Файл: Декабристы герои или бунтовщики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе


На тему: ДЕКАБРИСТЫ ГЕРОИ ИЛИ БУНТОВЩИКИ?

Актуальность. Эпоха Романовых – это период тотального закрепощения крестьян и повсеместная передача дворянам привилегий. Крестьянство долгое время оставалось в неведении, и полагались на своих « покровителей дворян» по причине неграмотности. Так продолжалось почти целое столетие. Многие полагают, что преобразования на уровне социума невозможны, пока само общество не достигнет пика общественной мысли и оно должно быть « созревшем», чтобы принять как факт ту или иную реформаторскую деятельность со стороны властителей. Первые «росточки» общественной мысли в России стали проявляться лишь спустя целое столетие, когда в Европе уже произошла революция. Иными словами, Российская империя значительно отставала от общественно- экономического развития Европы. Эпоха первой четверти девятнадцатого века это знаковое начало общественной мысли, которая пока еще зарождалась только в узких общественных кругах и не во всех сословиях ( университетские кружки, военнослужащие) однако это свидетельствует, о том что общество начинает « созревать». Выступающим символом общественной мысли первой четверти XIX века в России характеризуется « Восстанием декабристов» исследователи полагают, что именно это было первым толчком к осознанию общества к переменам. Данная тематика актуальна тем, что по сей день, активно задействована, в качестве объекта для исследования. Исходя из значимости тематики, сформированы следующие вопросы: Можно ли назвать организацию декабристов на площади « восстанием»? «Восстали» ли декабристы осознанно и можно ли сказать, что они положили начало общественной мысли? Или же декабристы « бунтовщики» которые боролись только лишь за свои интересы? Я постараюсь ответить на данные вопросы посредством приведения аргументации и собственного мнения.

Итак, по мнению известного русского историка Андрея Фурсова, не следует ни излишне демонизировать, ни излишне героизировать этих людей. Их действия и поступки, надо оценивать, прежде всего, исходя из социально-экономической подоплеки тех далеких событий.

Одно из первых аспектов, на которые пристально нужно обратить внимание, так это сословность. Среди декабристов были в основном выходцы из привилегированных сословий и в целом они все были из обеспеченных и влиятельных семей. По мнению историка, как раз таки семьи занимались крупной торговлей зерном, которая резко оборвалась по причине наполеоновских воин, и источники дохода резко упали. Для элиты вставал вопрос: где же найти источники дохода и как предотвратить кризисный застой. Элита, задумалась, конечно, о хорошем источнике дохода – земле, однако не так все просто. Дело в том, что земля занята закрепощенными крестьянами или перед ними встала мысли об освобождении крестьян ( только без земли). Эта идея была предложена Александру I, которой тот час же отверг, ссылаясь на невозможность ее реализовать – есть риски восстаний. Исходя из такого поворота, по мнению историка, декабристы не получившие
результат от задачи освобождения крестьян, задумались о свержении самодержавия.

После смерти Александра I и уже при правлении Николая I было организованно в 1925 году 14 декабря - «восстание декабристов» на Сенатской площади. которое не увенчалось успехом. Армия императора вмиг распустила « бунтовщиков». Важно отметить, что это не было похоже на восстание, это скорее была полумирная акция, которую императорская сила с легкостью ее свернула. Таким образом, можно сделать вывод, что мотив восстания был прост, и он касался интересов «декабристов». Но как бы то ни было, это событие осталось в истории как первое восстание против самодержавия, другой вопрос: каков был мотив?

Многое историки склонны героизировать данное событие, а многие в равной степени полагают, что мотив не соответствовал тому, чтобы данное событие было героизировано.

На мой взгляд, данное событие имеет противоречивую оценку. Ведь в действительности, общественно- философская мысль брала свое начало в начале XIX века, но в то же время она вряд ли была распространена среди всех сословий – это факт. Дело в том что, грамотными были подавляющее количество из высших сословий и влиятельных людей, но основная общественная масса Российской империи была закрепощенной, а именно неграмотных людей вряд ли беспокоили философские рассуждения об освобождении – это первое. Второе – несмотря на деятельность в кружках многих членом учебных заведений – это оставалось на уровне словесности и не носило четкую концепцию, а лишь оставалось на уровне хобби и понимания ситуации в стране. Вызвано это тем, что общественная мысль была активна в Европе, и вслед за мыслями были действия, на этой почве « российских умов» была своя альтернатива общественно мыслить. Третье – особое влияние на общественную мысль в России оказала война с Наполеоном. Многие военные( среди них в основном были выходцы дворян), побывав в Европе – увидели совершенно иной общественный уклад, который опережал Российский, это в свою очередь воздействовало на общественные движения среди элиты.

Таким образом, можно сделать вывод « восстание декабристов» осталось в российской истории как первый протест самодержавию и символизирует во многих публикациях исследователей – героизм, однако важно понимать о мотивах действий и на что ссылались декабристы, важно объективно отнестись к данному событию. Стоит учесть только одно: декабристы остались в истории как

осмелившиеся высказать свое мнение, каким-бы оно ни было – все это свидетельствовало о зарождении общественной мысли.