Файл: Лекция Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура кис.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура КИС
Лекция 2. Классификация информационных систем (по масштабу, по сфере применения, по архитектуре)
Типовые функциональные компоненты ИС
Лекция 4. Области применения и примеры реализации ИС
Спиральная модель жизненного цикла ИС
Преимущества спиральной модели
Лекция 7. Основные методологии и технологии разработки ИС. Методология RAD)
Методология RAD – Rapid Application Development
Лекция 8. Основные стандарты и методики разработки ИС (Oracle, ISO/IEC 12207, ГОСТ 34)
Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01
Лекция 9. Основные понятия теории систем
Тема 4. Введение в теорию систем
Основные понятия теории систем
Технические, биологические и другие системы
Детерминированные и стохастические системы
Хорошо и плохо организованные системы
Лекция 11. Модели систем. Качественные и количественные модели. Основные задачи теории систем
Лекция 17. Информационные процессы, их структура, классификация и характеристики
Основные информационные процессы и их характеристика
Лекция 18. Современные средства быстрой разработки приложений
Лекция 1. Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура КИС
Введение
Информационные системы (ИС) являются обычным программным продуктом и в то же время имеют ряд существенных отличий от стандартных прикладных программ и систем. Хотя в зависимости от предметной области ИС могут сильно различаться по своим функциям, архитектуре и способу реализации, можно выделить следующие два аспекта, общие для всех ИС:
1. ИС предназначены для сбора, хранения и обработки информации. Поэтому в основе любой ИС, как правило, лежит среда хранения и доступа к данным;
2. ИС ориентируются на пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области при-менения компьютера. Поэтому клиентские приложения ИС должны иметь простой, удобный, легко осваиваемый интерфейс.
Таким образом, при разработке ИС приходится решать две основные задачи:
1. задачу разработки базы данных (БД) для хранения информации;
2. задачу разработки графического интерфейса пользователя клиентских приложений.
Рассмотрим кратко оба аспекта разработки ИС.
Базы данных
Итак, СУБД является неотъемлемой частью любой ИС. Тип используемой СУБД обычно определяется масштабом ИС – малые ИС могут использовать локальные СУБД, а корпоративные ИС требуют мощной клиент-серверной СУБД, поддерживающей многопользовательскую работу.
Несмотря на очевидные преимущества и растущую популярность объектно-ориентированных СУБД (ObjectStore, Objectivity, O2, Jasmin), пока преобладают реляционные БД, являющиеся хорошо отлаженными системами, поддерживающими стандарт SQL-92 (Structured Query Language – структурированный язык запросов) (Oracle, Informix, Sybase, DB2, MS SQL Server).
Традиционный способ организации ИС – двухзвенная архитектура клиент-сервер, при которой вся прикладная часть ИС размещается на рабочих станциях, а сервер осуществляет только доступ к БД. Чтобы разгрузить клиентскую рабочую станцию и уменьшить загрузку сети, применяют трех-звенную архитектуру клиент-сервер, в которой добавляется еще промежуточный сервер приложений. В этом случае на стороне клиента выполняются только интерфейсные действия, а вся логика обработки информации поддерживается сервером приложений.
Средства разработки
Разработка удобного и соответствующего целям ИС пользовательского интерфейса – сложная и важная задача. Пользователи часто судят о качестве системы в целом по ее интерфейсу. Кроме того, от качества интерфейса зависит эффективность использования системы.
Разработка интерфейса всегда трудоемка. Средства визуальной разработки приложений значительно упрощают эту задачу. Все средства визуальной разработки приложений, предназначенные для разработки ИС, можно условно разделить на специализированные средства, ориентированные исключительно на работу с определенной СУБД, и универсальные средства, которые могут использоваться для разработки приложений почти любого типа, в том числе, и взаимодействующих с БД.
В качестве среды разработки приложений рассмотрим популярную в России среду Delphi. Delphi базируется на языке Object Pascal, для которого характерны строгость и простота, и в котором в полной мере реализованы все основные концепции ООП. ООП позволяет сделать любую систему более гибкой и динамичной, исключив необходимость постоянного переписывания структуры БД и приложений.
Главное достоинство ООПроектирования заключается в возможности повторного использования ранее написанного кода. Кроме того, объектные системы можно модифицировать и развивать. Применительно к ИС и к БД это позволяет начать проектирование будущей системы, не имея исчерпывающего представления о предметной области. Следовательно, применение ООПодхода сокращает сроки и уменьшает стоимость разработки ИС.
CASE-средства
Разработка ИС начинается с получения формального описания предметной области и построения полных и непротиворечивых функциональных и информационных моделей ИС. Это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации разработчиков. Кроме того, в процессе создания и функционирования ИС потребности пользователя могут изменяться или уточняться, что еще более усложняет разработку и сопровождение ИС.
Указанные проблемы способствовали появлению программно-технологических средств специального класса, так называемых CASE-средств, призванных повысить эффективность разработки ИС (CASE – Computer Aided Software/-System Engineering). Под CASE-средствами
понимают программные средства, поддерживающие процессы разработки и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения и БД, генерацию кода, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы.
Примеры CASE-средств: система моделирования Power Designer фирмы Sybase для разработки онцептуальных моделей ИС, система Rational Rose фирмы Rational Software и др.
Часть I
Тема 1. Информационные системы
Основные понятия
Информационная система (ИС) – это прикладная программная система, предназначенная для сбора, хранения, поиска и обработки текстовой и/или фактографической информации. Подавляющее большинство ИС работает в интерактивном режиме, т.е. в режиме диалога с пользователем.
В общем случае типовые программные компоненты ИС включают: диалоговый ввод-вывод, логику диалога, прикладную логику обработки данных, логику управления данными, операции с файлами и/или БД.
Можно выделить три наиболее существенных фактора, оказавших влияние на развитие ИС в последние годы:
1. новый подход к программированию: с конца 90-х годов ООП фактически вытеснило модульное; методы построения объектных моделей непрерывно совершенствуются. Внедрение ООТехнологий программирования существенно сокращает сроки разработки сложных ИС, упрощает их поддержку и развитие;
2. развитие сетевых технологий: локальные ИС повсеместно вытесняются клиент-серверными и многоуровневыми ИС;
3. развитие сети Интернет: появилась возможность работы с удаленными подразделениями, возможность обслуживания покупателей через Интернет, возможность использовать Интернет-технологии в интрасетях предприятия (так называемые интранет-технологии).
Корпоративные информационные системы
Корпоративная ИС (КИС) – это совокупность специализированного программного обеспечения и вычислительной аппаратной платформы, на которой оно установлено.
На развитие КИС также влияют многие факторы:
1. развитие методик управления предприятием (т.е. теории и практики менеджмента);
2. постоянное наращивание мощности и производительности компьютеров;
3. развитие сетевых технологий и систем передачи данных;
4. интеграция компьютеров с разнообразным оборудованием и др.
Структура КИС
В составе КИС можно выделить две относительно независимые составляющие:
1. компьютерную инфраструктуру организации, т.е. совокупность сетевой, телекоммуникационной, программной, информационной и организационной инфраструктур. (Эта составляющая называется корпоративной сетью.)
2. взаимосвязанные функциональные подсистемы, обеспечивающие решение задач организации.
Первая составляющая отражает структурную сторону любой ИС. Это основа для интеграции функциональных подсистем, полностью определяющая свойства ИС. Требования к компьютерной инфраструктуре едины и стандартизованы, методы ее построения хорошо известны и проверены на практике.
Вторая составляющая относится к прикладной области и зависит от специфики задач предприятия. Эта составляющая полностью базируется на первой и определяет прикладную функциональность ИС. Требования к функциональным подсистемам сложны и часто противоречивы, т.к. выдвигаются специалистами из различных прикладных областей. Однако в конечном счете именно эта составляющая важнее, т.к. именно для нее и строится компьютерная инфраструктура.
Взаимосвязи между двумя составляющими ИС достаточно сложны. С одной стороны, обе составляющие в определенном смысле независимы. Например, организация сети и протоколы для обмена данными между компьютерами абсолютно не зависят от того, какие программы планируется использовать на предприятии для организации бухучета.
С другой стороны, составляющие в определенном смысле зависят друг от друга. Функциональные подсистемы в принципе не могут существовать без компьютерной инфраструктуры. В то же время компьютерная инфраструктура сама по себе достаточно ограничена, поскольку не обладает необходимой функциональностью. Очевидно, невозможно эксплуатировать распределенную ИС при отсутствии сетевой инфраструктуры.
Таким образом, разработку ИС целесообразно начинать с построения корпоративной сети как наиболее важной составляющей, опирающейся на апробированные промышленные технологии и реализуемой в разумные сроки в силу определенности в постановке задачи и в предлагаемых решениях.
Корпоративная сеть создается на многие годы, капитальные затраты на ее разработку и внедрение настолько велики, что практически исключают возможность переделки существующей сети.
В отличие от корпоративной сети функциональные подсистемы изменчивы по своей природе, т.к. в предметной области деятельности организации изменения происходят постоянно. Функциональность ИС зависит от организационно-управленческой структуры организации, распределения функций, финансовых технологий, технологии документооборота и других факторов.
Разработку и внедрение функциональных подсистем можно выполнять постепенно. Например, сначала внедрить систему финансового учета, систему управления кадрами и т.п., а затем переходить к другим областям.