые образуются между мозговыми концами анализаторов.

Наглядным (конкретным) называется такое мышление, предмет которого человек воспринимает или представляет. Оно непосредственно опирается на образы предметов и делится на наглядно-действенное и наглядно-образное.

Дискурсивное (абстрактно-понятийное, словесно-логическое) мышление – это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом.

На открытие законов, свойств объектов, объяснение явлений направлено теоретическое (объяснительное) мышление, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия


1. Анализ
2. Синтез
3. Обобщение
4. Сравнение
5. Абстрагирование
Качества мышления (ума).

- Широта;

- Конкретность;

- Глубина;

- Самостоятельность;

- Критичность;

- Гибкость;

- Последовательность;

- Быстрота


- Установление всеобщих взаимосвязей.
- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений.
- Обобщение свойств однородной группы явлений и др.

Речь

– процесс использования человеком языка в целях общения с другими людьми. Речь является средством мышления. Благодаря речи люди обмениваются своими мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях и мечтах.

Процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

Системы обеспечения речи подразделяются на периферические и центральные.

К центральным относятся структуры головного мозга, а к периферическим - голосовой аппарат (органы дыхания, гортань, полости рта и носа) и органы слуха.

Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

В коре головного мозга выделяют слуховой центр речи (центр Вернике). При его поражении больной слышит слова, но не понимает их смысла (сенсорная афазия).

Существует и двигательный центр (центр Брока). При его поражении больной понимает речь, но не может говорить при полной сохранности периферического аппарата производства речи (моторная афазия). Понимание смысла речи связано с функционированием ассоциативных зон коры, поражение которых приводит к непониманию смысла речи при понимании ее отдельных слов.

1. Устная – общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.

Делится на:

-монологическую – речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

- диалогическую – разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников

2. Письменная – изображается графически, с помощью письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Особенность – она обращена к отсутствующему читателю, который находится в другом месте, в другой обстановке и прочтет написанное только через некоторое время.

3. Внутренняя – речь про себя. Ею пользуются в процессе мышления. Эта речь позволяет человеку мыслить на основе родного языка даже тогда, когда человек и не говорит громко. Люди обычно думают на том языке, на котором говорят. Перед тем как выразить мысль устно или письменно, человек часто проговаривает ее про себя, т.е. во внутренней речи.

1. Содержательность
2. Понятность
3. Выразительность
4. Бездейственность

- Обозначения
- Выражения
- Воздействия
- Сообщения

Внимание

Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, деятельности, явлении или переживании


Физиологической основой внимания являются процессы возбуждения и торможения и особенности их движения и взаимодействия в коре головного мозга. Направленность высшей нервной и психической деятельности человека всегда связана с возбуждением одних корковых участков и торможением других по закону индукции. Среди возбужденных участков коры выделяется тот, который в данный момент имеет наибольшее значение, он начинает господствовать над всеми остальными. Так обеспечивается избирательность нашей деятельности и осуществляется контроль за ее протеканием, поэтому мы можем долгое время удерживать свое внимание на каком-либо объекте.

1. Непроизвольное

— это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета…), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

2. Произвольное- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

3. Послепроизвольное– вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. Снижается целенаправленность, снимается напряжение.

1. Концентрация – степень сосредоточения внимания на объекте:

- высокая; - низкая

2. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

3. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой:

- трудное; - легкое

4. Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

5. Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте:

- устойчивое;

- неустойчивое.

- отбор значимых воздействий, соответствующих данной деятельности и игнорирование других несущественных конкурирующих объектов;

- сохранение и удержание выполняемой деятельности до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель;

- активизация нужных и торможение ненужных в данный момент физиологических и психических процессов.