Файл: Лекция Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура кис.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура КИС
Лекция 2. Классификация информационных систем (по масштабу, по сфере применения, по архитектуре)
Типовые функциональные компоненты ИС
Лекция 4. Области применения и примеры реализации ИС
Спиральная модель жизненного цикла ИС
Преимущества спиральной модели
Лекция 7. Основные методологии и технологии разработки ИС. Методология RAD)
Методология RAD – Rapid Application Development
Лекция 8. Основные стандарты и методики разработки ИС (Oracle, ISO/IEC 12207, ГОСТ 34)
Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01
Лекция 9. Основные понятия теории систем
Тема 4. Введение в теорию систем
Основные понятия теории систем
Технические, биологические и другие системы
Детерминированные и стохастические системы
Хорошо и плохо организованные системы
Лекция 11. Модели систем. Качественные и количественные модели. Основные задачи теории систем
Лекция 17. Информационные процессы, их структура, классификация и характеристики
Основные информационные процессы и их характеристика
Лекция 18. Современные средства быстрой разработки приложений
Лекция 4. Области применения и примеры реализации ИС
Рассмотрим наиболее важные задачи, решаемые с помощью ИС.
1. Бухгалтерский учет. Это классическая область применения информационных технологий и наиболее часто реализуемая сегодня задача. Во-первых, ошибка бухгалтера может стоить очень дорого, поэтому очевидна выгода использования возможностей автоматизации бухгалтерии. Во-вторых, бухучет легко формализуется, так что разработка систем его автоматизации не является технически сложной. Однако это весьма трудоемко, т.к. к системам бухучета предъявляются повышенные требования в отношении надежности и максимальной простоты и удобства в эксплуатации.
2. Управление финансовыми потоками. Внедрение ИТ в управление финансовыми потоками также обусловлено критичностью этой области управления предприятия к ошибкам. Неправильно построив систему расчетов с поставщиками и потребителями, можно спровоцировать кризис наличности даже при налаженной сети закупок, сбыта и хорошем маркетинге.
3. Управление складом, ассортиментом, закупками. Можно автоматизировать процесс анализа движения товара, тем самым отследив и зафиксировав те 20% ассортимента, которые приносят 80% прибыли. Подобный анализ позволяет также ответить на главный вопрос: как получить максимальную прибыль при постоянной нехватке средств?
4. Управление производственным процессом. Это очень трудоемкая задача. Основные механизмы здесь – планирование и оптимальное управление. Автоматизированное решение задачи УПП дает возможность грамотно планировать, учитывать затраты, оперативно управлять процессом выпуска продукции и т.д.
5. Управление маркетингом. Управление маркетингом подразумевает сбор и анализ данных о фирмах-конкурентах, их продукции и ценовой политике, а также моделирование параметров внешнего окружения для определения оптимального уровня цен, прогнозирования прибыли и планирования рекламных кампаний.
6. Документооборот. Это очень важный процесс деятельности любого предприятия. Отлаженная система документооборота отражает реально происходящую производственную деятельность и дает возможность администрации воздействовать на нее. Поэтому автоматизация документооборота позволяет повысить эффективность управления.
7.
Оперативное управление предприятием. ИС, решающая задачи ОУП, строится на основе БД, в которой фиксируется вся информация о предприятии. ИС ОУП включает в себя массу программных решений автоматизации бизнес-процессов на предприятии. Важнейшее требование к таким ИС – гибкость, способность к адаптации и развитию.
8. Предоставление информации о фирме. Развитие сети Интернет привело к необходимости создания корпоративных серверов для предоставления информации о предприятии. Практически каждое уважающее себя предприятие имеет свой web-сервер, который решает целый ряд задач. Среди них две основные задачи: создание имиджа предприятия и разгрузка справочной службы компании.
Лекция 5. Жизненный цикл информационных систем. Проект. Классификация проектов. Основные фазы проектирования ИС
Проект
Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре.
Можно выделить следующие основные отличительные признаки проекта как объекта управления:
1. изменчивость ;
2. ограниченность конечной цели ;
3. ограниченность продолжительности ;
4. ограниченность бюджета ;
5. новизна для предприятия ;
6. комплексность ;
7. правовое и организационное обеспечение.
С точки зрения теории систем управления, проект как объект управления должен быть наблюдаемым и управляемым. Управляемость особенно актуальна в условиях неопределенности и изменчивости предметной области, которые характерны для проектов при разработке ИС.
К важнейшим характеристикам проекта относятся технико-экономические показатели: объем работ, сроки выполнения, себестоимость, экономическая эффективность от реализации проекта, социальная и общественная значимость проекта.
Классификация проектов
Проекты можно классифицировать по различным признакам. Отметим основные из них.
Класс проекта определяется по составу и структуре проекта. Обычно различают монопроект (отдельный проект, который может быть любого типа, вида и масштаба) и
мультипроект (ко?мплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления).
Тип проекта определяется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект. Можно выделить пять основных типов проекта: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный.
Разработка ИС относится к техническим проектам, имеющим следующие особенности: главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов; срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, но они тоже могут корректироваться.
Масштаб проекта определяется размером бюджета и числом участников: мелкие проекты, малые проекты, средние проекты, крупные проекты. Можно рассматривать масштаб проекта в более конкретной форме – отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты предприятия.
Основные фазы проектирования ИС
Каждый проект проходит в своем развитии определенные состояния. Совокупность ступеней развития проекта принято разделять на фазы (стадии, этапы). Можно выделить следующие фазы развития ИС:
1. формирование концепции ;
2. разработка технического задания ;
3. проектирование ;
4. изготовление ;
5. ввод системы в эксплуатацию .
Вторую и третью фазы принято называть фазами системного проектирования, а четвертую и пятую – фазами реализации.
Концептуальная фаза: главное содержание работ на этой фазе – определение проекта, т.е. разработка его концепции, включающей формирование идеи, определение целей, изучение требований заказчика, определение необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов, подбор команды разработчиков и т.д.
Разработка технического задания (ТЗ): главное содержание этой фазы – разработка ТЗ и переговоры с заказчиком о заключении контракта. На этой фазе разрабатывается основное содержание и структура проекта, разработка и утверждение ТЗ, составление сметы и бюджета проекта, разработка календарного плана и графика работ, подписание контракта.
Проектирование: на этой фазе определяются подсистемы и их взаимодействие, выбираются способы выполнения проекта. Работы включают разработку частных ТЗ, выполнение концептуального проектирования, выполнение базовых проектных работ, представление проектной разработки, экспертизу и утверждение.
Разработка: на этой фазе производится координация работ по проекту, осуществляется изготовление, объединение и тестирование подсистем. Основные работы: разработка программного обеспечения, подготовка к эксплуатации, контроль основных показателей.
Ввод в эксплуатацию: главное содержание этой фазы – проведение испытаний и эксплуатация системы в реальных условиях. Основные виды работ: подготовка кадров, подготовка рабочей документации, ввод системы в эксплуатацию, сопровождение и сервисное обслуживание, оценка результатов проекта, закрытие проекта.
Жизненный цикл ИС
Понятие жизненного цикла (ЖЦ) является одним из базовых понятий методологии проектирования ИС. ЖЦ ИС представляет собой непре-рывный процесс, начинающийся с момента принятия решения о создании ИС и заканчивающийся в момент полного ее изъятия из эксплуатации.
Существует международный стандарт , регламентирующий ЖЦ ИС – ISO/IEC 12207 (ISO – International Organization of Standartization, IEC – International Electrotechnical Comission).
Стандарт ISO/IEC 12207 определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ИС. В соответствии с этим стандартом структура ЖЦ основывается на трех группах процессов:
1. основные процессы ЖЦ (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
2. вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, разрешение проблем);
3. организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).
Основные процессы жизненного цикла ИС
Среди основных процессов ЖЦ ИС наибольшее значение имеют три: разработка, эксплуатация и сопровождение.
Разработка ИС: включает в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование и программирование. Иными словами, все работы по созданию информационного программного обеспечения (ПО) и его компонентов, т.е. оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов для тестирования программ, разработку материалов для организации обучения персонала и др.