Файл: Вопросы, выносимые на экзамен по орсз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В п. 1 ст. 8 установлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, состоящие из установленного минимального объема социальных услуг, одним из составляющих которого является гарантированное, общедоступное бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также воспитание в образовательных учреждениях. Следует учитывать, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться его права. Данный закон регулирует вопросы соблюдения прав детей в России и выделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в особую ка­тегорию нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов.

         Если по п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» педагогическим, медицинским, социальным работникам, психологам и другим специалистам, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, дана возможность по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных органах, занимающихся защитой прав ребенка, то Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ наделил органы и учреждения образования рядом обязательных к исполнению полномочий и функций как в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, так и в области организации и проведения индивидуальной профилактической работы с ними. Данный закон определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и устанавливает ответственность в организации профилактической работы. При этом создаются дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, активизация комплексного  решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

В Российской Федерации действуют специальные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; стационарные отделения для несовершеннолетних; отделения профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляют центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа. Однако количество действующих учреждений, прежде всего это касается социальных приютов, не соответствует потребности в них. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа
[6].

По закону в систему профилактики входят восемь органов: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы социальной защиты населения, органы образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости и органы внутренних дел. Проблема состоит в том,  что отсутствует целостность их взаимодействия в профилактических мероприятиях. Наблюдается ведомственная разобщенность в работе органов и учреждений социальной защиты населения в системе профилактики. Не развита система социальной адаптации выпускников интернатов, детских домов, специализированных учреждений. Жизненная неустроенность, отсутствие необходимой социальной, психологической и правовой поддержки нередко приводят к тому, что подросток вторично приобретает черты асоциальности. Наряду с этим, в работе с трудными детьми много формализма: порой за цифрами, ведомственным отчетами и докладами забывают о главном, –ребенке[7].

На федеральном уровне в течение нескольких лет действуют механизмы межведомственной координации деятельности органов власти, общественных объединений по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Межведомственная комиссия при Правительстве РФ по делам несовершеннолетних и Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Практически во всех субъектах Российской Федерации, в том числе в Мордовии, созданы транзитные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющие прием и перевозку по территории Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту их постоянного проживания. Также в субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности. В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних введены дополнительные гарантии занятости лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей и др.), проводится квотирование рабочих мест для данной категории граждан.



Все вышеприведенные нормативные акты реализуются субъектами профилактики безнадзорности и беспризорности: Советом по делам молодежи при Президенте РФ; Комиссией по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка; Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ; органами прокуратуры, суда, юстиции; подразделениями по делам несовершеннолетних; органами местного самоуправления; органами опеки и попечительства; органами социальной защиты населения; социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних; социальными приютами для детей и подростков; центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центрами психолого-педагогической помощи населению; территориальными центрами помощи семье и детям; детскими домами семейного типа.